Главная
АИ #47 (74)
Статьи журнала АИ #47 (74)
Проблемы инклюзивного образования

Проблемы инклюзивного образования

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

инклюзивное образование
иностранный язык
принципы
дети с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация статьи

В статье рассматривается основные методы инклюзивного образования иностранным языкам детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текст статьи

Инклюзивное образование рассматривается как реализация права человека на получение качественного образования в соответствии с познавательными возможностями и в адекватной его здоровью среде по месту жительства.

Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Существуют принципы инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Инклюзивное образование детей-инвалидов может реализовываться через следующие модели:

  • полная инклюзия – дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам;
  • частичная инклюзия – дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует межведомственная комиссия по включению детей-инвалидов в инклюзивное;
  • внеурочная инклюзия – дети-инвалиды (инвалиды) обучаются только на дому и посещают кружки.

Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Каждый ребенок имеет право на образование и дети с ОВЗ не исключение. С введением ФГОС дети с ОВЗ могут обучаться и уже обучаются в классах общеобразовательных школ, а им свойственны специфические особенности такие, как:

  • расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • нарушения развития речи, отсутствие собственной речевой инициативы;
  • нарушение внимания, снижение работоспособности, чрезмерная двигательная активность;
  • неспособность к целенаправленному организованному поведению;
  • рассеянность, импульсивность;
  • повышенная возбудимость;
  • проблемы вербальной коммуникации;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире.

Психологические проблемы учителей.

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы.

Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей.

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Согласно высказываниям А.В. Петровского, основу личности составляют духовно-нравственные убеждения, принципы и нормы. Ощущая на себе доброту, человек начинает относиться к себе, как к доброму человеку. Он постепенно овладевал своим поведением и природой с помощью специальных психологических орудий (знаков). Эти пусковые механизмы выступают в качестве психологических орудий для развития психических процессов. В процессе совместного труда шло общение между его участниками с помощью специальных знаков, определявших, что надо делать каждому в трудовом процессе. Сначала действие влияло на личность словом, побуждая ее к действию. Позже главным стал способ общения между людьми, в котором слово действовало сначала на другого человека, а потом уже и на себя.

Постепенно этапы развития сознания шли от начала самосознания, которое постепенно приобретало самостоятельность. Развивалось рациональное мышление и способность смотреть на мир глазами общества через призму выработанных компетентных понятий.

Рецензент – Сарвилова К. С.

Список литературы

  1. Староверова М.С., Ковалев Е.В., Захарова А.В., Рыжикова Е.И., Чабановская Е.В. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие.
  2. Липатова А.В. Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-detey-s-ovz-angliyskomu-yazyku
  3. Хватцев, М. Е. Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.1 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 272 с. - (Педагогическое наследие).

Поделиться

1638

Ескаирова А. Н. Проблемы инклюзивного образования // Актуальные исследования. 2021. №47 (74). С. 127-129. URL: https://apni.ru/article/3232-problemi-inklyuzivnogo-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря