Можно с уверенностью говорить о том, что с момента своего зарождения прокуратура занимала особое место в структуре правоохранительных органов Российской Федерации. В первую очередь, это было связано со специальной ролью прокуратуры среди органов всех трех ветвей власти. И конечно, данное положение в итоге сказалось на особенностях прохождения службы в данной системе.
Конечно, служба в органах прокуратуры выступает самостоятельным видом федеральной государственной правоохранительной службы, находится в ведении Российской Федерации и не может относиться к государственной службе ее субъектов [4]. Именно указанная особенность, тесно связанная с организационной природой прокуратуры, подчеркивает ее статус единой федеральной централизованной системы органов, обеспечивающих выполнение функций надзора от имени государства за законностью на территории нашей страны.
Необходимо отметить, что отличительной чертой прокурорской службы является высокая степень нормативной регламентации. Детальное регулирование приема на работу, осуществления служебных обязанностей, дисциплинарной практики происходит с помощью специального законодательства, а также указаний Генерального прокурора РФ.
Организация государственной службы в органах и организациях прокуратуры на законодательном уровне представлена совокупностью взаимосвязи между собой деятельностей, которые направлены на то, чтобы оптимизировать функции системы прокуратуры по реализации основных целей и задач, которые обеспечиваются прокурорским надзором, уголовным преследованием, координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими видами деятельности.
В связи с бытностью прокурорской службы федеральной, ею ведает исключительно Российская Федерация. Вполне логично, что в данном случае все вопросы организации, осуществления и правового регулирования службы решаются на федеральном уровне централизованно. Тем не менее, есть и исключение, к которому относится кадровое обеспечение прокурорской деятельности, находящееся в совместном ведении субъектов Российской Федерации.
По своей природе правовое регулирование службы в органах прокуратуры Российской Федерации выступает в качестве фундаментальной составляющей обеспечения надлежащего функционирования прокурорской системы. В частности, правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» [2]. Кроме того, к иным нормативно-правовым актам, регулирующим государственно-служебные отношения государственной службы в системе прокуратуры РФ, относятся следующие:
- Конституция Российской Федерации, согласно ст. 129 которой прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации [1]. Там же определен порядок назначения руководителей прокуратуры.
- Иные федеральные законы, регламентирующие отдельные аспекты служебной деятельности прокурорских работников. Так в частности в том случае, когда какие-либо отношения прохождения службы прокурорских работников не урегулированы Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», применяются нормы Федерального закона РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3], а также трудового законодательства.
- Указы Президента Российской Федерации, кроме прочего направленные на регулирование служебно-правовых отношений в органах и организациях прокуратуры.
- Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие отношения, связанные со службой в органах и организациях прокуратуры.
- Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам, непосредственно связанным с прохождением службы.
Итак, в соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. В свою очередь, прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре РФ».
Абсолютная уникальность службы в органах прокуратуры напрямую связана с универсальностью ее деятельности, ведь государство наделило органы прокуратуры настолько широкими полномочиями, которыми не обладает ни один другой государственный орган нашей страны.
Кроме того, помимо реализации надзорной функции, органы прокуратуры также осуществляют ряд функций не надзорного характера. К примеру, к ним можно отнести координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, правотворческую деятельность, международное сотрудничество с зарубежными правоохранительными органами, участие прокуроров в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами и т. д. [6]
Сама по себе служба в органах прокуратуры представлена преимущественно властным характером полномочий прокуроров и иных прокурорских служащих. Его особенность состоит в обязательности исполнения основанных на них требований субъектами правоприменения, не подчиненными и не подведомственными им.
Кроме того, к числу особенностей также стоит отнести и повышенную степень риска для личной безопасности, здоровья и даже жизни сотрудников прокуратуры. Именно это обуславливает необходимость отбора на должность прокуроров лиц, априори обладающих специфическими качествами и готовых к такого рода службе.
Таким образом, все вышеизложенные проблемы и специфические условия работы предопределяют особенный характер службы в органах прокуратуры. Наряду с общими условиями, присущими иным государственным органам, прокуратура все же обладает своей собственной спецификой в ряду иных правоохранительных систем.
Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что законодательство в области государственной службы не отражает специфики служебно-правовых отношений в прокуратуре как особом государственном надзорном органе. Учитывая особый статус органов прокуратуры, ее функции и задачи, отечественные ученые-правоведы на протяжении многих лет говорят о целесообразности выделения службы в органах прокуратуры в специфический вид федеральной государственной службы под названием «прокурорская служба», и соответственно принятия закона, значительно расширяющего положения действующего федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» [5].