Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы

В статье технология «Друдлы» рассматривается в качестве одной из приоритетных техник развития речи дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.

Аннотация статьи
творчество
техника друдлы
связная речь
рисунок
Ключевые слова

Современный мир предъявляет к человеку много требований. Важно уметь ориентироваться во множестве информации, уметь гибко решать конфликты, предлагать наиболее креативные и необычные решения, которые в дальнейшем позволят быть успешным. В дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к будущей взрослой жизни, поэтому в этот период необходимо научить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.

В связи с чем, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны воспитателей и родителей. Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность – наиболее доступный ребенку, и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Эффективным средством развития связной речи детей может стать игра. И одной из них является игра – друдлы, главная цель, которой: развивать умение видеть необычное в обычном, и рассказывать об этом. Суть техники друдлы заключается в том, что предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Это линии, геометрические фигуры или просто размытые кляксы. Надо угадать: «На что похоже?». Предполагается масса ответов и, как правило, правильным считался самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову. Но как отмечает автор опыта в этой игре, как и в самой технике друдлы – правильного ответа просто нет. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ. Таким образом ребенок учиться выражать свои мысли. Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.

По мнению педагогов-практиков применение техники друдлы в рамках системно-деятельностного подхода при организации обучения в дошкольном образовательном учреждении способно значительно повысить качество образовательного процесса. Актуальность исследования проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется современными тенденциями развивающей педагогики в области развития у детей социально-коммуникативных качеств.

Одной из развивающих технологий, способствующих активному развитию речи, является техника друдлы, которая рассматривается в психологии как приемы запоминания (Л.А.Венгер, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко и др.) [3].

Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П. Саккулиной, В. С. Мухиной.

В основе техники друдлы лежит принцип описания картинки, которая имеет множественные значения. Это определяет возможность успешного использования техники друдлы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

«Друдлы» (в переводе с английского – каракули, загадки) стали известны в 1950-х годах благодаря американскому автору-юмористу Роджеру Прайсу и продюсеру Леонарду Стерну. Изначально они носили исключительно развлекательный характер, но постепенно распространились и в другие сферы, в том числе и в образование. Подобная методика встречается в трудах великого Леонардо да Винчи. Когда ему требовалось освежить творческую энергию, он садился и долго вглядывался в облака или скалы. Художник мог открыть для себя на старой стене, покрытой грязью, на иной причудливой поверхности, испещренной извилистыми прожилками целые картины, пейзажы, битвы, людей, узоры [18].

В современном мире основой «друдлов» могут стать какие-либо каракули, линии, неопределённых форм фигуры, кляксы. Это весьма занимательный процесс для любого возраста, особенно для дошкольного. Начинать лучше с самого простого графичного варианта, который будет хорошо угадываться детьми. Для стимуляции воображения в начале пути рисунки лучше выполнять в черно-белом варианте. Эта технология обладает способностью заставлять мозг обрабатывать и анализировать массу информации, чтобы соотнести увиденное на картинке со знакомым образом в жизни. В итоге «друдлы» способствуют формированию гибкости мышления, ломке шаблонов и стереотипов, умению креативно подходить к решению поставленных задач. Учитывая особенности сенситивности дошкольного периода, эта технология весьма удачно может использоваться педагогами в развивающей деятельности с воспитанниками [14].

 Ученые - педагоги, занимающиеся проблемой развития связной речи на разных возрастных этапах, обращают внимание на тот факт, что развитие связной речи должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент развития личности, умеющей четко и правильно формулировать и излагать свои мысли. Чему способствует использование техники друдлы.

Друдлы обладают удивительной способностью развивать речь и воображение. Использование техники друдлы происходит по принципу от простого к сложному. То есть с возрастом происходит усложнение выполняемых детьми игровых действий.

На первом этапе в технике друдлы используются заранее заготовленные картинки-друдлы. Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

Знакомство детей с данной техникой желательно начинать с более простых игр таких, как «На что похожа геометрическая фигура?», «Придумай название друдлу» где в процессе игры постепенно дорисовываются и оговариваются дополнительные детали. В ходе подобных игр с детьми, когда обговариваются линии, фигуры, формулируются вопросы («На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?») происходит невольное и ненавязчивое общение. Как только дети достаточно хорошо освоят подобные задания, то можно усложнить. Предложив придумать не один вариант, например: 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке. На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований. Также можно играть в компании. Смысл игры подобрать как можно больше версий. Игроки по очереди дают описание картинки. Описания недолжны повторяться. В результате дети отвечают, проговаривают слова, звуки. И с каждым разом их предположения и высказывания становятся более креативными и развернутыми. В результате к пяти годам дети обладают значительным запасом слов, активно используются простые предложения, начинают появляться и сложноподчинённые, в их речи появляются абстрактные понятия.

В старшей группе игровые задания постепенно усложняются. Теперь детям предлагается не просто описывать готовые друдлы, а дорисовывать и оговаривать самим. Например: игра «Дорисуй геометрическую фигуру» позволяет придумывать и превращать во что-либо геометрические фигуры. В игре «Что за зверь?» необходимо объяснить, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. При необходимости картинку можно перевернуть вверх ногами и фантазийные высказывания ребенка продолжатся. Подобные игры способствуют развитию речевого планирования у ребят. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то теперь слова выходят на первый план. Дети сначала продумывают и рассказывают о том, что они намереваются дорисовать.

В результате у детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Дети шестого года жизни достаточно последовательно и четко, с использованием эмоциональной окраски описывают дорисованные ими друдлы.

К более сложному, творческому этапу переходим в подготовительном к школе возрасте. На данном этапе ребенку предлагается самостоятельно нарисовать друдл (игра «Придумай и нарисуй друдл»), придумать название, никому при этом не сообщая. Отгадать друдл и описать его предлагается другим детям или взрослым (педагогам, родителям). После заслушивания возможных вариантов озвучивается авторская версия. Это позволяет развить у ребят не только воображение, но и умение вести диалог. Таким образом, с помощью друдлов можно расширить словарный запас, тренировать воображение, мелкую моторику, развить умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный эффект.

Для разнообразия в друдлы можно играть парами. Например: детям предлагается нарисовать на листе бумаги что-то свое. То, что они сами хотят. Далее дети обмениваются рисунками. На рисунках партнера дорисовываются линии своим карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка соседа. Теперь снова происходит обмен рисунками. Каждый ребенок берет в руки уже свой дорисованный рисунок. Затем происходит обмен версиями. Чем их больше и чем они необычнее, тем лучше. В результате происходит общение на тему, которая интересна обоим детям. Прекрасное занятие как для того, чтобы развлечься, так и для того, чтобы подумать. Данный вид игры способствует не только развитию речи, воображения, но и развитию партнерских отношений, доброжелательности.

Также детям предлагается соединить несколько друдлов, определить, что в них зашифровано, и составить небольшой рассказ. Таким образом, речевые навыки поднимаются на новый уровень, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит развитая во всех аспектах речь. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Таким образом, мы видим, что игры друдлы помогают стимулировать речевую активность ребёнка. И дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Высказывания детей напоминают короткий рассказ, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

Друдлы – одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться, учиться видеть необычное в обычном.

Текст статьи
  1. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР, дефектология, 1990.
  2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М. Знание, 1994.
  3. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. -1982. – №3.
  4. Верещагина Н.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка // «Детство-пресс», С-П: 2019.
  5. Войкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи дошкольников.
  6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Гос. изд-во РСФСР, Москва-Ленинград, 1930.
  7. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. : Дрофа, 1985.
  8. Кларина Л.М. Предметно-пространственная среда в ДОУ.
  9. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. М., 2008. - №4. - С. 102-115.
  10. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. - Москва, 2004.
  11. Поддьякова Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.
  12. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста // Санкт-Петербург. – Детство-Пресс, 2010.
  13. Поташко И.А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006. - №7. - С. 18-22.
  14. Рубанцев В.Д. Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2018.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2000 г.
  16. Смольникова Н.Г., Смирнова Е.А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
  17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду. - Москва, 1988.
  18. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи – «ГНОМ и Д», 2001.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 28 мая по 03 июня
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 июня
Загрузка в eLibrary
07 июня
Рассылка печатных экземпляров
16 июня