Объективные законы и субъективные принципы

В статье дается теоретический и методологический анализ сущности и основных признаков понимания объективных законов и субъективных принципов.

Аннотация статьи
культура
субъективность
человек
самосознание
диалектика
объективность
общество
закон
принципы
сознание
Ключевые слова

Нормативный характер различного вида знаний (правила, кодексы, права, принципы, законы...) иногда нивелирует их регулятивную спецификацию. Например, в юриспруденции понятие «закон» используется не в объективном смысле детерминации реальностью, а в субъективно-правовом государственно-утвержденном значении. Так называемое «позитивное право» (общественно-установленное) свое базовое понятие «право» присваивает и вне-государственным, общественным, моральным (долг) и нравственным (совесть) нормам «естественного права», хотя моральные и нравственные нормы поведения не являются «правовыми», а объективно складываются в менталитете этносов или психологии личности (нормы долга и нормы совести). Об этом основательно с метатеоретическими аргументами изложено в специальной монографии [1].

Религиозное мировоззрение свои исторически рожденные догматы (догмы) нередко отождествляет с «государственно-правовыми», требуя юридической защиты от органов власти за «оскорбление чувств верующих», хотя в светском государстве церковь отделена от государства и школы (проблема опасности «клерикализации» общества и государства).

В художественном мировоззрении статусом «объективных» часто наделяются субъективно-полагаемые принципы художественного творчества: принцип реализма, принцип народности, принцип классовости, принцип идейности, принцип партийности, принцип «единства содержания и формы»...

Законы науки – это субъективные констатации наличия объективных константных норм-признаков в изучаемых реальных явлениях, которые каузально детерминируют существование (возникновение, функционирование, развитие) данных явлений. Профессор В.П. Тугаринов первым систематизировал все базовые положения В.И. Ленина относительно объективных законов реального мира в своей докторской диссертации (1955 г.) и монографии «Объективные законы, их познание и использование» [2]. В.И. Ленин в «Философских тетрадях» (1908-1916 г.г.) выделял базовые признаки научных законов: а) объективность, как независимость от сознания, б) необходимость действия, в) существенность бытия, г) повторяемость в серии проявлений, д) фиксация отношений, явлений-признаков.

В конечном счете, объективные законы являются константами реального мира, т.е. инвариантными относительно пространства и времени существования явлений. Константный характер ряда социально-значимых качеств анализируется в ряде наших работ [3]: константы социума, константы меры человека, константы деятельности, константы сфер общества...

Принципы науки – это субъективно полагаемые, провозглашаемые нормативы деятельности, выполнение которых является не обязательным, а желательным. Например, таковы принципы научной этики, принципы художественного творчества, этические нормы поведения, «кодекс Гиппократа», «моральный кодекс» строителя коммунизма», религиозные заповеди и пр. Обратим внимание на то, что реальные оценки явлений в искусстве, поведении, морали, науке и т.д. могут совершаться не только с нарушением принципов, но и с нарушением законов. Например, в художественной сфере эстетические оценки критиками или публикой явлений искусства могут нарушать как принципы классовости (В.И. Ленин об оценках Л. Толстого), принципы реализма (Р. Гароди – «Реализм без берегов») и др., так и закон нейтральности прекрасного по отношению к своему носителю (Сократ критикует Гиппия), закон моноканальности эстетической информации (экранизация литературных произведений) и др.

В сфере культуры типичными нарушениями законов являются отождествления оцениваемых объектов с точки зрения их типа, вида, жанра, разновидности, когда художественные произведения оцениваются как политические, этические явления как правовые, религиозные как светские, музыкальные как живописные («лунная соната»…), графика Б. Пророкова как живопись абстракционистов, бытовой танец как балет, песни Высоцкого как оперное пение, модели дизайнеров моды как проекты реальной одежды и т.д. Типичны жалобы деятелей культуры на оценки публики и экспертов, нарушающие «Законы жанра», «Законы вида культуры» или даже «Законы типа культуры». Телепрограммы «Спас», ОТР, «Бесогон-ТВ» Н. Михалкова, «Агора» Швыдкого, «60 минут», «Право голоса» и т.д. полны подобными примерами нарушений объективных законов культуры. Если нарушение субъективных принципов понятно и объяснимо, то нарушение законов является скорее следствием отсутствия культуры восприятия, понимания, суждения, оценки. Нам в ряде работ приходится постоянно напоминать существенное аксиологическое различие явлений культуры и явлений антикультуры, псевдокультуры, квази-культуры, бескультурья... Проблемы воспитания культуры сознания народа являются важнейшими в программах культурной политики государства и общества. В этом отношении примечателен позитивный опыт многолетней деятельности общественного негосударственного Народного университета дизайна в Горьком с 1976 по 1991 годы. Цель воспитания и состоит в формировании культуры ценностных ориентаций личности, культуры оценочной деятельности на базе культурного образования и культурного обучения.

Полезно обозначить научные основания разграничения законов и принципов, а также основанных на них вкусах. Эти три понятия: закон, принцип, вкус являются функционально критериями понимания и оценивания явлений культуры. Разграничение исходных оснований всех социальных регуляторов (а закон, принцип, вкус являются критериальными регуляторами), первично заявленное в 1979 году и основательно развернутое профессором А.М. Пищиком в докторской диссертации [4]: детерминация, регламентация, мотивация – применимо и здесь. Объективная детерминация культуры – это основание объективных законов культурологии. Общественная регламентация культуры – это основание социально-субъективных принципов культурологии. Личностная мотивация – это основание индивидуальных вкусов в сфере культуры.

Основания социальных регуляторов

Такое осознание места законов культурологии в системе культуры со всеми ее типами, видами, разновидностями позволяет понять социальное значение всей номологической проблематики культурологии: 1) законы интегрируют историческое эволюционное существование культуры; 2) законы обобщают теоретическое исследование культуры и истории культурологии; 3) законы являются конечным основанием социальных принципов и личностных вкусов субъектов культурной реальности; 4) законы – объективные основания оценки культурных явлений экспертными комиссиями, выставками, жюри конкурсов, критиками; 5) законы – основа проектирования целевых комплексных программ управления сферой культуры.

Текст статьи
  1. Зеленов, Л.А. Философия права: научно-дискуссионная проблематика / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. – Н.Новгород: ВГУВТ, ОАЧ, 2016. - 302 с.
  2. Тугаринов, В.П. Объективные законы, их познание и использование / В.П. Тугаринов. – Л.: ЛГУ, 1954. – 196 с.
  3. Зеленов, Л.А. Социальные константы / Л.А. Зеленов. – Н.Новгород: Новация, ОАЧ, НФК, 2010. – 140 с.
  4. Пищик, А.М. Методология социального проектирования устойчивого развития России в XXI веке / А.М. Пищик. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2005. – 245 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля