научный журнал «Актуальные исследования» #47 (74), ноябрь '21

Содержание принципов службы в органах прокуратуры

Статья рассматривает понятие и содержание принципов в службе органов прокуратуры в нашей стране, их отличительные особенности, а также соответствующие нормативно-правовые документы по вопросам деятельности.

Аннотация статьи
основные и дополнительные принципы
прокурорская служба
принципы службы в органах прокуратуры
государственная служба
прокуратура
Ключевые слова

Служба в органах и организациях прокуратуры строится на принципах и условиях, которые установлены Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [2], однако, с учетом особенностей, предусмотренных законом непосредственно о прокуратуре. Актуальное российское законодательство, а именно ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» [1], закрепляет принципы единства системы органов прокуратуры, централизации системы органов прокуратуры, независимости деятельности, законности деятельности и гласности.

В целях реализации указанных принципов предусмотрены правовые гарантии. Указанные общие принципы находят свое непосредственное выражение в служебно-правовых отношениях сотрудников органов прокуратуры. Так, одним из важнейших принципов организации и прохождения службы в органах прокуратуры является принцип законности. Необходимо подчеркнуть, что принцип законности является условием реализации всех остальных принципов. Данный принцип проявляется в том, что, осуществляя свою служебную деятельность, прокурор и иные прокурорские служащие обязаны действовать в интересах охраны закона и соблюдать законность в собственной деятельности.

Следующим принципом является принцип единства. Для организации и прохождения службы в органах прокуратуры принцип единства системы органов прокуратуры обеспечивает равенство в доступе к прохождению службы и единых требованиях к прохождению службы в органах прокуратуры с учетом профессиональной, моральной и возрастной пригодности, безупречности репутации, в едином правовом статусе, правах и обязанностях сотрудников прокуратуры, в единстве условий прохождения службы, в едином, равном круге полномочий прокуроров, осуществляющих основные направления деятельности органов прокуратуры.

Существенное значение имеет и принцип централизации системы органов прокуратуры. Данный принцип обозначает подчиненность нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим органам прокуратуры [3]. Тем не менее, централизованность системы прокуратуры находит свое отражение не только в осуществлении надзорных функций, но и путем подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России, как по вопросам сферы деятельности, так и в решении кадровых вопросов.

Несмотря на то, что принцип единства находится в тесной взаимосвязи с принципом централизации, отдельно друг от друга они не могут быть реализованы. Их взаимодействие обеспечивает решение проблем обеспечения единства законности в стране.

Наряду с общими принципами организации и функционирования прокуратуры, имеют место быть принципы, непосредственно связанные с процессом прохождения службы в органах и организациях прокуратуры.

В качестве одного из важнейших условий прохождения службы в органах прокуратуры является принцип независимости. Реализация принципа независимости прокуратуры обеспечивается организационным построением, порядком прохождения службы в органах прокуратуры, порядком назначения прокуроров на должность, установленной законом системой подчиненности и подотчетности прокуроров.

Еще одним принципом, заложенным в основе деятельности прокуроров, является принцип гласности. Содержанием данного принципа является требование к органам прокуратуры действовать гласно в том объеме, в каком это не противоречит нормам российского законодательства об охране прав и свобод граждан, а также не нарушает положения российского законодательство в части защиты охраняемой законом тайны (в том числе государственной).

Следующим принципом, определяющим деятельность прокурора, является принцип, закрепленный в статье 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» – обязательность исполнения требований прокурора. Данное требование обращено ко всем иным субъектам российского права (физическим, юридическим лицам, должностным лицам и органам власти). Они обязаны исполнять вынесенные в соответствии законом и в рамках полномочий прокурора его требования, связанные с осуществлением прокурором надзора за соблюдением требований законодательства, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзора за соблюдением законодательства органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, надзора за соблюдением законодательства администрацией органов и учреждений, исполняющих наказания и назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу, надзора за соблюдением законодательства судебными приставами. При исполнении законных требований прокурора любые лица не могут ставить прокурору какие-либо условия или нарушать сроки выполнения, установленные прокурором на основе закона.

Кроме того, принципы службы в органах системы прокуратуры предполагают также наличие ряда дополнительных принципов. К ним относятся:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства;
  • единство, в основном тех целей и задач, которые присущи всем прокурорским работникам, а также требований к прохождению службы с учетом степени пригодности и безупречности репутации;
  • законность при вынесении решений прокурорскими работниками;
  • высокий уровень профессионализма прокурорских работников, который напрямую влияет на результаты выполнения должностных обязанностей, а также тот необходимый объем знаний, умений и навыков, который позволяет успешно реализовать функциональные обязанности служащего;
  • подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящему прокурору и Генпрокурору РФ (принцип субординации);
  • стабильность и ротация кадров прокуратуры в сочетании с правом на продвижение по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации;
  • защищенность прокурорских работников от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность [4].

Таким образом, резюмируя, можно говорить о том, что перечисленный выше перечень принципов не является исчерпывающим. Помимо него, существует также достаточно большое количество иных не менее важных принципов, непосредственно оказывающих влияние как на административные, так и правовые аспекты службы в органах и организациях прокуратуры.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (ред. от 09.11.2020 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 г. № 8. Ст. 366.
  2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 01.01.2017 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
  3. Кондратьев Д.С. Принципы организации и прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации // В сборнике: Проблемы формирования единого научного пространства. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 101-104.
  4. Смищук С.А. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. № 15 (119). С. 363-365.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля