Применение современных технологий при организации и проведении методических мероприятий

В статье современные технологии рассматриваются в качестве инновационной деятельности, при которой новые образовательные задачи решаются с помощью новых технологий на основе компетентностного подхода.

Аннотация статьи
педагогическое мастерство
современные технологии
профессиональная компетентность
методическая работа
Ключевые слова

Современная система образования предусматривает последовательные этапы непрерывного профессионального роста педагога на протяжении всей его профессиональной деятельности. Следовательно, сущность методической работы как деятельности заключается в оказании системной практической помощи педагогам и повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления образовательного процесса.

Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической службы, которая представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, что способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Сегодня используются новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Использование современных технологий в системе методической работы способствует более высокой результативности педагогического мастерства с педагогическими кадрами. Из множества современных форм и методов, используемых при проведении методических мероприятий, можно выделить следующие: методическое объединение, семинар практикум, педагогический ринг, педагогическая гостиная, круглый стол, деловая игра, мастер-класс, выставки-ярмарки педагогических идей, творческий час, эффективный старт, коучинг-сессия, педагогический тур, банк идей, лаборатория успеха, школа молодого педагога, технология «кластер». В реальной практике все формы и методы активно пересекаются и дополняют друг друга.

Рассмотрим некоторые современные, эффективные формы, которые активно внедряются в повседневную практику.

Методические объединения. Под методическим объединением понимается объединение педагогов, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике. Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный. Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически и практически подготовленный педагог. Это важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данной образовательной организации. При планировании работы методического объединения на год отбираются наиболее существенные вопросы педагогической практики, рассмотрение которых помогает педагогам реально повысить результаты обучения и воспитания.

Коучинг-сессия – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной технологии – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы и сам находит пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.

«Мастер-класс» по определению – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Смысл мастер-класса состоит в том, что мастер своего дела делится со слушателями методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.

Во время мастер-класса педагог рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

После проведения мастер-класса желательно педагогу, проводившему его, провести самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил, она основывается на педагогической интуиции педагога и на творческой восприимчивости слушателя.

Деловая игра – отработка определенных профессиональных навыков и умений в условиях живого моделирования образовательного процесса. Процесс организации и проведения деловой игры можно разделить на 4 этапа: конструирование игры, организационная подготовка, проведение игры и подведение итогов.

Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения подготавливает проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсуждает и определяет единые позиции членов педколлектива в практической деятельности. Так же сообщает принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки служит количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость. В заключение руководитель подводит итоги игры.

Каждый творческий педагог знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть современная технология «дискуссия».

«Дискуссия» – это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Например, круглый стол техника «аквариума».

Круглый стол техника «аквариума» – это выработка навыков критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы методистов, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно содержат в своей формулировке альтернативные элементы.

Таким образом, из вышесказанного, можно сделать вывод, что применение современных технологий при организации и проведении методических мероприятий способствует повышению профессионального мастерства и компетентности педагогов, раскрытию их творческих возможностей, а главное повышению качества образования.

Текст статьи
  1. Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии. Новосибирск, 2018.140 с.
  2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение. Академия, 2018. 256 с.
  3. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник. Академия, 2018. 672 с.
Список литературы