В последние десятилетия в психологических, лингвистических и психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словообразования зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
В работах, посвященных изучению и исправлению общего недоразвития речи (ОНР), содержатся данные о неполноценности протекания словообразовательных операций у этих детей. Эта информация носит характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном создании новых слов. Опираясь на данное утверждение, ученые приходят к выводу о том, что дети с недоразвитием речи с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками образования глаголов, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств. Кроме того, развитие речи в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка в целом.
Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Несмотря на различную природу дефектов у таких детей имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности.
У детей с ОНР младшего школьного возраста обнаруживаются значительные трудности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов, нарушения словообразования приставочных глаголов и др. Нарушения восприятия и употребления форм словообразования глагола связаны, прежде всего, с несформированностью познавательных процессов и проявляются более грубо на уровне семантики.
Формирование грамматического строя языка (словообразования, словоизменения) младшего школьника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации) Для освоения словообразования и словоизменения в частности важны приемы, стимулирующие языковые игры.
Согласно результатам, полученным в ходе экспериментального исследования, у большинства младших школьников с общим недоразвитием речи преобладает низкий уровень развития навыков словообразования глаголов. Это можно объяснить бедностью пассивного словаря, особенностями развития внимания, мышления, памяти, недостаточных возможностях семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов; трудностями адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, проявляющихся в неправильном употреблении производного и производящих слов; недифференцированным пониманием значений аффиксальных словообразовательных элементов.
Для решения проблемы формирования словообразовательных компетенций необходимо создание системы коррекционных логопедических занятий, включающей в себя основные этапы логопедической работы по формированию словообразовательных процессов. Коррекционная работа должна идти в специально ориентированном направлении, формировании «модельных типов», суть подобных моделей заключается в наглядной демонстрации детям словообразовательной системы языка как наиболее общих правил конструирования и употребления производных единиц.
По данным, полученным в ходе экспериментального исследования, нами была разработана система коррекционных логопедических занятий по формированию навыков словообразования глаголов у младших школьников с общим недоразвитием речи. При разработке данной системы были использованы некоторые приемы и методы, описанные Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой.
Система коррекционных логопедических занятий по обогащению глагольной лексики рассчитана на первый период обучения и включает в себя 8 занятий. Обогащение глагольной лексики у детей осуществляется на фронтальных и подгрупповых занятиях. Группы детей формируются на основе анализа диагностических данных и не превышают по численности 10 человек. Периодичность занятий с детьми в группе – 2 раза в неделю.
Тема первого и второго занятия «Приставочные глаголы». Цель: формирование умения образовывать глаголы приставочным способом и употреблять их в связной речи.
Третье и четвертое занятие посвящены теме «Употребление и понимание возвратных глаголов». Цель: формирование умения употреблять и понимать в речи возвратные глаголы.
Пятое и шестое занятие посвящены теме: «Глаголы совершенного и несовершенного вида». Цель: формирование умения образовывать и употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.
В основе седьмого и восьмого занятия заложена тема: «Образование глаголов от других частей речи». Цель: формирование умения образовывать глаголы от других частей речи и использовать их в спонтанной речи.
В процессе формирования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой морфемы, уточнения ее значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Эффективность данной коррекционной работы по формированию глагольной лексики, ее усвоению будет зависеть от количества проведенных занятий, умелого сочетания заданий и упражнений, направленных на развитие, как речевой функции, так и на развитие других психических функций. В эффективности работы немаловажную роль играет выявление зоны ближайшего развития младших школьников с общим недоразвитием речи. Проведение в начальных классах работы над глагольным словарём, переплетающейся с упражнениями в лексической сочетаемости, проводимой в системе, в тесной связи с изучением грамматического материала и чтением, как первая ступенька, как основа формирования у младших школьников умения самостоятельно пользоваться богатством русского глагольного слова.