Современный этап развития Вооружённых Сил России характеризуется заметным повышением внимания к проблеме надёжного и эффективного функционирования военнослужащих в условиях боевых действий.
Военная служба (военная деятельность) – особая форма государственной службы граждан в Вооружённых силах Российской Федерации, других войсках (пограничных войсках, внутренних войсках, войсках государственной связи, войсках гражданской обороны), службе внешней разведки и органах безопасности федерального правительства.
В Российской Федерации существует две формы военной службы: воинская повинность, в которую входят все призывники, и служба по контракту, в которую входят военнослужащие, матросы, офицеры. В случае контрактной службы военная служба – это профессиональная деятельность, которая, в отличие от обязательной военной службы, осуществляется строго по желанию. Призыв на военную службу в мирное время осуществляется гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющими права на освобождение от призыва (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации) [7, с.21].
Военная служба отличается высокой напряжённостью, обусловленной в первую очередь безоговорочным и точным исполнением команд и боевых задач, а также экстремальными условиями профессиональной деятельности. Военная служба оказывает особое влияние на здоровье военнослужащих, их психофизиологическое состояние и нервно-психическую устойчивость. Часто во время службы возникают психосоматические заболевания и расстройства, а также психологические стрессы.
Разнообразные формы проявления негативных психологических последствий профессионального стресса изучены военными психологами. Свой вклад в развитие проблемы внесли А.Я. Анцупов, М.И. Дьяченко, А.М. Жуков, А.Г. Караяни, Л.А. Кандыбович, В.П. Каширин и др. Различные аспекты профессионального стресса военнослужащих отражены в работах Р.А. Абдурахманова, В.Д .Бицоева, A.B. Булгакова, С.В. Захарика, A.A. Камышанова, И.Б. Лебедева и др. Таким образом, военные психологи внесли большой вклад в развитие учения о стрессе жизни, так или иначе рассматривая различные стороны жизни и деятельности офицеров ВС РФ.
Как психофизиологическое состояние стресс описывается следующим образом: стресс – это состояние тяжёлого эмоционального расстройства, перевозбуждения и подавления, которое выражается в неспособности человека думать и принимать разумные решения, а также в неадекватном адаптивном социальном поведении. Этот человек не способен действовать рационально и целенаправленно в сложившейся ситуации.
Стресс жизни офицеров ВС РФ – это вид стресса, обусловленный длительным комплексным воздействием стрессогенных факторов служебной и общесоциальной сфер жизнедеятельности офицеров и опосредованный их индивидуальными и личностными характеристиками. Основными характеристиками стресса жизни офицеров ВС РФ являются: куммулятивность (способность накапливаться с возрастом); длительность воздействия; прямая связь с появлением и обострением психосоматических заболеваний – «болезней стресса» [1, с. 4]. При этом к «болезням стресса», помимо физических заболеваний (например, сердечно-сосудистых и др.), обычно относят и психоэмоциональные нарушения: тревожность, депрессию, неврозы, эмоциональную неустойчивость, перевозбуждение и др.
К числу наиболее значимых задач, связанных с объективной необходимостью устранения негативных проявлений стресса военнослужащих, относятся следующие:
- повышение производительности деятельности и её эффективности, результативности;
- подготовка военнослужащих к деятельности в затруднённых и экстремальных условиях;
- снижение риска возникновения аварий и несчастных случаев по вине «человеческого фактора»;
- уменьшение текучести кадров;
- охрана здоровья и снижение заболеваемости военнослужащих и др.
При наличии умеренно выраженной психоневрологической симптоматики (например, нарушения сна у военнослужащих, высокий уровень тревожности, раздражительность и пр.), а также для оперативного снятия утомления, эмоционального напряжения, увеличения работоспособности в сложных условиях деятельности могут применяться методы психологической саморегуляции.
В отечественной психологии существует несколько подходов к определению понятия «саморегуляция». Экспериментальные исследования проблемы регулирования деятельности на основе обратной связи первоначально изучались в физиологии и психофизиологии в 30-х годах 20 века, начиная с И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Кульминацией этого направления стали известные теории построения движения Н.А. Бернштейна и функциональных систем П.К. Анохина.
Развитие представлений о регулирующей функции психики в теоретико-методологическом плане связано с именами классиков отечественной психологии С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выготского, а также А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А.В. Брушлинского и др.
В середине ХХ века в советской психологии существовал социальный заказ на исследования в области промышленной психологии, это был период расцвета инженерных психологических исследований, основанных на информационном подходе к исследованию психологии труда и изучению психики человека в труде [6, с. 269]. Поэтому исследования психорегуляции в этот период тесно связаны с развитием кибернетики. Последователи психологической кибернетики (Гринченко С.Н., Ляпунов А.А., Растригин Л.А. и др.) акцентировали внимание на присущих психике понятиях саморегуляции и самоуправления с точки зрения приспособительного поведения систем неживой, живой и личностно-социально-технологической природы. А.Г. Маклаков утверждал: «Живой организм… сложный объект. Под воздействием внешних условий происходят изменения не только в характере совершаемых им действий, но и в самом организме. Следовательно, живой организм не только самоактуализирующийся, но и саморегулируемый объект. Человек вероятно один из самых сложных объектов реального мира, известных науке в настоящее время…. Его свойство как саморазвивающегося объекта состоит в том, что он в состоянии самостоятельно создавать и изменять программу своих действий. У человека как живого объекта процессы управления реализуется через психическую деятельность. Поэтому психика рассматривается как управляющая система человеческого организма» [5, с. 360].
Исследования Б.Ф. Ломова, В. Зинченко, Д.А. Ошанина, О.А. Конопкина, Г. Зараковского, В. Шадрикова, Е.А. Климова, А. Галактионова и других авторов показали общие, во многом схожие представления о психологических процессах обработки информации и о системе психологической регуляции трудовой деятельности как о структуре, содержащей инвариантный состав функциональных частей.
В научной литературе понятие «саморегуляция» определяется по-разному. В самом общем смысле она включает в себя управление своим поведением, эмоциями и мыслями для достижения долгосрочных целей. В частности, эмоциональная саморегуляция относится к способности управлять деструктивными эмоциями и импульсами. Другими словами, необходимо подумать, прежде чем действовать. Это также отражает способность поднять себе настроение после разочарований и действовать в соответствии с вашими глубочайшими ценностями.
Так, в рамках структурно-функционального подхода О.А. Конопкина и концепции индивидуального стиля В.И. Моросановой осознанная саморегуляция понимается как система необходимых для регуляции любой деятельности структурно-функциональных и содержательных психологических характеристик [3, с. 300].
Психологическая саморегуляция – это управление поведением или деятельностью субъекта и саморегуляция его наличного состояния с помощью использования психических средств отражения и моделирования реальности [4, с. 30].
Таким образом, психологическая саморегуляция – это способность военнослужащего контролировать реакции внутри себя. На механизмы саморегуляции влияют как биологические (темперамент/предрасположенность), так и личностные характеристики военнослужащего (поведение и др.). Саморегуляция напрямую связана с тем, насколько хорошо военнослужащий справляется с новыми событиями, также на процессы саморегуляции большое влияние оказывает предыдущий опыт военнослужащего. Психологические навыки, полученные в ходе жизни и преобразованные в жизненный опыт человека, можно использовать для того, чтобы справляться с положительными и отрицательными стрессовыми факторами и способствовать саморегуляции и устойчивости [2, с. 200]. Саморегуляция включает в себя сознательные и бессознательные процессы, которые люди используют для управления своими мыслями, эмоциями, вниманием, поведением и импульсами.
Современная практическая психология успешно использует различные виды психологической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе методов саморегуляции лежит принцип тренировки нервных процессов возбуждения и торможения, приводящий к активизации и повышению способности саморегуляции личности, аутогенная тренировка (АТ) представляется особенно ценной методикой укрепления нервной системы любого человека, психологическое и психотерапевтическое значение её неоспоримо.