Главная
АИ #47 (74)
Статьи журнала АИ #47 (74)
Управление формированием ценности для потребителя на основе цифровых технологий

Управление формированием ценности для потребителя на основе цифровых технологий

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

риски
предприятие
стратегия снижения рисков

Аннотация статьи

В настоящей статье рассматривается вопрос разработки мероприятий, направленных на снижение рисков для предприятия. Данная тема является сегодня весьма актуальной, так как эйдологическая и экономическая ситуация в стране способствуют повышению уровня рисков для большинства предприятий в России. В статье рассматривается не только теоретическая информация по вопросу исследования, но и охарактеризованы основные этапы разработки рискоснижающей стратегии предприятия.

Текст статьи

Управление организацией, наряду с другими аспектами менеджмента, включает в себя менеджмент качества. Система менеджмента качества, внедрённая на предприятии, побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии, что в комплексе способствует повышению удовлетворенности потребителей. Система менеджмента качества является основой постоянного улучшения деятельности предприятия и представляет собой совокупность политики и целей в области качества, организационных документов, процессов, процедур, ресурсов, необходимых для управления качеством и обеспечения соответствия продукции, услуг установленным требованиям, отвечающим потребностям и ожиданиям потребителя [3]. Одним из основных аспектов управления качеством предприятия является управление рисками. Риск-менеджмент является важной частью общего управления предприятием, и подходить к данному процессу необходимо также ответственно, как и к другим аспектам управления, если компания хочет оставаться конкурентоспособной и не страдать от различного рода потрясений. Важно отметить, что риск-менеджмент имеет в себе определенные особенности. Одной из них является тот факт, что управление рисками не может быть результатом совокупности моментальных, спонтанных решений и действий. Данный вид управления является одним из тех, в котором действия должны быть не только четко отлажено, но и выверены, проработаны, а стратегия управления рисками должна быть четко продумана. Также, ей должен предшествовать обширный анализ сложившейся ситуации на предприятии, исследование внутренних и внешних факторов риска, экономической ситуации в самой компании и за её пределами.

Методы разработки рискоснижающих предприятий достаточно разнообразны. Это связано с тем, что само понятие риска неоднозначно и обширно, а критерии классификации рисков крайне разнообразны. Методы управления рисками можно разделить на несколько групп в зависимости от способа, с помощью которого руководство компании пытается добиться снижения негативного влияния неблагополучных событий.

https://bstudy.net/htm/img/21/10040/53.png

Рис. Классификация методов работы с рисками компании

Одной из групп методов является уклонение от риска. Это набор мероприятий, приводящих к полному избеганию влияния неблагоприятных последствий рисковой ситуации. Противоположной уклонению группой методов является локализация риска, то есть набор действий, приводящих к уменьшению ущерба путем выделения наиболее рисковых активов и придания им полной автономии (финансовой, управленческой, научной). В данном случае компания принимает на себя весь удар от рисковой ситуации. Третьей группой методов является диссипация риска. Это меры, позволяющие переложить ответственность и возмещение возникающего вследствие наступления рисковой ситуации ущерба на другого субъекта.

Еще одной группой являются методы, объединенные целью компенсации риска. Способы компенсации рисков предприятия самые многочисленные, однако, они требуют наиболее тщательной проработки и оценки. Направлены данные мероприятия на снижение потерь от наступившего риска, то есть компенсации самого ущерба. Одним из методов работы с рисками, которые относятся к компенсаторным, является хеджирование. Это заключение сделок или контрактов с учетом возможных изменений в ценовой политике компании или курса валют страны. Интересно, что в условиях постоянных скачков курса доллара и рубля данный метод является одним из наиболее актуальных для российских компаний. Достоинство данного метода заключается в том, что прибыль и убытки компании становятся более предсказуемыми, чем при заключении обычных сделок. Однако, сама прибыль в данном случае снижается или может быть практически нулевой. Примером такого контракта является аграрная компания, которая заключает контракт на поставку своей продукции, однако, самой продукции еще нет, так как не поспел урожай. В данном случае есть высокая вероятность срыва сделки, так как урожай может пропасть. Для того, чтобы обезопасить себя, аграрная компания приобретает опцион на сумму сделки.

При разработке системы риск-менеджмента менеджер должен учитывать, прежде всего, принцип ее результативности. Он заключается в том, что управляющие воздействия должны направляться не на все, а в первую очередь, на те риски, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность компании. В условиях, скажем, бюджетных ограничений, наиболее незначительные риски должны отбрасываться с целью экономии ресурсов (пассивная стратегия). В то же время за счет освобожденных средств проводится интенсивная работа с более серьезными рисками (активная стратегия) [2].

Основными этапами разработки стратегии рискоснижающих мероприятий являются следующие:

  1. Организация процесса управления рисками предполагает определение органа управления рисками. Это может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующие подразделения (секторы, отделы) в финансовой службе предприятия.
  2. Разработке программы управления рисками должна предшествовать оценка целей, которые должны быть достигнуты в конечном итоге.
  3. Мониторинг является важным этапом процесса управления независимо от его конкретного содержания.
  4. Идентифицирование рисков. На этом этапе необходимо определить перечень тех рисков, которым может быть подвержено предприятие, установить какие из них являются более важными, какие менее.
  5. Качественный анализ предполагает: выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, т.е. установление потенциальных зон риска; идентификацию (установление) всех возможных исков; выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.
  6. Количественный анализ предполагает численное определение отдельных рисков и риска проекта или решения в целом. На этом этапе определяются численные значения вероятности наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка степени риска, определяется также допустимый в конкретной ситуации уровень риска
  7. Заключительным этапом процесса управления рисками является выбор приемов и способов снижения рисков. Разносторонний взгляд на проблему снижения рисков обуславливается различными целями исследований, спецификой сферы деятельности, подверженной риску; степенью изученности современной методологии управления и рядом других аналогичных факторов [4].

Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, грамотная рискоснижающая стратегия является ключевым аспектом деятельности фирмы в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Риск-менеджмент позволяет классифицировать и оценить имеющиеся у предприятия риски, и принять правильные управленческие решения по вопросу вывода предприятия из рисковой ситуации, а также, профилактики подобных явлений. Во-вторых, риск-менеджмент предполагает определенный порядок действий, направленный на разработку грамотной стратегии для компании. Четкая выбранная последовательность действий при управлении рисками предприятия позволяет обеспечивает руководство необходимой информацией о проблемах, выявленных в ходе реализации каждого этапа управления риска, положительно воздействует на результаты, планируемые при разработке стратегии риск-менеджмента [1].

Список литературы

  1. Буньковский Д.В. Инструменты управления предпринимательскими рисками // Вопросы управления. 2019. №1 (37).
  2. Зиновьева Е.С., Теселкина Е.А, Бухарова Е.А., Синева Н.Л., Вагин Д.Ю. Стратегическое управление финансовыми рисками и методы их оценки // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №2 (36).
  3. Мироненко А.А., Мироненко Н.В. Страховые компании как инструмент регулирования репутационных рисков в системе социального управления // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №6.
  4. Хаит Д.Д. Методы управления рисками системы управления предприятием в условиях изменяющейся внешней среды // Известия СПбГЭУ. 2019. №2 (116).

Поделиться

1591

Садыкова И. И. Управление формированием ценности для потребителя на основе цифровых технологий // Актуальные исследования. 2021. №47 (74). С. 99-101. URL: https://apni.ru/article/3224-upravlenie-formirovaniem-tsennosti-dlya-potr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января