Дизайнерское мышление является сложным и многогранным понятием. Данное понятие, зачастую, понимают как творчество, или творческое мышление, однако они отличаются. Поэтому, необходимо проанализировать, ряд источников для того, чтобы определить сущность понятий «дизайнерское мышление» и «творческое мышление».
Творческое мышление – психологический процесс, направленный на открытие нового знания или оригинального способа действия, на разрешение творческой задачи или проблемы, является способностью социального и культурного развития субъекта (индивидуального и коллективного) С.Ю. Степанов.
Отечественные психологи связывают творчество с «порождением психических новообразований»: обобщенных знаний – по В.В. Давыдову; целей и смыслов – по А.Н. Леонтьеву, О.К. Тихомирову; способов действий – по Я.А. Пономареву; познавательных мотиваций – по А.М. Матюшину; перцептивных образов – по В.П. Зинченко».
Дизайнерское мышление – это часть творческого мышления, направленная на осознание и преобразование материальных вещей. Дизайнерское мышление включает в себя аспекты мышления, которые относятся к «soft-skills» (навыки эффективного мышления).
Дизайнерское мышление – обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом (Н.М. Конышева).
Дизайн-мышление (DesignThinking) – это комплекс мировоззренческих и методологических установок, активное применение которых является необходимым условием для создания успешного инновационного продукта.
По мнению Тима Брауна, генерального директор IDEO: «Дизайн-мышление – это ориентированное на человека инновационное проектирование, основанное на инструментах, применяемых дизайнерами в профессиональной деятельности. Оно реализуется с целью интегрирования потребностей людей, бизнеса и технологических возможностей».
Из всего вышесказанного следует, что дизайнерское мышление отличается от креативного и представляется синтезом логических и образных функций мышления об этом говорят авторы Протасова, Ван, а также это целенаправленно развиваемые для решения профессиональных задач – сбора и анализа информации, разработки визуальной концепции, нового оригинального решения, организации визуальной информации, воплощения идеи в материале (В.К.Лисенко, Р.Р.Туробова).
Проанализировав все вышеперечисленные определения дизайнерского мышления, предлагаем синтезировать их в один: дизайнерское мышление, на наш взгляд, – это мышление, направленное на выявление, сбор и анализ информации по теме, поиск способа решения проблемы, при помощи абсолютно нового, оригинального, инновационного, эстетического способа, воплощение и интеграция его в совершенном виде в реальности.
Для нешаблонного мышления характерно:
- осознание господствующей идеи;
- поиск различных подходов к изучаемым явлениям;
- высвобождение из-под жесткого контроля шаблона;
- использование случая (не препятствовать случайным процессам, но и не отдаваться на волю случая).
Другой психолог, Н.Г. Конышева, выделяет два вида дизайнерского мышления у обучающихся, это:
- Стихийное дизайнерское мышление. Данному виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании.
- Системное дизайнерское мышление. Владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности, наличие новизны, оригинальности – как возможность принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией.
Таким образом, анализ ключевых понятий позволил нам выделить важные характеристики дизайнерского мышления и его отличие от традиционно понимаемого творческого мышления, что крайне важно при выборе методов в процессе его формирования.