Исходя из специфики служебной деятельности военнослужащих, их служебной занятости, зачастую отсутствия времени для осуществления всего спектра просветительских, профилактических, психокоррекционных мероприятий, необходимо оптимально подбирать доступные для реализации в условиях напряжённой профессиональной деятельности средства. Так, проведение частых и объёмных тренингов, группового психологического консультирования, лекций, нередко встречается с раздражением или с непониманием со стороны руководителей подразделений.
В организации работы с военнослужащими можно выделить следующие этапы:
- Диагностический этап с целью выявления лиц динамического наблюдения, обладающих низким уровнем саморегуляции своих психологических и функциональных состояний. Для диагностики состояний военнослужащих можно использовать следующие методики: методика «САН», методика «Степень хронического утомления» (Леоновой А.Б., Шишкина И.В., 2003 г.), методика «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард, адаптация Леоновой А.Б., Капицы М.С., 2003 г.), опросник «Стиль саморегуляции поведения ССП-98» В.И. Моросановой и др. Помимо диагностических опросников целесообразно будет проводить беседы с военнослужащими, применять метод наблюдения, экспертного опроса командиров подразделений.
- Психокоррекционный этап с целью коррекции текущих состояний военнослужащих группы динамического наблюдения, выявления причин, повлёкших за собой эти состояния, обучение методикам саморегуляции военнослужащих своих состояний.
Наибольшую актуальность для психорегуляции имеют такие психические состояния, как утомление, избыточное нервно-психическое напряжение, фрустрация (разочарование). Каждое из этих состояний может детализироваться, так как имеет собирательный характер, поэтому разработка сеанса психорегуляции должна содержать решение оперативных задач, направленных на восстановление работоспособности, эмоционального состояния, боевого настроя военнослужащего. При этом непременно должны учитываться условия каждого конкретного случая отдельно.
Условно можно выделить следующие направления развития навыков саморегуляции военнослужащих:
- Формирование конструктивного отношения к развитию и совершенствованию психорегуляции и использованию её в профессиональной деятельности.
- Развитие и совершенствование психических функций, лежащих в основе психорегуляции.
- Развитие помехоустойчивости к сбивающим факторам объективного и субъективного характера.
- Обучение самоконтролю и саморегуляции психического состояния (успокоению, расслаблению, мобилизации).
- Обучение управлению направленности сознания на содержание выполняемой деятельности.
- Повышение эмоциональной устойчивости военнослужащих.
Ниже приводится примерная программа обучения военнослужащих методам и приёмам саморегуляции (по А.М. Жукову). Главная задача программы – обучение военнослужащих основным методам, приёмам и способам саморегуляции своих психологических и функциональных состояний; правильно реагировать на весь спектр воздействий (зрительные, слуховые, кинестетические, обонятельные, тактильные, вкусовые, вестибулярные), характерных для напряжённых условий профессиональной деятельности, на свой организм и психику и активно действовать в условиях их эскалации.
Методика психологической работы с военнослужащими с элементами дыхательных упражнений и аутотренинга предусматривает три функциональных блока:
- первый блок используется во вступительной части тренировочного занятия и содержит дыхательные упражнения активизирующего типа;
- второй блок применяется в основной части и состоит из дыхательных упражнений нагрузочного и восстановительного типа;
- третий блок применяется в заключительной части занятия; дыхательные упражнения при этом носят успокаивающий характер и направлены на ускорение восстановительных процессов [1, с. 85].
В первый и второй блоки психологической работы с военнослужащими рекомендуется включать дыхательные упражнения, элементы аутогенной тренировки, целью которых выступает восстановление работоспособности и улучшение актуального функционального состояния военнослужащих и их уровня саморегуляции.
Дыхательные упражнения улучшают резервные возможности респираторной системы и аэробной производительности организма на начальных этапах адаптации к повышенным физическим нагрузкам. Также в процессе выполнения интенсивных физических нагрузок должны постоянно выполняться упражнения для активного и пассивного отдыха в интервалах между физическими нагрузками, а также систематически выполняться упражнения для расслабления.
Исходя из широкого спектра имеющихся дыхательных упражнений для улучшения актуального функционального состояния военнослужащих и их уровня саморегуляции, отбираются определённые респираторные упражнения, которые повышают гипоксическую устойчивость, оказывают влияние на центральную нервную систему и способствуют ускорению восстановительных процессов.
Поэтому, кроме основной нагрузки, военнослужащие должны выполнять специализированные комплексы дыхательных упражнений в самом начале занятия, в ходе основных психокоррекционных мероприятий (в паузах отдыха между запланированными нагрузками), а также в конце занятия для обеспечения оперативного протекания восстановительных процессов.
Внедрение третьего блока программы восстановительных мероприятий должно способствовать ускорению восстановительных процессов после окончания основной части занятий.
Обучение военнослужащих методам, приёмам и техникам психической саморегуляции, внедрение их в повседневную практику работы военного психолога с военнослужащими является одним из путей повышения боеготовности подразделения и воинской части.
Успешное и адекватное применение различных приёмов и средств саморегуляции повышает стрессоустойчивость военнослужащего, способствует поддержанию работоспособности на необходимом уровне. Военным психологам необходимо уметь правильно организовать и провести работу по формированию и поддержанию положительного психического состояния военнослужащих, по формированию у них психологической готовности к боевым действиям и психологической устойчивости к стрессовым факторам боя.