Главная
Конференции
Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума
Развитие графических навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями

Развитие графических навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

графика
речевые нарушения
развитие графических навыков
самостоятельность

Аннотация статьи

В данной статье дается определение понятия графики рассматривается понятие и сущность графических навыков, методы и приемы развития графических навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями, методы и приемы развития графических навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями.

Текст статьи

Актуальность проблемы заключается и в том, что полноценное графическое развитие гарантия успешного освоения грамотой и чтением: письменная речь формируется на основе устной, и дети с речевыми нарушениями, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются возможными детьми с нарушениями письма и чтения. Таким образом, несмотря на многообразие исследований в области развития моторных и графических навыков у детей с общим недоразвитием речи остаются малоизученными многие теоретические вопросы трудностей обучения письму.

Научная новизна научно обоснована и представлена методика исследования моторных и графических навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи; установлены различные уровни сформированности моторных и графических навыков старших дошкольников.

Теоретическая значимость. Теоретической значимостью работы является то, что: уточнены критерии, используемые при анализе данных исследования моторных и графических навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи; установлены дифференциальные показатели готовности к письму дошкольников с общим недоразвитием речи (на модели анализа сформированности моторных и графических навыков). Результаты работы послужат стимулом к новым практическим экспериментам по развитию графических навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями, и могут быть использованы в разработке практических инноваций в работе педагогов ДОУ.

Практическая значимость. Практическая значимость работы заключается в том, что: усовершенствована методика исследования и критерии оценки графических навыков старших дошкольников с речевыми нарушениями, которая может быть использована в практической работе воспитателей при подготовке к письму дошкольников с речевыми нарушениями. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой исследовательского процесса на теоретические и методологические положения логопедии, педагогики, неврологии, физиологии, психологии, рациональным применением теоретических, эмпирических и статистических методов, а также использованием научно обоснованных методик, адекватных природе изучаемого явления и цели исследования и могут быть использованы педагогами в практической деятельности в дошкольных образовательных организациях.

Термин «графика» первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX-начале XX вв.

В формировании графического навыка выделяются три основных этапа:

  1. Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания работы.
  2. Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие. III. Автоматизация – образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Речь – это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос, «с какого возраста дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша. Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка.

Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы: органические, которые приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи) причинами нарушения речи могут быть: внутриутробная патология, наследственная предрасположенность, генетические аномалии, неблагоприятные роды и их последствия, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Для того чтобы ребенок успешно овладел навыками письма, у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно выделить следующие:

  • развитая мелкая моторика - достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
  • развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда;
  • сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  • общая моторная зрелость - необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  • развитые зрительное восприятие и зрительное внимание - умение воспринимать изображение в целом;
  • сформированные зрительно-пространственные представления - чувство композиции, формы.

Классификация методов, включает в себя следующие методы обучения:

Информационно-рецептивный, этот метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя;

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Дети самостоятельно выполняют всю работу.

Т.И. Гризик, предлагает такие методы и приёмы обучения: создание игровой ситуации, сюрпризные моменты; проговаривание последовательности работы; показ воспитателя; использование мультимедийной презентации с поэтапным изображением правильного положения рук. Уделяет внимание пальчиковой гимнастике и специальным тренировочным упражнениям, способствующим развитию мелкой моторики.

Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей.

Таким образом, раскрывая особенности развития графических навыков у дошкольников с речевыми нарушениями можно сделать вывод, что исследования, изучающие деятельность детского мозга, показывают большое стимулирующее значение функции руки. В настоящее время разработаны и апробированы методики по подготовке ребенка к школе, и в частности, его руки к письму. Но, в основном, они направлены на формирование графических навыков у здоровых детей. Практика обучения письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет показывает, что способность овладеть комплексом операций, где участвуют одновременно зрение, кинестезия рук, нервно-мышечный аппарат, у данных детей затруднена.

Список литературы

  1. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у дошкольников/ Н.Г. Агаркова [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://surazhspk.narod.ru/kop/EUMK/public_html/userfiles/agarkova_obuchenie_pervonachalnomu_pismu.pdf.
  2. Антонова, А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи/ А.В. Антонова [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000569152
  3. Аристова, Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении письму и их преодоление / Т.А. Аристова [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://pedlib.ru/Books/1/0178/1_0178-1.shtml
  4. Белая, А.Е., Мирясова, В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников/ А.Е. Белая [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: ttps://www.studmed.ru/belaya-a-e-miryasova-v-i-palchikovye-igry-dlya-razvitiya-rechi-doshkolnikov_0e8491eb686.html
  5.  Гаркуша, Ю.Ф., Коржевина, В.В. Формирование вербальных средств общения и графических навыков у дошкольников. Учеб. пособие /Ю.Ф. Гаркуша [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://docplayer.ru/29711284-Razvitie-verbalnyh-sredstv-obshcheniya-u-doshkolnikov-s-onr-v-v-korzhevina-kandidat-ped-nauk.html
  6. Комарова, Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т.С. Комарова [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007406251

Поделиться

2143

Баринова Н. В., Мазманян М. А., Канищева Н. В. Развитие графических навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. URL: https://apni.ru/article/3248-razvitie-graficheskikh-navikov-u-starshikh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября