научный журнал «Актуальные исследования» #47 (74), ноябрь '21

Теоретико-методологический анализ основных подходов к изучению психологической саморегуляции состояний военнослужащих

Профессиональная деятельность военнослужащих имеет определённую специфику и сопряжена с различными экстремальными условиями. Многими специалистами отмечается, что высокие профессиональные нагрузки могут приводить к нарушению внимания, асоциальному поведению, появлению у военнослужащих эмоциональных нарушений и психосоматических заболеваний. Для организации эффективной работы с военнослужащими необходимо учитывать особенности психических состояний. Характер психического состояния военнослужащих играет очень важную роль как в боевой подготовке, так и при выполнении боевых задач.

Аннотация статьи
саморегуляция
деятельность
психологический
военная служба
стресс
военнослужащий
Ключевые слова

Современный этап развития Вооружённых Сил России характеризуется заметным повышением внимания к проблеме надёжного и эффективного функционирования военнослужащих в условиях боевых действий.

Военная служба (военная деятельность) – особая форма государственной службы граждан в Вооружённых силах Российской Федерации, других войсках (пограничных войсках, внутренних войсках, войсках государственной связи, войсках гражданской обороны), службе внешней разведки и органах безопасности федерального правительства.

В Российской Федерации существует две формы военной службы: воинская повинность, в которую входят все призывники, и служба по контракту, в которую входят военнослужащие, матросы, офицеры. В случае контрактной службы военная служба – это профессиональная деятельность, которая, в отличие от обязательной военной службы, осуществляется строго по желанию. Призыв на военную службу в мирное время осуществляется гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющими права на освобождение от призыва (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации) [7, с.21].

Военная служба отличается высокой напряжённостью, обусловленной в первую очередь безоговорочным и точным исполнением команд и боевых задач, а также экстремальными условиями профессиональной деятельности. Военная служба оказывает особое влияние на здоровье военнослужащих, их психофизиологическое состояние и нервно-психическую устойчивость. Часто во время службы возникают психосоматические заболевания и расстройства, а также психологические стрессы.

Разнообразные формы проявления негативных психологических последствий профессионального стресса изучены военными психологами. Свой вклад в развитие проблемы внесли А.Я. Анцупов, М.И. Дьяченко, А.М. Жуков, А.Г. Караяни, Л.А. Кандыбович, В.П. Каширин и др. Различные аспекты профессионального стресса военнослужащих отражены в работах Р.А. Абдурахманова, В.Д .Бицоева, A.B. Булгакова, С.В. Захарика, A.A. Камышанова, И.Б. Лебедева и др. Таким образом, военные психологи внесли большой вклад в развитие учения о стрессе жизни, так или иначе рассматривая различные стороны жизни и деятельности офицеров ВС РФ.

Как психофизиологическое состояние стресс описывается следующим образом: стресс – это состояние тяжёлого эмоционального расстройства, перевозбуждения и подавления, которое выражается в неспособности человека думать и принимать разумные решения, а также в неадекватном адаптивном социальном поведении. Этот человек не способен действовать рационально и целенаправленно в сложившейся ситуации.

Стресс жизни офицеров ВС РФ – это вид стресса, обусловленный длительным комплексным воздействием стрессогенных факторов служебной и общесоциальной сфер жизнедеятельности офицеров и опосредованный их индивидуальными и личностными характеристиками. Основными характеристиками стресса жизни офицеров ВС РФ являются: куммулятивность (способность накапливаться с возрастом); длительность воздействия; прямая связь с появлением и обострением психосоматических заболеваний – «болезней стресса» [1, с. 4]. При этом к «болезням стресса», помимо физических заболеваний (например, сердечно-сосудистых и др.), обычно относят и психоэмоциональные нарушения: тревожность, депрессию, неврозы, эмоциональную неустойчивость, перевозбуждение и др.

К числу наиболее значимых задач, связанных с объективной необходимостью устранения негативных проявлений стресса военнослужащих, относятся следующие:

  • повышение производительности деятельности и её эффективности, результативности;
  • подготовка военнослужащих к деятельности в затруднённых и экстремальных условиях;
  • снижение риска возникновения аварий и несчастных случаев по вине «человеческого фактора»;
  • уменьшение текучести кадров;
  • охрана здоровья и снижение заболеваемости военнослужащих и др.

При наличии умеренно выраженной психоневрологической симптоматики (например, нарушения сна у военнослужащих, высокий уровень тревожности, раздражительность и пр.), а также для оперативного снятия утомления, эмоционального напряжения, увеличения работоспособности в сложных условиях деятельности могут применяться методы психологической саморегуляции.

В отечественной психологии существует несколько подходов к определению понятия «саморегуляция». Экспериментальные исследования проблемы регулирования деятельности на основе обратной связи первоначально изучались в физиологии и психофизиологии в 30-х годах 20 века, начиная с И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Кульминацией этого направления стали известные теории построения движения Н.А. Бернштейна и функциональных систем П.К. Анохина.

Развитие представлений о регулирующей функции психики в теоретико-методологическом плане связано с именами классиков отечественной психологии С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выготского, а также А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А.В. Брушлинского и др.

В середине ХХ века в советской психологии существовал социальный заказ на исследования в области промышленной психологии, это был период расцвета инженерных психологических исследований, основанных на информационном подходе к исследованию психологии труда и изучению психики человека в труде [6, с. 269]. Поэтому исследования психорегуляции в этот период тесно связаны с развитием кибернетики. Последователи психологической кибернетики (Гринченко С.Н., Ляпунов А.А., Растригин Л.А. и др.) акцентировали внимание на присущих психике понятиях саморегуляции и самоуправления с точки зрения приспособительного поведения систем неживой, живой и личностно-социально-технологической природы. А.Г. Маклаков утверждал: «Живой организм… сложный объект. Под воздействием внешних условий происходят изменения не только в характере совершаемых им действий, но и в самом организме. Следовательно, живой организм не только самоактуализирующийся, но и саморегулируемый объект. Человек вероятно один из самых сложных объектов реального мира, известных науке в настоящее время…. Его свойство как саморазвивающегося объекта состоит в том, что он в состоянии самостоятельно создавать и изменять программу своих действий. У человека как живого объекта процессы управления реализуется через психическую деятельность. Поэтому психика рассматривается как управляющая система человеческого организма» [5, с. 360].

Исследования Б.Ф. Ломова, В. Зинченко, Д.А. Ошанина, О.А. Конопкина, Г. Зараковского, В. Шадрикова, Е.А. Климова, А. Галактионова и других авторов показали общие, во многом схожие представления о психологических процессах обработки информации и о системе психологической регуляции трудовой деятельности как о структуре, содержащей инвариантный состав функциональных частей.

В научной литературе понятие «саморегуляция» определяется по-разному. В самом общем смысле она включает в себя управление своим поведением, эмоциями и мыслями для достижения долгосрочных целей. В частности, эмоциональная саморегуляция относится к способности управлять деструктивными эмоциями и импульсами. Другими словами, необходимо подумать, прежде чем действовать. Это также отражает способность поднять себе настроение после разочарований и действовать в соответствии с вашими глубочайшими ценностями.

Так, в рамках структурно-функционального подхода О.А. Конопкина и концепции индивидуального стиля В.И. Моросановой осознанная саморегуляция понимается как система необходимых для регуляции любой деятельности структурно-функциональных и содержательных психологических характеристик [3, с. 300].

Психологическая саморегуляция – это управление поведением или деятельностью субъекта и саморегуляция его наличного состояния с помощью использования психических средств отражения и моделирования реальности [4, с. 30].

Таким образом, психологическая саморегуляция – это способность военнослужащего контролировать реакции внутри себя. На механизмы саморегуляции влияют как биологические (темперамент/предрасположенность), так и личностные характеристики военнослужащего (поведение и др.). Саморегуляция напрямую связана с тем, насколько хорошо военнослужащий справляется с новыми событиями, также на процессы саморегуляции большое влияние оказывает предыдущий опыт военнослужащего. Психологические навыки, полученные в ходе жизни и преобразованные в жизненный опыт человека, можно использовать для того, чтобы справляться с положительными и отрицательными стрессовыми факторами и способствовать саморегуляции и устойчивости [2, с. 200]. Саморегуляция включает в себя сознательные и бессознательные процессы, которые люди используют для управления своими мыслями, эмоциями, вниманием, поведением и импульсами.

Современная практическая психология успешно использует различные виды психологической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе методов саморегуляции лежит принцип тренировки нервных процессов возбуждения и торможения, приводящий к активизации и повышению способности саморегуляции личности, аутогенная тренировка (АТ) представляется особенно ценной методикой укрепления нервной системы любого человека, психологическое и психотерапевтическое значение её неоспоримо.

Текст статьи
  1. Жуков А.М. Стресс жизни офицеров Вооружённых Сил Российской Федерации и его психопрофилактика: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.03. – 2004. – М.: ВУ. – 205 с.
  2. Караяни А.Г., Корчемный П.А., Митасова Е.В., Караяни Ю.М., Некрасова Е.А. Психологическая коррекция и реабилитация. Учебное пособие / Под общей редакцией Митасовой Е.В. Москва, 2015. 230 с.
  3. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности: авторский сборник. – Ленанд. – 2011. – 320 с.
  4. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – Москва: Смысл, 2007. – 311 с.
  5. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб: «Питер». – 2001. – 592 с.
  6. Синицына Л.В., Ведерникова Н.А. Комплексная программа психокоррекции эмоциональных переживаний (на примере военнослужащих российской армии и сотрудников органов внутренних дел). В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. 2016. С. 269-277.
  7. Суханов Д.Г., Гребенюк С.В., Кузнецова А.В. Формирование готовности военнослужащих внутренних войск к действиям в экстремальных ситуациях методом и упражнениями аутогенной тренировки. Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2015. № 1. С. 21-27.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня