Главная
АИ #47 (74)
Статьи журнала АИ #47 (74)
Сущность и понятие дизайнерского мышления

Сущность и понятие дизайнерского мышления

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

дизайнерское мышление
творческое мышление

Аннотация статьи

В данной статье дается понятие дизайн-мышления, раскрывается сущность, особенности, виды и характерные черты. К сожалению, в технологическом образовании школьников со стороны учителей наблюдается второстепенное, а порой и вовсе отсутствует понятие необходимости формирования дизайнерского мышления.

Текст статьи

Дизайнерское мышление является сложным и многогранным понятием. Данное понятие, зачастую, понимают как творчество, или творческое мышление, однако они отличаются. Поэтому, необходимо проанализировать, ряд источников для того, чтобы определить сущность понятий «дизайнерское мышление» и «творческое мышление».

Творческое мышление – психологический процесс, направленный на открытие нового знания или оригинального способа действия, на разрешение творческой задачи или проблемы, является способностью социального и культурного развития субъекта (индивидуального и коллективного) С.Ю. Степанов.

Отечественные психологи связывают творчество с «порождением психических новообразований»: обобщенных знаний – по В.В. Давыдову; целей и смыслов – по А.Н. Леонтьеву, О.К. Тихомирову; способов действий – по Я.А. Пономареву; познавательных мотиваций – по А.М. Матюшину; перцептивных образов – по В.П. Зинченко».

Дизайнерское мышление – это часть творческого мышления, направленная на осознание и преобразование материальных вещей. Дизайнерское мышление включает в себя аспекты мышления, которые относятся к «soft-skills» (навыки эффективного мышления).

Дизайнерское мышление – обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом (Н.М. Конышева).

Дизайн-мышление (DesignThinking) – это комплекс мировоззренческих и методологических установок, активное применение которых является необходимым условием для создания успешного инновационного продукта.

По мнению Тима Брауна, генерального директор IDEO: «Дизайн-мышление – это ориентированное на человека инновационное проектирование, основанное на инструментах, применяемых дизайнерами в профессиональной деятельности. Оно реализуется с целью интегрирования потребностей людей, бизнеса и технологических возможностей».

Из всего вышесказанного следует, что дизайнерское мышление отличается от креативного и представляется синтезом логических и образных функций мышления об этом говорят авторы Протасова, Ван, а также это целенаправленно развиваемые для решения профессиональных задач – сбора и анализа информации, разработки визуальной концепции, нового оригинального решения, организации визуальной информации, воплощения идеи в материале (В.К.Лисенко, Р.Р.Туробова).

Проанализировав все вышеперечисленные определения дизайнерского мышления, предлагаем синтезировать их в один: дизайнерское мышление, на наш взгляд, – это мышление, направленное на выявление, сбор и анализ информации по теме, поиск способа решения проблемы, при помощи абсолютно нового, оригинального, инновационного, эстетического способа, воплощение и интеграция его в совершенном виде в реальности.

Для нешаблонного мышления характерно:

  1. осознание господствующей идеи;
  2. поиск различных подходов к изучаемым явлениям;
  3. высвобождение из-под жесткого контроля шаблона;
  4. использование случая (не препятствовать случайным процессам, но и не отдаваться на волю случая).

Другой психолог, Н.Г. Конышева, выделяет два вида дизайнерского мышления у обучающихся, это:

  1. Стихийное дизайнерское мышление. Данному виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании.
  2. Системное дизайнерское мышление. Владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности, наличие новизны, оригинальности – как возможность принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией.

Таким образом, анализ ключевых понятий позволил нам выделить важные характеристики дизайнерского мышления и его отличие от традиционно понимаемого творческого мышления, что крайне важно при выборе методов в процессе его формирования.

Список литературы

  1. Альмомани Х.М., Быстрова Т.Ю. Алгоритмы дизайн-мышления: теория и практика. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39160758
  2. Браун Тим. Дизайн-Мышление в бизнесе. ЛитагентМИФ, 2018. 128 с.
  3. Воронов Н.В. Суть дизайна. М.: Грантъ, 2002. 24 с.
  4. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=44829&sr=1

Поделиться

2060

Шишкина Ю. М., Пакшина А. В., Исламов А. Э. Сущность и понятие дизайнерского мышления // Актуальные исследования. 2021. №47 (74). С. 139-140. URL: https://apni.ru/article/3239-sushchnost-i-ponyatie-dizajnerskogo-mishlen

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря