Психическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности.
Первый решающий фактор успеха является психическая готовность. Состояние психической готовности можно представить как адекватную, устойчивую систему личностных характеристик, саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, направленных на достижение целей, поставленных задач, исполнения мечт.
Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, использование психофизических данных на полную, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам, чувствам, мыслей (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение, неадекватные реакции, война с «самим собой» и т.д.).
Тренировочные занятия характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей при правильном подходе и наблюдением со стороны профессионала.
При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса. Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена- является процессом самовоспитания и саморегуляции.
Психологическая подготовка как целенаправленное и систематическое применение методов, направленных на:
- оптимизацию условий тренировочной деятельности по формированию навыков решения оперативных задач;
- развитие волевых и психических качеств, определяемых способностями к решению этих задач;
- регуляцию психических состояний, сопутствующих решению этих задач.
В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки - реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам) приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.
Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта. В них больше различного, чем общего. Мало что можно сказать о психической подготовке спортсмена вообще, но очень много – баскетболиста, лыжника, стрелка, волейболиста и т.д., ведь каждый вид спорта требует различную подготовку и компетенции, навыки и умения.
Таким образом, психической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям [1, 2, 3].
Остановимся на двух психологических аспектах физического воспитания; первый отражает активное влияние занятий физической культурой на протекание различных психических процессов человека, второй связан с формированием психологических основ двигательного развития, в частности с развитием психомоторики учащихся: в этом аспекте физическое воспитание направлено на подготовку активной сферы учащихся к овладению необходимыми новыми двигательными навыками в будущей трудовой учебно-профессиональной деятельности, что в некоторой способствует реализоваться и развиваться на занятиях.
Однако с целью повышения эффективности занятий физкультуры в процессе их проведения необходимо осуществлять более целенаправленное и осознанное психомоторное развитие учащихся. Рассмотрим подробнее первый психологический аспект физического воспитания. Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности.
В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.