Самовоспитание, самообразование и саморазвитие личности является одной из приоритетных целей современного образования. Поэтому сформировать у обучающихся способность к рефлексии, а именно к рефлексивному контролю своей деятельности, является главной задачей учителей иностранного языка. Рефлексия способна мотивировать и формировать умение учиться, раскрывать познавательные интересы и обеспечивать готовность к обучению. В современной педагогике рефлексию обычно трактуют как «процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого». Также процесс рефлексии описывается как взаимооценка и взаимоотражение между всеми участниками педагогического процесса. Рефлексия позволяет более глубоко осознать сильные и слабые стороны личности, а также определить настоящие убеждения и ценности, что способствует развитию самосознания, являющегося важным этапом личностного и профессионального роста. С помощью рефлексии можно обнаружить те способы и пути достижения цели, которые действительно работают на практике.
Проблему формирования рефлексии очень активно обсуждают в педагогике и психологии, а также обсуждают и изучают в отечественных, и в зарубежных исследованиях. В настоящее время разрабатываются методики и тренинги, основанные на рефлексивном подходе.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. Рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях и является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Умение контролировать и анализировать свои действия на начальном этапе, является основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности. Это объясняется тем, что на данном этапе происходит переход от детства к юношеству и в связи с этим проявляются соответствующие изменения, которые наблюдаются в таких сферах как деятельность, сознание и осознание, в системе взаимоотношений, а также в формировании организма в процессе полового созревания. Все эти процессы безусловно влияют на психофизиологические качества подростка. Теперь ему необходимо понимать и оценивать себя, своё настроение, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия и поступки, развивать и совершенствовать свой внутренний мир, а также учиться искусству общения, которое так важно в жизни любого молодого человека.
В процессе обучения английскому языку способность к рефлексии у обучающихся играет очень важную роль по нескольким причинам. Во-первых, рефлексия в данном случае позволяет анализировать успехи учеников, определять их слабые и сильные стороны, и, следовательно, понимать на что нужно обратить больше внимания. А во-вторых, она способствует осознанию цели обучения, которая в свою очередь является мощным мотивационным фактором, побуждающим изучать иностранный язык. Отсюда следует второй вопрос: как развить рефлексию у детей и подростков, изучающих иностранный язык? Главная цель рефлексивной деятельности при изучении иностранного языка – выяснить, что действительно происходило на уроке, то есть выделить главное, обдумать и понять смысл занятия с помощью анализа. Ещё одной задачей рефлексии является построение учащимися смыслового ряда, а также сравнение учащимися методов и способов, применяемыми ими самими и их товарищами. В обучении иностранному языку выделяют разные виды рефлексии, которые могу быть использованы учениками на различных этапах урока.
Учебная самостоятельность школьника начинается со способности различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности. Поэтому именно действия контроля и оценки можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.
Существует несколько видов классификации рефлексии: 1) Рефлексия настроения и эмоционального состояния (Я почувствовал, что…Было интересно…Меня удивило…Своей работой на уроке я…Материал урока мне был…Мне захотелось…Мне больше всего удалось…Моё настроение…Заставил задуматься…Навел на размышления…Могу похвалить своих одноклассников…); 2) Рефлексия деятельности (У меня получилось…Я научился… Сегодня на уроке я смог…Урок дал мне для жизни…За урок я…); 3) Рефлексия содержания учебного материала (Сегодня я узнал…Было трудно…Я выполнял задания…Я понял что…Теперь я могу…Я приобрёл…Я научился…Урок для меня показался…Для меня было открытием то, что…Мне показалось важным….Материал урока был мне …); 4) Рефлексия как способ обратной связи (Мне хочется рассказать…Могу поспорить…Тема пройдена, а я…).
Для того, чтобы научить учеников осуществлять рефлексивную деятельность, педагогам необходимо: 1) Позволять ученикам самим осуществлять выбор целей обучения, при котором обучающиеся смогут учесть свои способности и возможности; 2) Развивать способность у учеников самостоятельно определять причины своих успехов и неудач; 3) Формировать навык нахождения и определения проблем, а также умения решать их. Важную роль в овладении рефлексивными навыками также играют следующие требования и условия: выполнение домашних заданий, (данная деятельность активирует учеников анализировать свои учебные действия); использование преподавателями различных инновационных видов контроля обучения, таких как портфолио, электронные дневники, проекты, презентации (они более наглядно и понятно отображают успеваемость ученика, что позволяет ему лучше ориентироваться в своих результатах); определение учениками уровня своего учебного развития в конце каждого урока; осуществление самоанализа и анализа своей учебной деятельности, поиск причин неудач и способов их устранения.
Учебная рефлексия, отражает четыре сферы человеческой сущности: физическую (успел – не успел); самочувствие: (комфортно – дискомфортно); интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, а духовную надо проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может: а) выступать формой теоретической деятельности; способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); б) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия); в) быть средством самопознания.
Существует много различных приемов рефлексивной деятельности и выбор их зависит от конкретной цели проводимой рефлексии. Например: «Запрет», «Дерево цели», «Мнение», «Солнышко», «Яблоня», «Мишень», «Градусник», «Звездочки», «Корзина идей», «Смайл», «Светофор», «Карта настроения» «Анкета» и т.д. Приёмы рефлексивной деятельности принимаются учащимися осознанно, вызывают интерес, способствуют повышению мотивации учения, всестороннему развитию личности каждого учащегося.
Развитие рефлексии учащихся очень важный аспект при работе с ними. Так как современная образовательная система требует от педагогов не только хороших результатов по определенным предметам, но и развития личности всецело, то при формировании данных качеств, развитие рефлексии становится здесь на главное место.