Главная
Конференции
Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума
Детское конструирование как игровой процесс для всестороннего развития личности ...

Детское конструирование как игровой процесс для всестороннего развития личности дошкольников

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

конструирование
игровой процесс
дошкольники
развитие личности

Аннотация статьи

В статье детское конструирование – как игровой процесс для всестороннего развития личности дошкольников показано, что на занятиях по конструированию дети самостоятельно ищут ответы на вопросы, приобретают экспериментальный опыт и обретают больше самостоятельности в своих действиях. Детское конструирование как полезное развивающее занятие для детей помогает каждому ребёнку выбрать для себя что-то подходящее из многообразия видов и форм конструирования. Детское конструирование, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Текст статьи

На занятиях конструктивной деятельностью дети получают представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам, но в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. Таким образом формируется умение анализировать окружающий мир, повышается осознанность для собственных действий.

Конструирование для детей способствует:

  • улучшению зрительно-моторной координации;
  • развитию пространственного мышления, т. е. приобретению навыков делить сложную форму на составные части, соотносить размеры объектов и определять их местоположение, мысленно меняя их взаимное расположение;
  • получению навыков повышенной концентрации внимания;
  • совершенствованию их речи, т. к. в процессе работы они делятся своими замыслами, учатся ясно выражать свои мысли и грамотно их формулировать.

Детское конструирование похоже на конструктивно-техническую деятельность взрослых. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создаёт план, подбирает материал с учётом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполняемых действий. Конструктор должен уметь представить не только структуру машины, конструкции, но и их техническую сторону: как, с помощью чего скрепляются части? Какая из них является основой конструкции? Какими средствами достигается подвижность частей, конструкции в целом? И на занятиях конструирования дети самостоятельно ищут ответы на эти вопросы, приобретают экспериментальный опыт и обретают больше самостоятельности в своих действиях.

Конструирование для детей даёт возможность обучить их не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, разнообразным схемам действий. Улучшение точности восприятия и понимание технической сущности предметов пробуждает в детях больше ответственности за собственные действия и осознанности по отношению к окружающему миру.

Зачастую использование конструирования начинается ещё в детском дошкольном возрасте. Детское конструирование может быть уместно и в детском саду и в обычных домашних условиях. Для детей конструирование – это игровой процесс. В отличие от взрослых дети получают удовольствие от самого процесса детского конструирования, а не от того, что они создали что-то и потом смотрят и любуются.

Любые занятия с детьми проводятся с определёнными целями, это может быть физическое развитие, развитие речи, памяти, навыков рисования и так далее. Детское конструирование не исключение. Занятия детским конструированием также имеют определённые цели:

  • Образование. Во время занятий конструированием дети узнают новые слова и понятия, которые связаны с геометрией фигур, материалами, используемыми в конструировании, правилами моделирования и так далее;
  • Развитие. Во время конструирования происходит развитие мелкой моторики, внимания, логики, пространственного мышления и творческих способностей детей;
  • Воспитание. Во время конструирования у детей воспитывается усидчивость, желание доводить дело до конца, умение работать как самостоятельно, так и в команде.
  • Особенно ценно то, что всех этих целей возможно добиться во время игры, а в дошкольном возрасте – это намного упрощает процесс проведения занятий с детьми.

Детское конструирование имеет и свою классификацию. В зависимости от возраста детей, состава детских групп и предпочтений по интересам, можно подобрать тот вид конструирования, который подойдёт именно этой группе и именно в это время.

Итак, детское конструирование представлено следующими видами:

  • Художественное конструирование. Дети любят создавать различные художественные поделки, а потом использовать их в играх. В художественном конструировании могут использоваться самые разные материалы, например бумага, природные материалы, пуговички, ленты. Во время художественного проектирования дети экспериментируют, воплощая свои детские задумки, используют в конструировании различные материалы, применяя их для воплощения той или иной части конструкции или стараясь передать фактуру или цвет. Конечно, поначалу в детских поделках могут быть видны проблемы с соблюдением пропорций или передачей цвета. Как раз во время занятий возможно выправить видимые проблемы, тем самым развивая детей и их конструктивное мышление.
  • Техническое конструирование. Во время детского технического конструирования могут использоваться строительные материалы или готовые конструкции. Например, конструкторы LEGO и подобные им. Техническое конструирование обычно предполагает создание моделей, повторяющих или подражающих реальным техническим объектам. Например, дети конструируют дома и другие здания и сооружения, а ещё различные транспортные средства. Мальчишки особенно любят конструировать военную технику. Техническое конструирование последнее время нашло свое применение в новом модном направлении детского развития, которое носит интересное название – детская робототехника. Это направление детского досуга достаточно молодое, но набирает всё большую популярность из года в год. На занятиях робототехникой дети конструируют роботов, используя специальные конструкторы или же подручные материалы. Удачный симбиоз конструирования, программирования, а также основ физики, электроники и механики дал жизнь этому новому виду детского технического творчества под названием «робототехника».
  • Детское конструирование подразделяется также по формам. Давайте рассмотрим, какие же формы детского конструирования встречаются, в чём их отличие и польза.

Формы конструирования:

  • Конструирование по образцу. Такое детское конструирование предполагает наличие образцовой модели. Детям подробно демонстрируется пошаговый процесс создания конструкции. После чего дети приступают к конструированию самостоятельно, взрослые лишь поправляют детей, если это необходимо.
  • Конструирование по модели. Данный вид детского конструирования немного сложнее, чем конструирование по образцу, и обычно реализуется после него. Разница в том, что детям не демонстрируется процесс изготовления изделия. Детям показывают уже готовую модель. Для конструирования детям выдаются материалы и инструмент, ставится цель собрать конструкцию подобную предложенной модели. Такой способ детского конструирования заставляет детей больше размышлять.
  • Конструирование по условиям. В этой форме детского конструирования отсутствует и описание процесса конструирования и демонстрация модели. Вместо этого, ребёнку определяют объект и условия конструирования. То есть задача ставится другим способом. Теперь ребёнку не нужно повторять то, что он видит. Ребёнок должен сам придумать что-то и самостоятельно выполнить конструирование. Например, ребёнок уже имеет конструкцию или модель машины, ему поступает задание сконструировать гараж для этой машины, и также задаются условия, к примеру, что гараж должен быть крытым. Такая форма конструирования заставляет не только размышлять, но и включать воображение, фантазию и логику. Ребёнок проводит анализ данных ему условий и переходит к конструированию. То есть вид и конструкцию изделия ребёнок определяет сам. Результат такого детского конструирования обязательно должен соответствовать заданным условиям. Так можно будет проверить качество выполненного задания.
  • Конструирование по чертежам и схемам. Это детское конструирование происходит с использованием наглядных чертежей и схем и в сопровождении с пояснениями взрослых до тех пор, пока дети не научатся читать чертежи без помощи. Этот способ конструирования объясняет, что такое плоское изображение и каким образом объёмное изделие может получиться на основе плоского чертежа этого же изделия. А также эта форма конструирования знакомит детей с понятием масштаба. В процессе конструирования у детей могут возникать сложности с ориентацией частей конструкции в пространстве. Из-за этого начинать работу с детьми по этой форме конструирования принято с самых простых схем и чертежей, чтобы добиться понимания у детей основ, а также разъяснить им новые понятия и обозначения, связанные с чертежами и схемами.
  • Конструирование по замыслу. Это вид детского конструирования больше всех остальных нацелен на развитие творчества. Ребёнку дается практически полная свобода в выборе объекта конструирования. Его желания и идеи могут быть ограничены лишь данным материалом, помещением и временем. Всё же остальное, что касается конструирования, во власти ребёнка, и он может конструировать практически любую конструкцию, используя исходные данные. Обычно в результате такого конструирования ребёнка просят рассказать о своем изобретении, так можно будет понять, что в модель действительно был вложен смысл и оценить, насколько ребёнку удалось его реализовать.
  • Конструирование по теме. Это конструирование является ответвлением конструирования по замыслу. В данном случае детям даётся определённая тема конструирования, например, определяется группа объектов и ребёнок в данной теме должен выполнить конструирование объекта. Темой может быть бытовая техника, транспорт, градостроительство, и ребёнок будет предлагать своё видение этой темы.
  • Модульное конструирование. Этот вид детского конструирования ограничен обязательным использованием специального материального обеспечения. Для целей этого конструирования обычно используются специализированные конструкторы, позволяющие работать с отдельными модулями, например, сначала ребёнок должен поработать с корпусом конструкции, потом отдельно с её внутренними элементами.
  • Ориентируясь в многообразии форм конструирования, можно выбрать наиболее подходящую из них для конкретной группы или чередовать их. Каждая форма конструирования наделена своими полезными свойствами и может принести пользу при организации правильного её применения.

Детское конструирование может быть как частью домашнего досуга, так и внедряться в качестве развивающих занятий в детских садиках и начальной школе или дополнительных внешкольных занятиях.

Проводя такие занятия, нужно соблюдать основные правила их организации:

  • Начинать нужно с простых конструкций и постепенно их усложнять;
  • Для начала стоит прибегнуть к использованию простых и понятных материалов для конструирования и научиться обращаться с ними, а потом уже добавлять что-то новое;
  • Нужно понимать, что детское творчество не может отвечать взрослому пониманию вкуса и эстетики. Детское творчество как раз способствует выработке чувства, а задача взрослых поддерживать и направлять детей;
  • Нужно уделять внимание безопасности процесса конструирования. Не стоит использовать материалы и инструменты, которые могут быть опасны для детей того или иного возраста, в некоторых случаях полезно сделать некие заготовки и дать их детям для использования в конструкции.

Соблюдение этих простых правил поможет выстроить грамотный процесс занятий детским конструированием и легко добиться поставленных целей. Результат занятий также будет зависеть и от эмоциональной составляющей. Как правило, для воспитателей в детских садах – этот вопрос абсолютно понятен и привычен. В какой момент похвалить, стоит ли ругать, как замотивировать, такие вопросы не вызывают сложностей у профессионалов, в то время как для родителей могут возникать сложности в оценке результатов творчества своих детей. В таком случае полезным будет почитать соответствующую литературу или обратиться к советам профессионалов.

Подводя итоги, можно однозначно определить детское конструирование как полезное развивающее занятие для детей, и каждый ребёнок сможет выбрать для себя что-то подходящее из многообразия видов и форм конструирования. Детское конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Список литературы

  1. Голецыова, О. Игры в детском саду / О. Голецыова. - М.: Просвещение, 2018. - 252 c.
  2. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Планы и конспекты занятий / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 112 c.
  3. Куцакова, Людмила Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада / Людмила Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 546 c.
  4. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 792 c.

Поделиться

1967

Литвинович О. В., Кальчик Л. А., Берестовая Н. С., Шевцова М. С. Детское конструирование как игровой процесс для всестороннего развития личности дошкольников // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. URL: https://apni.ru/article/3222-detskoe-konstruirovanie-kak-igrovoj-protsess

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января