Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Обучение грамоте на первом этапе включает овладение детьми звуковой стороной речи и ориентировкой в ней; затем – освоение знаковой системы языка. Дети поэтапно, последовательно обучаются звуковому, звукобуквенному анализу, чтению и письму.
Возраст 3-4 года – подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове; 4-5 – анализ звуковой стороны речи; 5-7 лет – ознакомление со знаковой системой языка и чтение.
В обучении грамоте необходимы несколько подходов: комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей.
Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики), но и комплексного подхода в решении задач речевого развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.М. Шахнорович). Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей.
Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе.
Наиболее эффективно обучение дошкольников будет, если дети объединяются в малые группы или занятие проводится индивидуально. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.
Занятия должны быть в доступной и интересной форме с использованием различного словесного и иллюстративного материала: стихи, загадки, словесные упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон.
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Развитие звукобуквенного анализа.
Как было изложено выше обучение грамоте проводят поэтапно. У детей 4-5 лет необходимо развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учат их выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные.
У детей в 5-6 лет продолжают развивать фонематическую сторону речи. Дети также определяют протяжность слова (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждения в дальнейшем пропуска букв при письме. Детям в этом возрасте вводят термин «гласный звук» и обозначают его красными фишками. Вводят термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно.
В этом возрасте формируют графические умения (рука дошкольника готовится к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку, раскрашивания (не выходя за пределы рисунка).
Итак, на этом возрастном этапе основной целью является научить детей правильно произносить гласные и согласные звуки, развивать фонематический слух путем различения на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливо произносить слова и словосочетания; учить определять места звука в слове (начало, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.
2. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Важно вовремя сформировать у ребенка понятие «звук» и «буква», научить выделять их из состава слова, различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, подбирать слова к заданным звуковым схемам.
Весь материал для чтения и письма на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением.
В работе педагог использует разрезные азбуки, так как процесс обучения более эффективен, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы.
Для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений. Пространственные представления включают не только определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения.
Цель обучения в этом возрастном периоде: уточнять, обогащать и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова-названия предметов, признаков, действий и объяснения их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).
3. Дидактические игры в обучении дошкольников.
Очень важно творчески подходить к каждому занятию в обучении дошкольника. Заранее подбирается наглядный дидактический и прочий материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
У каждого ребенка есть таланты и способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения.
Работы В.М. Бехтерева, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе таких игр у детей улучшается внимание, слухо-зрительная память.
Один из сложнейших предметов, вызывающий наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе еще и чтение. Подготовка дошкольников к обучению грамоте поможет смягчить грядущие трудности и проблемы. Развитие речи и обучение грамоте призваны обеспечить:
- взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся;
- интенсивное развитие видов речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
- развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения;
- работать над развитием речи дошкольников, формировать у детей сознательное отношение к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способность к умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей.
- научить осмысленно читать, говорить и писать;
- развивать интерес к учебным занятиям;
- расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрение иллюстраций;
- развитие фонематического слуха;
- дать элементарные понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука;
- обогащение словаря дошкольников, развитие их речи.
Таким образом, курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в школе.