В исторической науке как отечественной, так и зарубежной проблематика использования отдельных антисемитских идей Мартина Лютера национал-социалистической пропагандой представляется весьма дискуссионной и недостаточно изученной. Среди исследователей не существует единой точки зрения относительно значимости антисемитских доктрин в общей религиозной концепции Лютера. Также историки расходятся во мнениях относительно влияния антисемитского элемента учения М. Лютера на пропаганду в Германии времен национал-социалистической диктатуры. В данной статье мы предпримем попытку рассмотреть идеи М. Лютера в контексте их использования в нацистской пропаганде, а также обратимся к мнению наиболее известных исследователей данной проблематики. Так, исследователь П. Хакимов считает, что в нацистской Германии Мартин Лютер был «в буквальном смысле слова канонической личностью», а его учение и отдельные идеи имели огромное влияние на немецкое общество [9]. В своей статье «Теолог холокоста: антисемитизм Мартина Лютера» Д. Грубер приходит к выводу об изначальном включении антисемитских идей в теологию Лютера, которые являлись «неотъемлемой частью его постулата о спасении силой одной только веры» [2]. Американский автор Роберт Уэйт утверждает, что «Лютер был бы потрясен Третьим рейхом… он бы осудил Гитлера… был бы одним из первых казненных» [14, с. 249]. При этом Р. Уэйт признает, что «мы также должны сказать, что великий религиозный реформатор невольно помог проложить свой путь Гитлеру» [14, с. 249]. Современные же немецкие историки признают безусловный антисемитский элемент в теологии М. Лютера, также, как и факт того, что данный элемент был использован в пропаганде Третьего Рейха.
Как показывает анализ работ М. Лютера, его отношение к евреям в течении его реформаторской деятельности неоднократно менялось. В начальный период Реформации (1517-1523 гг.) М. Лютер, «восставший против Ватикана и основавший собственную конфессию, был уверен, что добьется того, чего не смогла достичь католическая церковь: обратить в христианство массу евреев» [7]. В своем комментарии на Псалом 22 М. Лютер подвергал осуждению христианских проповедников, не способных ни на что иное, кроме как «преувеличивать проступки евреев по отношению к Иисусу Христу и тем самым сеять озлобление против евреев в сердцах верующих» [5].
Первой работой М. Лютера, в которой в должной степени раскрывается его отношение к евреям, является памфлет «Иисус Христос родился евреем» (1523 г.). В нем автор делает акцент на том, что евреи и Христос одного и того же происхождения. Также в работе отмечается, что евреи Европы были правы в отказе принимать «папское язычество». М. Лютер заявлял, что если бы он сам был евреем, то видя тех «дураков и мошенников», которые учат христианской вере, предпочел бы «превратится в свинью», нежели стать христианином [5].
Своими проповедями М. Лютер стремился привлечь еврейский народ на свою сторону в борьбе против католической церкви, надеясь, что по прошествии некоторого времени евреи примут обновленную христианскую веру: «Советую и прошу каждого поступать с евреями по доброте и обучать их Евангелию. В таком случае мы можем надеяться, что они придут к нам. Если же мы употребляем грубую силу и поносим их, обвиняем их в использовании христианской крови, чтобы освободиться от зловония, и не знаю, в каком еще вздоре, поступаем с ними как с собаками, то чего доброго мы можем ждать от них? Наконец, как мы можем ждать их исправления, когда мы запрещаем им трудиться среди нас в нашем сообществе, вынуждая их заниматься ростовщичеством? Если мы хотим им помочь, мы должны относиться к ним не по законам Папы, а по правилам христианского милосердия. Мы должны по-дружески принять их, позволить им жить и работать вместе с нами, и тогда они сердцем будут с нами, а если некоторые и останутся при своем упорстве, что плохого в том? И из нас не каждый – добрый христианин» [10].
Со временем взгляды Лютера по отношению к еврейскому народу претерпели кардинальные изменения. По нашему мнению, реформатор постепенно утратил надежду принятия евреями христианства нового, так называемого «подлинного» вида. Уже в 1526 г. М. Лютер критиковал евреев за то, что они сохраняли приверженность собственной трактовке Священного Писания. «Застольные беседы» М. Лютера содержали жалобы на «неподатливых евреев с железным сердцем и упрямых, как дьявол». В частных письмах постепенно все больше проявлялся антисемитский оттенок, в них возникали такие термины, как «субботники» и «иудействующие». В 1535 г. М. Лютер в одном из таких писем говорил следующее: «Коль скоро и тысяча пятьсот лет изгнания, которое не похоже, чтоб шло к концу, не согнули евреев и не вразумили, можно вполне и с чистой совестью отступиться от них» [11, с. 136]. Можно также утверждать, что М. Лютер стал видеть в евреях Германии противников Реформации, всячески мешавших ее дальнейшему продвижению и развитию.
Однако, по-настоящему антисемитские и откровенно человеконенавистнические работы Лютер написал в конце своей жизни. К таким работам относятся памфлеты «О евреях и их лжи» (1542 г.) и «О непроизносимом имени Божьем» (1543 г.) В сочинении «О евреях и их лжи» М. Лютер называл евреев «настоящими лжецами и ищейками, которые своими ложными толкованиями от начала и до сегодняшнего дня постоянно искажают и фальсифицируют все Писание» [4]. М. Лютер призывал немцев быть осторожными, «зная, что там, где есть их синагоги, ничего нельзя обнаружить, за исключением логова бесенят, в котором самым злобным образом процветают самовосхваление, тщеславие, ложь, богохульство, и поношение Бога и человека, и гнев его очей на них» [4]. В памфлете проявляется стремление М. Лютера показать немцам, «какие негодяи эти слепые евреи, и что, бесспорно, истина Божья на нашей стороне и против них» [4]. Присутствуют в работе и классические средневековые полемические обвинения в отношении евреев: «Никто из других людей под солнцем не является таким жадным, как они, которые есть и будут жадными, на что указывает их проклятое Богом ростовщичество. Они утешают себя тем, что, когда придет Мессия, то он соберет и разделит золото и серебро всего мира между ними» [4].
Наиболее опасными утверждениями, по нашему мнению, являются указания М. Лютера о практической реализации агрессии против евреев Германии. В трактате «О евреях и их лжи» Лютер дает немцам 7 советов в отношении евреев:
- уничтожать еврейские синагоги и школы.
- уничтожать дома евреев c последующим их расселением в неблагоприятных для жизни условиях.
- отбирать молитвенники и Талмуды.
- запретить обучение раввинами.
- лишить евреев охранного свидетельства при передвижении.
- запретить ростовщичество с последующим изъятием у евреев всех наличных денег, а также золота и серебра. Финансовые средства выдавать только в случае искреннего обращения в христианскую веру.
- утвердить обязательную трудовую повинность в отношении евреев.
В случае же если власти не способны реализовывать данные советы и «неохотно применяют силу и не обуздывают еврейское дьявольское буйство» [4], М. Лютер обосновывал необходимость выдворения евреев за пределы страны, с тем, чтобы «они возвращались в свою землю и к своим владениям в Иерусалиме, где они могут лгать, проклинать, богохульствовать, поносить, убивать, воровать, красть, заниматься ростовщичеством, насмехаться и потворствовать в этих постыдных мерзостях, которыми они занимаются между нами» [4].
Даже при поверхностном знакомстве с данными положениями М. Лютера, прослеживается поразительное сходство с действиями по отношению к евреям в нацистской Германии 1930-х – 1940-х гг. В трактате «Моя борьба» А. Гитлер высоко оценивал масштаб авторитета Мартина Лютера, ставя реформатора в один ряд с Р. Вагнером и Фридрихом Великим [12]. Влияние личности М. Лютера в Германии начала ХХ в. можно оценить как весьма значительное. В нацистской Германии фигура М. Лютера, его безусловный авторитет среди народа, и его антисемитские идеи были использованы в целях пропаганды национал-социалистической диктатуры.
Еще до прихода НСДАП к власти, в начале 1930-х гг. А. Гитлер в одном из своих предвыборных выступлений давал обещание, что национал-социалистами не будет осуществляться вмешательство в церковную жизнь. В предвыборный период А. Гитлер высоко оценивал роль христианства в обществе, называя его основой немецкой нравственности. Выступая в апреле 1933 г. Гитлер говорил о недопустимости светских школ, «так как в таких школах нет религиозного обучения, а общее нравственное обучение без религиозного основания зиждется на пустоте» [1]. В «Моей борьбе» А. Гитлер констатировал следующее: «Верующий протестант и верующий католик дружно работали в рядах нашего движения рука об руку, никогда не впадая ни в малейший конфликт со своими религиозными убеждениями. Напротив, совместная героическая борьба, которую вели католики и протестанты единым фронтом против разрушителей арийского человечества, научила их больше ценить и уважать друг друга» [12].
Несмотря на попытки нацистов создать собственную религию с элементами язычества и оккультизма, решающее значение в течение всего существования национал-социалистической диктатуры имело донесение в средствах пропаганды всего того, что близко и понятно соотечественникам. В ситуации с христианством нацисты не могли не учитывать колоссальный авторитет церкви в обществе, а также тот факт, что абсолютное большинство немцев относили себя к христианам. По нашему мнению, А. Гитлер видел в христианской религии удобный инструмент контроля над обществом. Единственными христианами, которые в течение существования нацистского режима, подверглись преследованию по религиозным мотивам были «Свидетели Иеговы», которые, будучи пацифистами, препятствовали ведению Германией войн.
Существует большое количество примеров каким образом авторитет М. Лютера в обществе и его антисемитские идеи, вырванные из общего контекста религиозного учения, были использованы нацистской пропагандой в своих целях. Ярким примером является пропагандистский фильм Ф. Харлана «Еврей Зюсс» (1940 г.), разработанный и снятый под личным руководством министра пропаганды Й. Геббельса. Данный фильм цитирует отрывки памфлета М. Лютера «О евреях и их лжи». В фильме фрагменты зачитываются наставительным тоном, преподнося их в необходимом для пропагандистских целей свете. Эффективность фильма преумножилась и стараниями средств массовой информации. Так, газета «Völkischer Beobachter» в восторженных тонах писала о том, что картина «раскрывает истинное лицо еврейства, его зловещие приемы и разрушительные цели» [8]. В Германии фильм за все время проката посмотрели более 20 млн. зрителей.
Нацисты широко отмечали 450-летие со дня рождения Мартина Лютера в ноябре 1933 г., назвав годовщину общенациональным «Немецким днем Лютера». В публичном выступлении А.Гитлер высоко оценил «этнонационалистическую миссию Лютера» и призвал «завершить немецкую реформацию в Третьем рейхе».
Факт того, что начало Холокоста, а именно события «Хрустальной ночи» 9 ноября 1938 г. совпало с кануном дня рождения Мартина Лютера также был использован в рамках нацистской пропаганды. В частности, протестантский епископ из Тюрингии Мартин Зассе писал в предисловии к брошюре «Долой их! Мартин Лютер о евреях» следующее: «10 ноября, в день рождения Лютера, в Германии горят синагоги. В эти часы должен быть слышен голос немецкого пророка ХVI века, который начал по неведению как друг евреев, но затем, движимый своим знанием, опытом и побуждаемый реальностью, стал величайшим антисемитом своего времени, предостерегшим свой народ против евреев…» [3] В оправдании событий «Хрустальной ночи» в полной мере использовался авторитет М. Лютера в немецком обществе: «…собственно, достаточно было лишь прямо процитировать Лютера и сказать, что следует сжигать синагоги и моральная сторона вопроса при осуществлении погромов и жестокой расправы над евреями уже не мучила совесть борцов за чистоту нации» [9, с. 21].
В 1941 г. А. Гитлер объявил о своем намерении реформировать евангелическую церковь в Германии. 13 ноября этого же года состоялся крупный митинг в поддержку данной идеи. Р. Краузе, лидер движения, выступил с речью, смысл которой сводился к восхвалению идеи Гитлера и «задачах церкви Рейха в духе доктора Мартина Лютера». По всей Германии лютеране в подавляющем большинстве приняли эту идею. Исследователь У. Ширер объясняет данный факт следующим образом: «Трудно понять поведение большинства немецких протестантов, если не знать о влиянии Мартина Лютера. Великий основатель был страстным антисемитом и яростным сторонником абсолютного повиновения политической власти» [16, с. 136].
Редактор антисемитской и антикоммунистической газеты «Der Stürmer» Ю. Штрейхер, будучи арестованным после окончания Второй Мировой войны, во время суда утверждал следующее: «Доктор Мартин Лютер очень вероятно сидел бы сегодня на моем месте на скамье подсудимых, если бы эта книга («О евреях и их лжи») была принята во внимание судебным расследованием» [13, с. 8]. Данное заявление Штрейхера показывает, что он полагал, что Лютер был таким же виновным, как и он сам. Штрейхер использовал фигуру Лютера, чтобы защитить себя от обвинений, выдвинутых против него. 1 октября 1946 года он был признан виновным в преступлениях против человечества.
Журналист и министерский чиновник Х. Хинкель находился под значительным влиянием антисемитизма М. Лютера. В одной из своих речей он говорил следующее: «Через свои поступки и свое духовное отношение он начал борьбу, которую мы продолжаем и по сегодняшний день. С Лютером началась революция немецкой крови и чувств против чужеродных элементов в народе» [15, с. 137].
На одном из пропагандистских плакатов времен Третьего Рейха Мартин Лютер изображался на фоне свастики. На плакате также изображались годы рождения Лютера и прихода к власти НСДАП в Германии (1483-1933). Плакат гласил: «Hitler's Kampf und Luther's Lehr Des deutschen Volkes gute Wehr» – «Борьба Гитлера и учение Лютера – лучшая защита для немецкого народа».
Антисемитские идеи Мартина Лютера не были основополагающим элементом его теологии, тем не менее, национал-социалистической пропаганде удалось использовать антисемитизм Лютера в полной мере, воспользовавшись значимостью фигуры реформатора в немецком обществе. Оценивая данный элемент пропаганды национал-социалистической диктатуры, можно согласиться с мнением богослова Д. Бонхоффера: «Повсюду слова Лютера – превращенные, однако, из истины в самообман». Нацисты оправдывали свои действия и искали поддержку немецкого общества, в том числе и вырывая отдельные идеи М. Лютера из общего контекста его учения. С помощью совокупности антисемитского элемента в учении М. Лютера нацистской пропаганде удалось преподнести реформатора как предшественника идей национал-социализма. Более того, благодаря значимости фигуры М. Лютера в немецкой истории, безусловному авторитету великого реформатора в немецком обществе, национал-социалистической пропаганде удалось найти отклик в общественном сознании большинства немцев, которые относили себя к христианам. Хотя идеи М. Лютера никоим образом не сопоставимы с идеологией нацистов, антисемитский элемент его учения сыграл значимую роль в работе пропаганды национал-социалистической диктатуры.