Главная
АИ #47 (74)
Статьи журнала АИ #47 (74)
Правовые режимы деятельности иностранных компаний на территории Российской Федер...

Правовые режимы деятельности иностранных компаний на территории Российской Федерации

Автор(-ы):

Быкова Ангелина Дмитриевна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

правовой режим
иностранная компания
аккредитация иностранного юридического лица

Аннотация статьи

В статье рассматривается порядок регулирования ведения бизнеса иностранными компаниями на территории Российской Федерации.

Текст статьи

Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [3] предусмотрено, что иностранное юридическое лицо, цель или деятельность которого носит коммерческий характер, может осуществлять свою деятельность в России через филиал или представительство со дня их аккредитации.

Приказ ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@ [4] закреплял порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению. Так, иностранное юридическое лицо в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства предоставляло в уполномоченный налоговый орган заявление об аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица по форме № 15АФП, и документы для аккредитации иностранного филиала, представительства.

С 04 сентября 2021 года действует Приказ Федеральной налоговой службы от 27 июля 2021 г. [5] (Взамен Приказа ФНС России от 26.12.2014), которым утвержден новый порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации. Одним из ключевых изменений, внесенных новым Приказом, является сокращение сроков аккредитации иностранного филиала/представительства. В частности, новый срок составляет не более, чем 15 рабочих дней со дня представления документов.

Итак, для ведения бизнеса в России иностранная компания может открыть отдельное подразделение в виде представительства или филиала. Часто на этапе аккредитации иностранные компании сталкиваются с выбором, какую форму обособленного подразделения выбрать.

Ни представительство, ни филиал не являются юридическим лицом. Разница между ними заключается в количестве полномочий. Представительство представляет интересы юридического лица, а филиал выполняет функции юридического лица (статья 55 Гражданского кодекса Российской Федерации [1]).

При выборе представительства иностранные компании часто задумываются о том, что будет, если в будущем возникнет необходимость провести коммерческую сделку через их отдельный офис. Мы проанализируем, могут ли возникнуть проблемы и какие санкции могут быть применены к представительству, если оно получает доход.

Основным видом деятельности представительства является представление интересов иностранного юридического лица и осуществление их защиты (пункт 1 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации). В законодательстве четко не определено, что такое «представительство интересов». В понимании гражданского законодательства – это разрешение, выданное одним лицом другому лицу на представительство перед третьими лицами (статья 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 182 ГК РФ, «представительство» в гражданском праве – это сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) на основании доверенности. В связи с этим заключение сделок входит в представление интересов организации.

Таким образом, законодательство не запрещает ведение коммерческой деятельности иностранным представительством от имени головной организации. Представительство интересов может включать в себя различные действия, а представительству могут быть предоставлены, на наш взгляд, любые полномочия, которые могут быть ограничены только прямым указанием закона [7].

Представительство может быть лишено аккредитации только по основаниям, указанным в законе (пункт 7 статьи 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Например, если представительство не представляет налоговой отчетности или не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету, а также если деятельность филиала или представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и представляет угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной целостности и национальным интересам Российской Федерации.

Таким образом, российское законодательство не предусматривает санкций за ведение коммерческой деятельности в пользу представляемого лица.

С точки зрения валютного законодательства порядок прохождения валютного контроля и выдачи паспорта сделки при заключении договоров с контрагентами для филиалов и представительств будет одинаковым [8].

Если представительство получило доход от коммерческой деятельности на территории Российской Федерации, то необходимо знать, какие налоги нужно платить, в связи с этим. Проведено сравнение форм ведения бизнеса иностранными компаниями в России.

Таблица 1

Общие сведения

Филиал иностранной компании

Представительство иностранной компании

Дочерняя компания (ООО)

Филиал ООО

1. Филиал может вести коммерческую и маркетинговую деятельность, представлять и отстаивать интересы иностранной компании только в рамках деятельности, которую ведет такая компания, являющаяся по отношению к данному филиалу материнской.

1. Представительство может вести маркетинговую деятельность, представлять и отстаивать интересы иностранной компании.

1. Дочерняя компания может вести все виды коммерческой и маркетинговой деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

1. Филиал ООО может вести коммерческую деятельность от имени данного ООО.

2. Филиал может получать лицензии некоторых видов на ведение коммерческой деятельности.

2. Представительство не может получать лицензии на ведение коммерческой деятельности.

2. Дочерняя компания может получать лицензии на ведение некоторых видов коммерческой деятельности.

2. Филиал ООО не может получать лицензии.

3. Филиалы являются не юридическими лицами, а отдельными подразделениями иностранных компаний (их частями, расположенными на территориях, отличных от места расположения основной компании).

Филиалы не могут создавать собственные подразделения.

3. Представительства являются не юридическими лицами, а отдельными подразделениями иностранных компаний (их частями, расположенными на территориях, отличных от места расположения основной компании).

Представительства не могут создавать собственные подразделения.

3. Дочерняя компания является независимым российским юридическим лицом.

Они могут создавать собственные подразделения (филиалы и представительства).

3. Филиал ООО не является юридическим лицом.

Филиалы ООО не могут создавать собственные подразделения.

Таблица 2

Оформление филиала иностранной компании, представительств, дочерних компаний и филиалов

Филиал иностранной компании

Представительство иностранной компании

Дочерняя компания (ООО)

Филиал ООО

Прохождение 1 этапа регистрации и открытие банковских счетов обычно занимает примерно 1,5 месяца.

Прохождение 1 этапа регистрации и открытие банковских счетов обычно занимает примерно 1,5 месяца.

Прохождение 1 этапа регистрации и открытие банковских счетов обычно занимает примерно 1,5 месяца.

Процесс регистрации может занимать до 1 месяца.

Должны быть:

Должны быть:

Должны быть:

Должны быть:

1. Зарегистрированы и поставлены на учет в налоговых органах Российской Федерации;

1. Зарегистрированы и поставлены на учет в налоговых органах Российской Федерации;

1. Зарегистрированы и поставлены на учет в налоговых органах Российской Федерации;

1. Внесены в учредительные документы ООО;

2. Зарегистрированы во внебюджетных фондах (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования).

2. Зарегистрированы во внебюджетных фондах (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования).

2. Зарегистрированы во внебюджетных фондах (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования).

2. Зарегистрированы в территориальных налоговых органах;

   

3. Зарегистрированы в территориальных внебюджетных фондах (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования).

Таблица 3

Стоимость регистрации филиала иностранной компании, представительств, дочерних компаний и филиалов

Филиал иностранной компании

Представительство иностранной компании

Дочерняя компания (ООО)

Филиал ООО

Государственная пошлина за регистрацию филиалов: 120 000 руб.

Минимальная величина денежного вклада в финансирование деятельности филиала: 10 000 руб.

Государственная пошлина за регистрацию представительств: 120 000 руб.

Минимальная величина денежного вклада в финансирование деятельности филиала: 10 000 руб.

Государственная пошлина за регистрацию дочерней компании в налоговых органах: 4 000 руб.

Минимальная величина акционерного капитала: 10 000 руб.

Государственная пошлина за внесение изменений в учредительные документы ООО: 800 руб.

Таблица 4

Требования к форме собственности филиала иностранной компании, представительств, дочерних компаний и филиалов

Филиал иностранной компании

Представительство иностранной компании

Дочерняя компания (ООО)

Филиал ООО

Филиал может быть учреждён только одной головной (материнской) иностранной компанией. Другие формы собственности не допускаются.

Представительство может быть учреждено только одной головной (материнской) иностранной компанией. Другие формы собственности не допускаются.

Дочерняя компания может быть учреждена одним или более физическим или юридическим лицами.

Максимальное количество учредителей – 50.

Если их больше 50, создаваемая компания является не ООО, а открытым акционерным обществом или производственным кооперативом.

Филиал ООО может быть учрежден только самим соответствующим ООО.

Таблица 5

Ответственность

Филиал иностранной компании

Представительство иностранной компании

Дочерняя компания (ООО)

Филиал ООО

За деятельность своих филиалов несут ответственность их головные (материнские) компании.

За деятельность своих представительств несут ответственность их головные (материнские) компании.

Дочерняя компания самостоятельно несет ответственность за собственную деятельность, кроме некоторых отдельных случаев, предусмотренных законодательством.

За деятельность филиала ООО несет ответственность соответствующее OOO.

Исходя из этих данных, компания сама выбирает форму деятельности. Необходимо различать понятие «представительство иностранной организации» в гражданском и налоговом праве. С налоговой точки зрения ведение коммерческой деятельности предполагает получение дохода на территории Российской Федерации и не имеет значения, в какой форме создается обособленное подразделение иностранной организации: филиал или представительство.

Если представительство иностранной компании получает доход от предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, то оно является полноправным налогоплательщиком и обязано исчислять, и уплачивать, в частности, следующие налоги:

  1. Корпоративный подоходный налог.
  2. Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость возникнет, если представительство, например, намерено реализовать товары, работы, услуги на территории России или переместить товары на таможенную территорию Российской Федерации.

Доходы будут облагаться налогом на прибыль только в том случае, если иностранная организация осуществляет деятельность, которая приводит к образованию «постоянного представительства» на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 306 Налогового кодекса Российской Федерации деятельность иностранной компании на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства, если оно одновременно отвечает следующим критериям:

  • наличие любого места деятельности иностранной организации (обособленное подразделение, филиал, представительство, филиал, бюро, офис, агентство, строительная площадка);
  • осуществление иностранной организацией в данном месте коммерческой деятельности;
  • осуществление такой деятельности иностранной организацией на регулярной основе.

Таким образом, представительство иностранной компании может осуществлять коммерческие операции на территории Российской Федерации, не опасаясь каких-либо санкций, но не стоит забывать, что если такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства, то оно обязано самостоятельно исчислять и уплачивать все необходимые налоги в России, а также представлять соответствующую налоговую отчетность.

Федеральным законом от 09.11.2020 № 368-ФЗ «О внесении изменений в части Первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [3] введены положения о новом режиме уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний (далее - КИК), а также изменения, касающиеся обычного порядка уплаты налога на прибыль КИК и мер ответственности за налоговые правонарушения.

1. Уплата фиксированного налога на прибыль КИК

Индивидуальные налогоплательщики могут рассчитывать налог на фиксированную прибыль КИК независимо от количества КИК, доступных такому лицу. Кроме того, налогоплательщик вправе не представлять документы, подтверждающие размер прибыли КИК.

Налог на фиксированный доход КИК уплачивается физическими лицами уже в 2021 году по итогам налогового периода 2020 года.

Фиксированный размер прибыли КИК устанавливается Налоговым кодексом и составляет:

  • за налоговый период 2020 года – 38 460 000 рублей.
  • за налоговые периоды, начинающиеся с 2021 года – 34 000 000 руб.

При этом налогоплательщик-физическое лицо сохраняет за собой обязанность представлять ежегодное уведомление о КИК.

2. Изменение срока подачи уведомления о КИК и увеличение налоговой ответственности

С 2021 года уведомление о КИК налогоплательщиками-физическими лицами подается не позднее 30 апреля.

Для налогоплательщиков-организаций срок подачи уведомления о КИК не изменился – не позднее 20 марта.

За непредставление такого уведомления в установленный срок - штраф до 500 000 рублей. Во избежание непреднамеренного непредставления уведомления КИК в установленный срок и возникновения налоговой ответственности ФНС России рекомендует налогоплательщикам-контролирующим лицам заблаговременно позаботиться об исполнении своих налоговых обязательств.

3. Лица, контролирующие КИК, которые не исчисляют налог на фиксированную прибыль КИК, обязаны представить подтверждающие документы

С 2021 года налогоплательщики-контролирующие лица, не исчисляющие налог на фиксированную прибыль КИК, обязаны представлять в налоговый орган документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль КИК.

Начиная с налогового периода 2020 года организации обязаны представлять такие документы вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физические лица-вместе с уведомлением КИК.

В связи с увеличением размера штрафов, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральная налоговая служба России просит налогоплательщиков обратить внимание на своевременное представление подтверждающих документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Как и говорилось ранее, филиалам иностранных компаний, а именно, фармацевтическим, медицинским, образовательным и т.д. планируется разрешить получать лицензии наравне с российскими предприятиями. Всего под ослабление барьеров доступа на российский рынок могут попасть сразу 52 вида деятельности. Минэкономразвития ожидает, что новые правила привлекут иностранные компании. Но эксперты уверены, что минусом упрощения выхода на российский рынок станет ущемление интересов отечественных производителей [5].

Согласно действующему законодательству, получить лицензию в России невозможно без создания юридического лица и внесения сведений о компании в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Однако у иностранных юридических лиц таких данных нет: до начала своей деятельности в России они не могут зарегистрироваться в Едином государственном реестре юридических лиц, так как закон требует только аккредитации филиалов с занесением в специальный реестр.

Получается, что иностранная компания, которая планирует работать по лицензии в России, обязательно должна открыть здесь дочернее предприятие. Поправки в закон устранят этот нормативный пробел.

Поправки дадут право филиалам иностранных компаний получать лицензии на основании их номера и даты регистрации в реестре аккредитации. Законопроект подготовлен в рамках реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата» по направлению «Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства».

Документ предполагает, что под действие регламента попадут 52 вида деятельности, для начала которых требуется лицензия. Наиболее популярными из них являются образование (на данный момент выдано около 120 тыс. лицензий), медицина (103,5 тыс.), пассажирские перевозки (64,8 тыс.) и фармацевтика (55,4 тыс.). По данным реестра аккредитованных филиалов иностранных юридических лиц, с 2015 по 2019 год в России действовало 2257 филиалов иностранных компаний.

Предлагаемые поправки позволят привлечь на российский рынок больше иностранных организаций, которые смогут осуществлять практически всю лицензионную деятельность. Кроме того, они будут стимулировать иностранные фирмы, уже работающие в российском правовом поле, заниматься ранее недоступными сферами бизнеса.

Эта мера должна как-то стимулировать иностранные предприятия к расширению и созданию новых рабочих мест.

Однако не всем иностранным организациям будет разрешено работать в РФ через филиалы, не создавая отдельного юридического лица. В первую очередь это касается финансового сектора: ЦБ не выдает лицензии на банковскую деятельность иностранным компаниям, а государство не может влиять на его правила, поскольку регулятор действует независимо от властей.

Целесообразность законопроекта не вызывает вопросов: он даст иностранным фирмам большую гибкость в выборе организационно-правовой формы присутствия. Однако практическая реализация инициативы будет непростой, так как повлечет за собой значительный объем законотворчества: в положение о лицензировании каждого вида деятельности придется вносить поправки.

Основным преимуществом филиала перед классическим юридическим лицом является общий банковский счет с головной организацией, в то время как отдельная «дочка» обязана иметь отдельный. Кроме того, российское дочернее предприятие иностранного юридического лица должно иметь дополнительную документацию для получения финансирования от материнской структуры.

Если законопроект вступит в силу, административные барьеры для нерезидентов будут существенно снижены за счет оптимизации временных и финансовых затрат, а также повышения инвестиционной привлекательности российской экономики в целом. Однако документ все же представляет определенную опасность.

Основные риски таких нововведений связаны с ущемлением интересов российских игроков, а также потенциальным допуском иностранцев на стратегически важные рынки, от которых сильно зависят благосостояние и безопасность страны.

Первоначально лицензирование было введено для того, чтобы лучше регулировать деятельность компаний. Можно предположить, что при современных методах контроля, в том числе посредством автоматического обмена финансовой информацией между странами, необходимость в строгом регулировании отпала. Изменения в законодательстве снизят бюрократическую нагрузку на фирмы, но их количество существенно не увеличится.

Список литературы

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
  2. Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в части Первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», № 255, 12.11.2020.
  3. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // «Российская газета», № 134, 14.07.1999.
  4. Приказ ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@ «Об утверждении порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36291) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.03.2015.
  5. Приказ ФНС России от 27.07.2021 № ЕД-7-14/691@ «Об утверждении Порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2021 № 64755) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.08.2021.
  6. Виноградова, Е. Без лица: филиалам иностранных компаний разрешат получать лицензии в РФ // Известия URL: https://iz.ru/1068482/ekaterina-vinogradova/bez-litca-filialam-inostrannykh-kompanii-razreshat-poluchat-litcenzii-v-rf.
  7. Федорова, В.А. Инвестиционный климат России и проблемы его улучшения / В.А. Федотова // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» – №9(25) – 2018. – С. 2.
  8. Целовальникова, И.Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: Монография. М.: Юридический институт МИИТа, 2019.

Поделиться

1495

Быкова А. Д. Правовые режимы деятельности иностранных компаний на территории Российской Федерации // Актуальные исследования. 2021. №47 (74). С. 60-67. URL: https://apni.ru/article/3272-pravovie-rezhimi-deyatelnosti-inostrannikh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля