Главная
АИ #47 (74)
Статьи журнала АИ #47 (74)
Формирование художественного вкуса на материале, основанном на национальных трад...

Формирование художественного вкуса на материале, основанном на национальных традициях

Автор(-ы):

Бейсембаева Гаухар Сериковна

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

казахстанская фортепианная музыка
композитор
домбровый кюй
художественный вкус

Аннотация статьи

В статье дается развернутый анализ «Жайлауда» казахстанского композитора Т.Коныратбая. Поднимаются вопросы строения структуры пьесы, гармонического развития, художественное содержание пьесы, формирование тематического материала, имеющего национальные корни. Приводятся примеры смежных искусств.

Текст статьи

Просторы казахских степей неоднократно воспевались в произведениях искусства. Ярким примером могут служить «Сарыарка» и «Алатау» Курмангазы, «Саржайляу» Таттимбета и др. В казахстанской фортепианной музыке к теме «джайляу» неоднократно обращались такие известные композиторы, как Е. Г. Брусиловский, Б.Г. Ерзакович, Н.М. Мендыгалиев и др. Созерцание красот родных пейзажей в своих работах также запечатлело большое количество казахстанских художников. В качестве примера можно назвать имена таких художников, как А. Кастеев, К. Ходжиков, И. Бондаренко, С. Романов, К. Шаяхметов, А. Исмаилов, У. Тансыкбаев и другие

«Жайлауда» (летнее пастбище) – вторая пьеса триптиха «Степные зарисовки». Триптих – в переводе с греческого языка имеет значение «...тройной, сложенный втрое», используется в изобразительном искусстве и музыке. Все три части соединены единой концепцией, замыслом автора и зачастую составляют прочный неразрывный ансамбль [1, с. 303]. Объединяясь общностью, в то же время каждая составляющая часть или отдельная пьеса имеет свои характерные особенности, раскрывает различные грани генеральной идеи автора.

В музыке жанр «триптиха» впервые появляется в творчестве французского композитора К. Дебюсси в произведениях для симфонического оркестра «Три ноктюрна», «Море» [2, с. 228]. К. Дебюсси был одним из пионеров современного отношения в выразительности музыкального языка [3, с. 143]. В казахстанской фортепианной школе цикличное построение трех пьес встречается в творчестве Г.А. Жубановой «Три прелюдии».

После захватывающей и стремительной «Қыз қуу», автор словно переводит внимание слушателя на красоту родного пейзажа, раскинувшиеся юрты у подножия гор и озеро, на берегу которого резвятся дети. Лирическая по содержанию, домбровая по складу фактуры пьеса создает светлое эпическое настроение.

Пьеса «Жайлауда», которая заметно отличается по характеру от двух других пьес, написана в тональности h-moll, звучит подобно созерцанию родной природы. Более того, центральные эпизоды звучат в мажорных тональностях - G и A-dur.

В произведении композитор использует двухдольный метр, который встречается гораздо чаще других в кюях композиторов и наряду с этим представляется «…самым простым видом членения» [4, с. 70]. Начальный умеренный темп moderato с последующим более подвижным – Piu mosso способствуют созданию живого образа. Аналогичную задачу в создании игривого настроения выполняют темповые решения в кюях «Аксак киік», «Назым», «Балқаймақ» [5, с. 107].

По строению формы вторая пьеса триптиха близка строению домровых кюев. В ней ярко прослеживается бас буын - начальное звено, орта буын - среднее звено и сага - кульминация [6, с. 66]. Подобно домбровым кюям, в начальном построении пьесы звучит следующая ритмоформула (рисунок).

Рис. Начальное построение пьесы «Жайлауда»

Первый двухголосный тематический материал (тт.12 - 32) развивается с неизменным нижним голосом. Диапазон верхнего голоса образует интервал квинты. Аналогичное композиционное решение мы встречаем в первой прелюдии для фортепиано Г.А. Жубановой. Однако в прелюдии движущимся голосом является нижний [7, с. 6]. Построение первого раздела пьесы образует трехчастную форму с оживленной средней частью.

Следующий раздел, хотя построен на интонациях первоночального тематического материала, выделяется появлением октавных басов и мажорным ладом, соответсвенно, усилением громкости звучания до нюанса f. Также появляются характерные композиторскому письму квинты с секундой к нижней ноте, которые придают общему звучанию остроты и современности. Условно назовем этот раздел орта буын (среднее звено). Кульминацией произведения представлена тема в тональности А - dur. Тема поочередно звучит в нижнем и верхнем регистрах. Тембровое сопоставление и развитие приводит к вершине – кульминации, за которой происходит динамический спад. Подобно кюям, первый тематический материал разграничивает части пьесы [4, с. 110].

В целом, формообразование, развитие тематического материала и интервальное соотношение домбыровых кюев токпе трансформируются в современное звучание и находят новое преломление во второй пьесе триптиха. Здесь присутствуют свойственные кюям вступление и показ основного ритма в бас буын, далее- показ темы в орта буын и последующее развитие и достижение кульминации в сага. Таким образом, автор пьесы «На джайляу» более приблизился к национальной самобытности казахской домбровой музыки, её колориту, воспитывая в исполнителе и слушателе способность понимать мысли кюйши, умение улавливать тончайшие изменения в развитии, тем самым формируя любовь и уважение к казахской музыке.

Углубленное изучение произведений «Қыз қуу», «Жайлауда» и «Көкпар» создает благоприятную основу для формирования художественного вкуса и национального мышления обучающихся. В этой связи уместными будут слова казахстанского композитора Г.А.Жубановой: «… не нарушая единства и органичности национального материала, прикоснуться к святая святых – искусству древности и вдохнуть в него живительный воздух современности, дать ему новую жизнь» [8, с. 55].

Список литературы

  1. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В.М. Полевой. - М.: Советская энциклопедия. Книга II м-я, 1986. – 432 с.
  2. Боффи Г. Большая энциклопедия музыки: пер. с итал. - М.: Астрель, 2006. – 413с.
  3. Percy M. Young. A Concise History of Music From Primitive Times to the Present. – London & Tonbridge: Ernest Benn Limited, 1974. – 168 p.
  4. Казахская музыкальная литература. Учебник для дет. муз. шк. / Сост. и общ. ред. С.А. Елемановой. - Алма – Ата: Өнер, 1993. – 208с.
  5. Тифтикиди Н.Ф. Проблемы музыкального фольклора и композиторского творчества. Сборник научных трудов. – Алма-Ата, 1991. - 210 с.
  6. Есенулы А. Күй – тәңірдің күбірі. – Алматы: ТОО Дайк-Пресс, 1996. – 208 с.
  7. Досаева А.Ж. Методические указания к исполнению произведений композиторов Казахстана для фортепиано. Прелюдии Г.Жубановой, поэма Е.Рахмадиева «На зов Абая». - Алма-Ата, 1983.
  8. Жубанова Г.А. Мир мой – музыка. Т.1 (статьи, очерки, воспоминания) // Сост. и ред. Д.Мамбетовой. - Алматы, 1997. – 210 с.

Поделиться

1001

Бейсембаева Г. С. Формирование художественного вкуса на материале, основанном на национальных традициях // Актуальные исследования. 2021. №47 (74). С. 41-43. URL: https://apni.ru/article/3269-formirovanie-khudozhestvennogo-vkusa-na-mater

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля