научный журнал «Актуальные исследования» #47 (74), ноябрь '21

Социологическое исследование благоустройства Волгоградского государственного технического университета

В статье проводится исследование, основанное на выявлении слабых сторон благоустройства Волгоградского государственного технического университета методом социального опроса и анализа полученных данных. В нашем исследовании мы показываем актуальность присутствующих проблем и предлагаем некоторые варианты их решения.

Аннотация статьи
благоустройство
парковочные места
стиль фасада
озеленение территории
инфраструктура
Ключевые слова

Университет является одним из важнейших элементов городской среды, поэтому он требует особого отношения в плане подбора места в организационной и планировочной структуре города [1]. Волгоградский государственный технический университет – ведущий вуз Поволжья, крупный научный центр Юга России, входящий в число лидеров технических вузов страны- был основан в 1930 году [2]. Прошло уже более 90 лет с момента построения университета, поэтому мы решили задуматься над тем, на сколько эта постройка все еще актуальна и удобна в использовании в нынешнее время, нуждается ли она в реконструкции.

Для получения информации об актуальности данной темы, а также выявления общественного мнения о текущей ситуации и методах ее улучшения, был выбран метод опроса через анкетирование респондентов. Данный опрос проводился анонимно, что дает более честные ответы респондентов на вопросы, избегая деанонимизирования последних. Для проведения анкетирования мы выбрали условия генеральной совокупности респондентов, которая выражена в основном территориально, а именно учли тот момент, что каждый респондент в том или ином виде должен быть причастен к университету и его жизни (быть сотрудником, студентом или гостем университета), знает или видел существующую ситуацию в университете, для того чтобы составить свое мнение по данному вопросу [3]. Обработка анкет показала, что общее число респондентов составило 50 человек, в том числе, 62.5% мужчин и 37.5% женщин (рис.1).

Рис. 1 Общее число опрашиваемых

Также анализ показал, что количество респондентов в возрасте до 18 лет составило14.3%, от 19 до 23 года – 57.1%, от 24 до 30 лет – 4.1%, от 31 до 59-10.2%, и старше 60 лет – 14.3%. По статистике мы видим, что в нашем опросе приняли участие студенты – 77.6%, преподаватели – 10.2%, сотрудники университета – 2%, а также посетители – 10.2%.

Как правило, лучшим вариантом компоновки корпусов является соединенные между собой проходами корпуса, при которых будет обеспечено гармоничное сочетание застройки и благоустройства. Качественно подобранные пропорции отдельных групп зданий, их объемно-пространственное решение, с обеспечением сочетания закрытых и открытых пространств, обширное озеленение внутренних двориков должно придать некое единство общей композиции университета и сделать ее более живописной.

Несомненно, озеленение играет немаловажную роль для студентов, сотрудников и других посетителей университета. Результаты опроса, показали важность озеленения для большинства опрошенных. На данный момент, по результатам опроса, мнения людей об озеленении территории университета расходится. Результат опрошенных показан на графике (рис.2). Такой результат говорит о необходимости улучшений в области озеленения, путем посадки дополнительных растений.

Рис. 2. Важность озеленения университета

Путем анкетирования мы пытались узнать, какие растения, по мнению опрошенных, должны появиться на территории университета. В результате была выявлена явная проблема нехватки различных видов озеленения, по большей части деревьев и газонов (рис.3).

Рис. 3. Виды озеленения

По общепринятым нормам, площадь озеленения на территории университета должна быть не менее 40% от общей площади участка. Озеленение не только исполняет одну из важнейших ролей в композиции комплекса, но и обеспечивает комфорт студентам. Благодаря озеленению образовываются зоны отдыха, где в тени деревьев студенты могут находиться во время перерыва. По результатам опроса 83,7% опрошенных хотели бы видеть больше мест для отдыха в тени деревьев, и это снова возвращает нас к проблеме озеленения университета. Проанализировав все данные опроса, мы решили предложить свой вариант озеленения (рис. 4, 5).

https://www.vstu.ru/upload/iblock/b9a/b9a0416d059ec60b534a2fbe5c89fbda.jpg

Рис. 4. Озеленение в настоящее время

Рис. 5. Предложенный вариант озеленения

Не менее важной является правильная организация пешего движения на территории университета. В своей анкете мы попросили оценить удобство дорожек и получили весьма противоречивые результаты (рис.6).

Рис. 6. Удобство дорожек

Для лучшего понимания результатов, респондентам был задан вопрос об обновление дорожек, и 63,3% опрошенных сошлись на мнение, что они должны быть улучшены. Это говорит о ещё одной проблеме, из которой можно сделать вывод, что благоустройство университета должно быть полностью обновлено.

Также, ввиду постоянно растущего уровня автомобилизации, одним из важных объектов благоустройства является парковка. Парковочные места –неотъемлемая часть для каждого здания. Несомненно, на территории института также важна парковка, которая играет немаловажную роль для студентов, сотрудников и других посетителей университета. Результат опроса показал, что среди нижеперечисленных проблем, нехватка парковочных мест самая значительная (рис.7). Также на данный момент мнения людей об парковочных местах сошлись на том, что территория института недостаточна оборудована ими и люди часто испытывают трудности с парковкой автомобиля. На вопрос «достаточно парковочных мест?» 76% ответили «нет».

Рис. 7. Важность затронутых проблем

Это указывает на большую проблему в нехватке парковки. Однако решить её не так просто, так как пространство очень застроено и находится в центральной точке города. Для урегулирования данной ситуации можно позаимствовать зарубежный опыт. Одним из современных решений этой проблемы, особенно в центральной части города, могут стать компактные автоматизированные парковочные комплексы. Наиболее бюджетным типом механизированных паркингов являются роторные. Механизированный роторный паркинг – это парковочная система вертикального циркуляционного типа. [4] (рис. 8) Парковка автомобиля в парковочной системе осуществляется самим водителем, методом въезда непосредственно на парковочную платформу.

Парковка автомобиля занимает 20–30 секунд. Простая система управления исключает необходимость присутствия специального обслуживающего персонала.

Основное преимущество любых механизированных паркингов – увеличение вместимости парковки. Роторная парковка, занимая площадь трех парковочных мест, позволяет разместить на ней от 8 до 16 машин, что эффективно скажется на заполнении городского пространства [5].

Рис. 8. Механизированный роторный паркинг

На изображении вы можете увидеть решения проблемы на территории университета (рис. 9). На первой парковке можно разместить 11 механизированных роторных паркингов, что в сумме может составить от 88 до 176 парковочных мест. На второй механизированных роторных паркингов 4, в сумме это от 32 до 64 парковочных мест. Таким образом, мы видим, что мест стало в разы больше и это улучшило бы ситуацию на данном территории.

Рис. 9. Ситуационный план ВолгГТУ

Целью нашего социального опроса и исследования было выявление актуальной проблемы благоустройства университета. В качестве решения выявленной проблемы с нехваткой озеленения и парковочных мест в университете, мы предложили реализацию механизированного роторного паркинга и пример озеленения для более комфортного пребывания в университете.

Текст статьи
  1. Горохов В.А. Городское зеленое строительство. С.321-322.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Волгоградский_государственный_технический_университет
  3. Иванова Т.Н. Методические основы составления социологической анкеты. С.13-17.
  4. Гнездилов С.Г. Обзор средств механизации парковочного пространства / Наука и образование / С. Г. Гнездилов. 2012. № 07, июль. С.10.
  5. Ягузинская И.Ю. Современные автоматизированные системы парковки автомобилей / И.Ю. Ягузинская, И. О. Типушова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 35. – С. 156–160.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля