Музей в системе российского высшего образования: история и современность

Музей в системе российского высшего образования: история и современность

В статье рассматривается история и особенности функционирования музеев высших учебных заведений на примере музейного комплекса Елабужского института КФУ. Не являясь формально образовательным учреждением, музей выступает в качестве постоянного партнера учебных заведений всех уровней. В самом музее формируется особое образовательное пространство, одна из основных целей которого – мотивировать посетителя любого возраста на самостоятельное и увлекательное добывание знаний. Образовательная деятельность музеев вузов развиваться по пути интеграции с системой высшего образования. Для более качественной образовательно-педагогической деятельности музеев системы высшего образования необходим существенный количественный и качественный рост музейных программ, предназначенных для различных групп населения.

Аннотация статьи
история
музейная среда
музеи системы высшего образования
Ключевые слова

В XXI веке проблемы образования становятся приоритетными во всем мире и в каждой отдельно взятой стране, так как от их решения зависит эффективность и конкурентоспособность будущей экономики, политики, функциональность будущей культуры, поэтому сегодня потенциальные культурно-образовательные и воспитательные возможности музеев вновь становятся предметом особого внимания ученых и практиков. Правительством России деятельность музеев рассматривается в качестве одного из решающих факторов достижения такой национальной цели, как укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, что отмечается в разработанной «Стратегии развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года» [5, с. 1]. Важная роль в этом процессе отводится музеям высшей школы, которые занимают значительное место в системе образования и являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Использование музеев высших учебных заведений в учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и просветительской работе вузов является не только эффективным средством углубления профессиональных знаний и умений студентов, необходимых в организации их дальнейшей деятельности, но и способствует формированию российской идентичности, гражданско-патриотических чувств.

Методологической основой и теоретической базой изучения особенностей деятельности музеев системы высшего образования явились идеи развития музейной педагогики (Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич) и концепции личностно-ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, А.Б. Орлов, В.Д. Семенов). В работе необходимым было использование комплекса методов как общенаучных, так и специально-исторических. Историко-педагогический метод использовался при изучении истории создания и образовательной деятельности комплекса музеев Елабужского института КФУ. Сравнительно-сопоставительный анализ проводился при исследовании деятельности музеев института в работе с различными категориями посетителей. Проблемно-хронологический метод, позволил выявить и проанализировать совокупность имеющихся фактов в развитии музеев высших учебных заведений.

Некоторые исследователи относят музеи высшей школы к музеям образования, указывая на то, что они ориентированы, главным образом, на решение образовательных задач, которым подчиняются все остальные, а также их обращение к конкретной узкой аудитории [6, с. 233; 7, с. 57]. С таким определением сложно согласиться, так как музеи высших учебных заведений создаются не только для обеспечения наглядности преподавания, но и с научно-исследовательской целью, в связи с тем, что учебный процесс в вузах неразрывно связан с исследовательской деятельностью, исходя, например, из опыта работы комплекса исторических музеев Елабужского института КФУ. Изучение взаимосвязи музеев высшей школы с учебным процессом, исследовательской деятельностью преподавателей и студентов является важным не только с точки зрения качественной подготовки студентов, но и для выявления новых, более эффективных форм и условий взаимодействия музеев и вуза.

В связи с этим, рассмотрим роль музеев в системе высшего образования на примере деятельности комплекса исторических музеев Елабужского института КФУ. В состав комплекса исторических музеев Елабужского института КФУ входят три музея: Музей истории учебного заведения, Музей археологии и истории Татарстана и Музей елабужского купечества. У каждого музея своя история и уникальность, за каждым музеем стоят люди увлеченные, инициативные, осознающие огромное значение своей деятельности, как для истории, так и для будущего поколения. Именно научный поиск, заинтересованность в решении отдельных исследовательских проблем, потребность в познании преподавателей и студентов вуза способствовали созданию музейного комплекса. Исторические музеи Елабужского института КФУ – это результат многолетней кропотливой работы преподавателей и студентов одного из старейшего учебного заведения Прикамского края.

Фонды Музея истории учебного заведения начинают собираться и комплектоваться еще с 1970-х годов при кафедре истории КПСС и политэкономии (в основном фотографии, документы и книги). Несмотря на то, что специального помещения для музея выделено не было, проводились экскурсии для всех желающих, в ходе которых рассказывалась история вуза, и отмечалось, что в здании института, с момента открытия Епархиального женского училища, всегда были учебные заведения. Это время возрождения музеев высшей школы как научно – исследовательских и просветительских учреждений, постепенного освобождения их от пропаганды партийной идеологии [6, с. 305-316]. Так, в 1977 году для Музея истории Елабужского государственного педагогического института было выделено отдельное помещение – бывший зал Совета Епархиального училища. Работой музея в этот период руководил Совет музея, состав которого утверждался на заседании партбюро института и состоял из десяти человек. В Совет входили представители администрации, а также партийной, профсоюзной, комсомольской организаций. Проводились экскурсии на темы: «История ЕГПИ», «История края», а также лекции на различные темы по музейным экспозициям («Институт как культурный центр Прикамья», «М.И. Цветаева», «Научная жизнь ЕГПИ», и др.) [1, л. 19]. В этот период музей являлся центром военно-патриотического воспитания студентов. Проводились встречи студентов с ветеранами Великой Отечественной войны, посвященные знаменательным датам – Дню Советской Армии, Дню Победы [1, л. 27]. В 1998 году в преддверии празднования столетия Елабужского государственного педагогического института Музей истории учебного заведения был реорганизован. При нем был создан Совет музея. В помощь Совету сформирован актив музея, состоящий из преподавателей и студентов исторического отделения историко-филологического факультета. В период реорганизации музея была проведена большая кропотливая работа по сбору материала для музейной экспозиции, состоялись встречи с ветеранами труда, бывшими преподавателями и сотрудниками, велась и активно продолжает вестись переписка с ними, записываются их воспоминания. Кроме того, преподаватели и студенты вуза работали в архивах Елабуги, Кирова, Казани, что послужило началом для создания архива музея. Проводившаяся трудоемкая работа, послужила основой для накопления материала музейной экспозиций, изготовления и оформления стендов, альбомов и передвижных выставок, а затем, и создания музея в современном виде [1, л. 5-6].

Уникальным по своему содержанию и значению является Музей археологии и истории Татарстана. Свою историю он начинает в 1988 году. Тогда, благодаря усилиям кандидата исторических наук, К.И. Корепанова, была создана экспозиция по отдельным периодам истории края и выставлена для обозрения коллекция археологических находок. Новый виток развития археологического музея связан с деятельностью А.З. Нигамаева, когда в 1994 году музей был полностью реорганизован. Как Музей археологии и истории Татарстана он получает статус общеинститутского музея. Музей был прикреплен к кабинету археологии, при котором работал Клуб археологов. С 1994 по 2004 гг. была накоплена богатая археологическая коллекция, которая также выставлялась в музее. Основным источником пополнения экспонатов оставались полевые раскопки, проводимые студентами исторического отделения под руководством А.З. Нигамаева. Наиболее примечательные находки с Елабужского и Кирменского археологических комплексов, где проводились археологические раскопки, нашли свое место среди экспонатов музея. В 2003 году, в ходе подготовки к предстоящему юбилею г. Елабуги, в археологическом музее началась новая реорганизация. Музей получил более просторное и доступное для посетителей помещение. С учетом прежних недостатков, на новой методологической основе был составлен экспозиционный план. В значительной степени обновлены и дополнены экспозиции. В настоящее время, Музей археологии и истории Татарстана состоит из экспозиций, освещающих отдельные периоды древней истории региона. Здесь представлены находки с территории Татарстана, в основном, Елабужского района. Большинство музейных предметов, составляющих фонд музея, были обнаружены в результате археологических раскопок [2, л. 15-16].

Возросший интерес к купеческому сословию, научные исследования их предпринимательской и благотворительной деятельности привели к тому, что в июне 2006 года произошло знаменательное событие, как для вуза, так и для всего Прикамского региона, был открыт Музей елабужского купечества [3, л. 22]. Музей расположился во дворе университетского комплекса в небольшом одноэтажном здании из красного кирпича, составляющем часть архитектурного ансамбля учебного здания. Центральной частью музейной экспозиции является раздел «Быт и нравы провинциального купечества», воссоздающий интерьеры купеческой гостиной, рабочего кабинета, дамской комнаты и торговой лавки. В этом разделе доминируют подлинные музейные предметы – уникальные экспонаты и антикварные вещи [4, с. 1]. По богатству и исторической ценности коллекции Музей елабужского купечества является одним из самых значительных музеев не только Елабужского института КФУ, но и всего Прикамского региона.

Исторические музеи Елабужского института КФУ являются научно-исследовательскими, учебно-просветительскими подразделениями вуза. Исторические музеи рассматриваются как средство формирования ценностного отношения к историко-культурному наследию, способствуют приобретению и совершенствованию навыков научно – исследовательской работы студентов. Музеи вуза вносят особый вклад в совершенствование образовательного процесса при подготовке будущих учителей. Знакомство студентов-первокурсников с учебным заведением начинается с музея, на уроке-экскурсии студенты не просто изучают историю вуза, они осознают себя как часть этой истории. Курсовые и выпускные квалификационные работы студентов не только включают в себя как источник материалы музеев вуза, но и служат средством пополнения их фондов новыми документами, сведениями. Исследовательские работы, посвященные преподавателям, составившим эпоху в жизни вуза, истории факультетов и кафедр, так же направлены на пополнение музейных фондов вуза. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, преподаватели Елабужского института КФУ обращаются к архивному материалу музеев. Изучив факультативные курсы «Музееведение» и «Архивоведение», студенты-первокурсники факультета истории и юриспруденции в музее и архиве вуза проходят музейную и архивную практики. Знания, полученные студентами во время практик, являются важным подспорьем для будущего учителя в оформлении учебных кабинетов и создании грамотной организации школьных музеев. При Музее истории учебного заведения действует кружок экскурсоводов, входящие в него студенты разрабатывают и проводят экскурсии по историческим местам Елабуги, с результатами своей краеведческой исследовательской работы участвуют в региональных и всероссийских научно-практических конференциях.

Деятельность Музея археологии и истории Татарстана предоставило новые широкие возможности для использования его фондов, как в учебно-воспитательных целях, так и научно-исследовательской работе студентов, проводимой в ходе археологических экспедиций. При музее долго и плодотворно работает археологический кружок. Результаты проведенных археологических раскопок студенты оформляют в научно-исследовательские работы, которые апробируют на научно-практических конференциях.

В Музее истории елабужского купечества воссоздан интерьер купеческого быта XIX века, помимо образовательной функции он выполняет роль исследовательского краеведческого центра преподавателей и студентов вуза. Здесь проводятся учебные экскурсии для студентов при изучении курса «Историческое краеведение».

На базе комплекса исторических музеев Елабужского института КФУ разрабатываются и проводятся музейно-педагогические занятия для детей.

Студенты-старшекурсники во время прохождения педагогической практики, организуя внеклассную работу, приводят подопечных школьников в музеи вуза.

Исторические музеи Елабужского института КФУ активно участвуют в проведении Дня открытых дверей вуза с целью профориентации школьников, что является важной частью работы вузовских музеев, поскольку такая просветительская работа формирует потенциальных абитуриентов. Каждый год исторические музеи Елабужского института КФУ посещают около 3000 человек – школьников, студентов и гостей учебного заведения и города, проводятся около 100 обзорных экскурсий.

Таким образом, благодаря взаимодействию вуза и музея осуществляются важнейшие задачи подготовки будущих учителей: не только дать студентам глубокие, системные знания, научить их преобразовывать и использовать в своей профессиональной деятельности, но и самое главное формирование личности будущего педагога – духовно богатой, мыслящей, осознающей свою гражданскую ответственность и обладающей национальным самосознанием.

Текст статьи
  1. Архив Музея истории учебного заведения. История Елабужского государственного педагогического института 1953 – 2003 гг. Ф. 1. Оп. 6. Д. 1.
  2. Архив Музея истории учебного заведения. Музей археологии и истории Татарстана. Ф. 1. Оп. 6. Д. 2.
  3. Архив Музея истории учебного заведения. Музей елабужского купечества. Ф.1. Оп. 7. Д. 3.
  4. Музей истории купечества. Путеводитель. //Сост. И.В. Корнилова, ЕГПУ, 2007.
  5. Стратегии развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года // [Электронный ресурс] - URL: http://www.souzmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22197:strategiya-razvitiya-deyatelnosti-muzeev-v-rossijskoj-federatsii-na-period-do-2030-goda&catid=10589&Itemid=176 (Дата обращения: 28.12.2019)
  6. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект; Альма Матер. – 2007. - 560 с.
  7. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. – М., 2001. – 223 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 11 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля