научный журнал «Актуальные исследования» #47 (74), ноябрь '21

Обучение дошкольников элементам грамоты

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.

Аннотация статьи
родной язык
речь ребенка
грамота
элементы грамоты
Ключевые слова

Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Обучение грамоте на первом этапе включает овладение детьми звуковой стороной речи и ориентировкой в ней; затем – освоение знаковой системы языка. Дети поэтапно, последовательно обучаются звуковому, звукобуквенному анализу, чтению и письму.

Возраст 3-4 года – подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове; 4-5 – анализ звуковой стороны речи; 5-7 лет – ознакомление со знаковой системой языка и чтение.

В обучении грамоте необходимы несколько подходов: комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей.

Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики), но и комплексного подхода в решении задач речевого развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.М. Шахнорович). Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей.

Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе.

Наиболее эффективно обучение дошкольников будет, если дети объединяются в малые группы или занятие проводится индивидуально. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.

Занятия должны быть в доступной и интересной форме с использованием различного словесного и иллюстративного материала: стихи, загадки, словесные упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон.

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Развитие звукобуквенного анализа.

Как было изложено выше обучение грамоте проводят поэтапно. У детей 4-5 лет необходимо развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учат их выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные.

У детей в 5-6 лет продолжают развивать фонематическую сторону речи. Дети также определяют протяжность слова (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждения в дальнейшем пропуска букв при письме. Детям в этом возрасте вводят термин «гласный звук» и обозначают его красными фишками. Вводят термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно.

В этом возрасте формируют графические умения (рука дошкольника готовится к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку, раскрашивания (не выходя за пределы рисунка).

Итак, на этом возрастном этапе основной целью является научить детей правильно произносить гласные и согласные звуки, развивать фонематический слух путем различения на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливо произносить слова и словосочетания; учить определять места звука в слове (начало, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.

2. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Важно вовремя сформировать у ребенка понятие «звук» и «буква», научить выделять их из состава слова, различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, подбирать слова к заданным звуковым схемам.

Весь материал для чтения и письма на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением.

В работе педагог использует разрезные азбуки, так как процесс обучения более эффективен, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы.

Для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений. Пространственные представления включают не только определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения.

Цель обучения в этом возрастном периоде: уточнять, обогащать и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова-названия предметов, признаков, действий и объяснения их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).

3. Дидактические игры в обучении дошкольников.

Очень важно творчески подходить к каждому занятию в обучении дошкольника. Заранее подбирается наглядный дидактический и прочий материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

У каждого ребенка есть таланты и способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения.

Работы В.М. Бехтерева, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе таких игр у детей улучшается внимание, слухо-зрительная память.

Один из сложнейших предметов, вызывающий наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе еще и чтение. Подготовка дошкольников к обучению грамоте поможет смягчить грядущие трудности и проблемы. Развитие речи и обучение грамоте призваны обеспечить:

  • взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся;
  • интенсивное развитие видов речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
  • развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения;
  • работать над развитием речи дошкольников, формировать у детей сознательное отношение к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способность к умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей.
  • научить осмысленно читать, говорить и писать;
  • развивать интерес к учебным занятиям;
  • расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрение иллюстраций;
  • развитие фонематического слуха;
  • дать элементарные понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука;
  • обогащение словаря дошкольников, развитие их речи.

Таким образом, курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в школе.

Текст статьи
  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно 5-6 лет Старшая группа. Альбом 1-2. – М.: ГНОМ и Д, 2017. 32 с.
  2. Гомзяк: Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня. – М.: ГНОМ и Д, 2014. – 142 с.
  3. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
  4. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня