Актуальность проблемы заключается и в том, что полноценное графическое развитие гарантия успешного освоения грамотой и чтением: письменная речь формируется на основе устной, и дети с речевыми нарушениями, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются возможными детьми с нарушениями письма и чтения. Таким образом, несмотря на многообразие исследований в области развития моторных и графических навыков у детей с общим недоразвитием речи остаются малоизученными многие теоретические вопросы трудностей обучения письму.
Научная новизна научно обоснована и представлена методика исследования моторных и графических навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи; установлены различные уровни сформированности моторных и графических навыков старших дошкольников.
Теоретическая значимость. Теоретической значимостью работы является то, что: уточнены критерии, используемые при анализе данных исследования моторных и графических навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи; установлены дифференциальные показатели готовности к письму дошкольников с общим недоразвитием речи (на модели анализа сформированности моторных и графических навыков). Результаты работы послужат стимулом к новым практическим экспериментам по развитию графических навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями, и могут быть использованы в разработке практических инноваций в работе педагогов ДОУ.
Практическая значимость. Практическая значимость работы заключается в том, что: усовершенствована методика исследования и критерии оценки графических навыков старших дошкольников с речевыми нарушениями, которая может быть использована в практической работе воспитателей при подготовке к письму дошкольников с речевыми нарушениями. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой исследовательского процесса на теоретические и методологические положения логопедии, педагогики, неврологии, физиологии, психологии, рациональным применением теоретических, эмпирических и статистических методов, а также использованием научно обоснованных методик, адекватных природе изучаемого явления и цели исследования и могут быть использованы педагогами в практической деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Термин «графика» первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX-начале XX вв.
В формировании графического навыка выделяются три основных этапа:
- Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания работы.
- Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие. III. Автоматизация – образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Речь – это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос, «с какого возраста дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша. Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка.
Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы: органические, которые приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи) причинами нарушения речи могут быть: внутриутробная патология, наследственная предрасположенность, генетические аномалии, неблагоприятные роды и их последствия, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Для того чтобы ребенок успешно овладел навыками письма, у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно выделить следующие:
- развитая мелкая моторика - достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
- развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда;
- сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
- общая моторная зрелость - необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
- развитые зрительное восприятие и зрительное внимание - умение воспринимать изображение в целом;
- сформированные зрительно-пространственные представления - чувство композиции, формы.
Классификация методов, включает в себя следующие методы обучения:
Информационно-рецептивный, этот метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя;
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Дети самостоятельно выполняют всю работу.
Т.И. Гризик, предлагает такие методы и приёмы обучения: создание игровой ситуации, сюрпризные моменты; проговаривание последовательности работы; показ воспитателя; использование мультимедийной презентации с поэтапным изображением правильного положения рук. Уделяет внимание пальчиковой гимнастике и специальным тренировочным упражнениям, способствующим развитию мелкой моторики.
Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей.
Таким образом, раскрывая особенности развития графических навыков у дошкольников с речевыми нарушениями можно сделать вывод, что исследования, изучающие деятельность детского мозга, показывают большое стимулирующее значение функции руки. В настоящее время разработаны и апробированы методики по подготовке ребенка к школе, и в частности, его руки к письму. Но, в основном, они направлены на формирование графических навыков у здоровых детей. Практика обучения письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет показывает, что способность овладеть комплексом операций, где участвуют одновременно зрение, кинестезия рук, нервно-мышечный аппарат, у данных детей затруднена.