Главная
АИ #47 (74)
Статьи журнала АИ #47 (74)
Из истории торгово-экономических взаимоотношений народов Дагестана с народами Ка...

Из истории торгово-экономических взаимоотношений народов Дагестана с народами Кавказа в раннем Средневековье

Авторы:

Гасанов Магомед Раджабович

Батаев Артур Александрович

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

Дагестан
Кавказ
производство
экономика
товары

Аннотация статьи

В исследовании проведен анализ торгово-экономических взаимоотношений народов Дагестана с народами Кавказа в VII-X вв.

Текст статьи

Значительную роль в развитии торгово-экономических связей Дагестана и Кавказа играли Дербент, Семендер, Кубачи, Кумух, Бежта, а также города – Мцхета, Тбилиси, Кабарда и др. Эти центры славились производством оружия, орудий труда, предметов украшения и домашнего обихода, выделкой шерстяных и хлопчатобумажных тканей, кожевенным производством, ковроткачеством, ювелирным делом. Они являлись основными пунктами, сосредоточившими внутреннюю и внешнюю торговлю. В некоторых из этих центров население Дагестана и Кавказа реализовывало изделия ремесленного производства. Торгово-ремесленные центры способствовали тесному общению дагестанского населения с остальными кавказскими и переднеазиатскими городами, а также с центрами Северного Кавказа и Восточной Европы.

Экономические контакты народов Дагестана и Кавказа содействовали дальнейшему подъёму их производительных сил и тесному политическому сближению, а также усилению культурных контактов между этими двумя народами. В экономических связях горцев Дагестана значительную роль играли торгово-ремесленные центры Дагестана, в частности Дербент, Семендер и др. [3, с.39]

В Дербенте открывались благоустроенные караван-сараи и рынки. Сюда из близких и отдаленных районов, ремесленных центров везли корень марены, сельскохозяйственные продукты, изделия ремёсел: оружие, стеклянную, фаянсовую, керамическую посуду, различные ткани [4, с.58]. Из Дербента, например, вывозились предметы ремесленного производства, которые не производились в других областях Кавказа. Кроме того, Дербент служил портом и узлом караванных путей, через который сбывали свои товары все дагестанские народы – аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны и др.

В Дербент съезжались купцы из разных стран: из Руси и Индии, Средней Азии и Византии, Грузии, Азербайджана, Армении и др. Многие страны с Дербентом были связаны через территорию Грузии. Византия торговала с Дербентом чуть не с самого его основания. Так как другие пути были трудными, торговые караваны византийцы двигали через Колхиду и Иверию [4, с.58].

Превращение Дербента арабами в крупный военно-административный центр, где оседала значительная часть огромной военной добычи и налогов, собираемых со всего Восточного Кавказа, переселение в город многих тысяч арабских колонистов резко повысило спрос на товары широкого потребления и ремесленную продукцию, а также на предметы роскоши, что способствовало притоку в город торговцев и ремесленников, находящих обширный рынок для своих товаров [5, с. 35].

Монетные дворы функционировали в Барде, Шемахе, Дербенте. Самая ранняя монета, чеканенная в Дербенте, датируется 733-734 гг. Появление собственного монетного двора в Дербенте и чеканка монет в Дагестане свидетельствует о значительном расширении торговли с соседними областями.

Разнообразные товары производились в Семендере. Он своей обширностью не уступал самой столице Хазарского каганата – Итилю. Восточные авторы единодушно отмечали богатства города, многочисленные сады и виноградники в нем, наличие там рынков и торговых людей. Жители города располагали значительными суммами денег, а также рабами. В городе была сильно развита обработка шерсти и выработка шерстяных тканей [7. С.53], которая шла на экспорт. Кроме продуктов сельского хозяйства и шерстяных изделий, источники не упоминают каких-либо других товаров, производимых в Семендере, что даёт основание для предположения, что торговля Семендера в значительной степени была транзитной. В связи с этим и население города было в основном торговое. Из Ширвана или через ее территорию в Семендер ввозили нефть, металлическую и керамическую посуду, серебряные изделия, различные ткани и т.д.

Особую статью экспорта в Дагестан составляли нефть и соль. Источник VII в. отмечает в зоне Куры добычу нефти и соли, что, несомненно, относится к Баку и Апшерону. Об этом же сообщается в трудах арабских и персидских историков и географов VIII-X вв. Добыча нефти требовала развития ряда ремесел, связанных с нефтяным хозяйством. Служившая вначале предметом нужды, нефть постепенно становится предметом вывоза. Вывозилась она в первой половине VIII в. в Кабалу, Дербент [2, с.36] и другие города для военных целей.

В Дагестане была известна целая серия сосудов (кувшинов, курильниц, светильников) датируемых VII–X вв. и имевших спрос на Кавказе. О древних связях Кубачи и Грузии свидетельствует распространение у кубачинцев в прошлом «гюрджи-эшек» – типа котлов, отливавшихся на месте.

Исследования археологов указывают, что с раннего средневековья и Бежта представляла собой крупный торгово-ремесленный центр Дагестана, связанный как с внутренними районами Дагестана, так и соседними областями.

Значительную роль в развитии дагестано-грузинских торгово-экономических связей играли ремесленные центры Грузии, в которых имелись почти все отрасли, известные в средневековую эпоху [1, с.45]. Следует полагать, что некоторая часть грузинского населения нуждалась в изделиях горцев Дагестана. Это – бурки, паласы, сукна, ковры и др.

Таким образом, международная торговая трасса вдоль западного берега Каспийского моря, точнее ее важнейший отрезок – Шемаха – Дербент благодаря экономическому и стратегическому значению был известен раннесредневековым авторам. Этот путь функционировал постоянно, о чем свидетельствует наличие на этом пути большого числа караван-сараев. В это время существовал прямой торговый путь из Шеки (Нухи) в Ахты – Казикумух – Авария и далее к портам Черного моря, получивший позже название «Шекинский путь», или «Анапская дорога» [6, с.132]. По этому пути шла торговля хлебом, а также «красным товаром» (восточные ткани, сандал, табак, нефть и др.).

Следует отметить, что население Дагестана в изучаемое время поддерживало экономические связи с народами Кавказа. Эти отношения зависели от международной обстановки на Кавказе и от внутреннего положения страны. Особенно усилились торгово-экономические связи между ними с незапамятных времён. Эти отношения зависели от международной обстановки на Кавказе и от внутреннего положения страны. Особенно укрепились торгово-экономические связи между ними со второй половины VIII в. с расцветом «арабской» торговли.

Горцы Дагестана получали нефть, соль, хлеб, шёлк-сырец, шёлковые ткани, металлическую посуду. Дагестанское население поставляло своим соседям – полотняные одежды, марену, шафран, оружие и товары скотоводческого хозяйства. Экономические контакты народов Дагестана и Кавказа содействовали политическому сближению, а также усилению культурных взаимовлияний.

Список литературы

  1. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. – Махачкала, 1963. C.45.
  2. Ашурбейли С.Б. Государство Ширваншахов (VI–XVI вв.) – Баку, 1983. С.36.
  3. Гасанов М.Р. Гасанов М.Р. Дагестан в истории Кавказа и России. – Махачкала, 2004. С.39.
  4. Кудрявцев А.А. Великий город на Каспии. Махачкала, 1982. С.58.
  5. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М., 1982. С.35.
  6. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI вв.М.,1963. С.132.
  7. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII – XV вв.). Махачкала, 1968. С.53.

Поделиться

1131

Гасанов М. Р., Батаев А. А. Из истории торгово-экономических взаимоотношений народов Дагестана с народами Кавказа в раннем Средневековье // Актуальные исследования. 2021. №47 (74). С. 35-37. URL: https://apni.ru/article/3265-iz-istorii-torgovo-ekonomicheskikh-vzaimootn

Другие статьи из раздела «История, археология, религиоведение»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая