Главная
Конференции
Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума
Использование игровой деятельности как формы работы для формирования нравственны...

Использование игровой деятельности как формы работы для формирования нравственных качеств дошкольников

Автор(-ы):

Шеховцова Татьяна Станиславовна

Скокова Олеся Викторовна

Гулак Татьяна Николаевна

Бажинова Кристина Игоревна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

игровая деятельность
старший дошкольный возраст
нравственные представления
педагогическая ценность

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме воспитания у дошкольников нравственных качеств. Главную роль повышению уровня развития первых нравственных ориентаций у детей, авторы отводят игровой деятельности.

Текст статьи

В последние годы в российском обществе наблюдается снижение роли духовных ценностей и уровня нравственного развития. Этому способствовали некоторые экономические, социальные и культурные изменения, произошедшие в нашей стране, а также снижение исследовательского интереса в педагогике к данной проблеме. Нравственность общества зависит от нравственного развития каждого человека и закладывается в детстве. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко, а дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина – как представителя социума. В Федеральном государственном образовательном стандарте этому уделяется особое внимание. И формирование нравственных качеств эффективно протекает именно в дошкольном возрасте, когда зарождается личность, формируются основы самосознания, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, а также происходит обретение ребёнком первых нравственных ориентаций. Старший дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей в социуме, то есть нормы поведения.

По мнению современных исследователей, нравственное воспитание это – знания и представления; мотивы; чувства и отношения; навыки и привычки; поступки и поведение и, как результат - нравственное качество. В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, одним из интегративных качеств развития ребёнка является: «Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения в социуме». Поэтому, с уверенностью можно сказать, что проблема формирования нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте – актуальна и важна. Именно в этом возрасте, у ребёнка происходит освоение соответствующих различным ситуациям моделей поведения, которое происходит в основном через игру. ФГОС дошкольного образования поддерживает ребёнка, как «человека играющего». В игре ему предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Воспитание нравственных качеств, происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Но, несмотря на лёгкость в решении некоторых задач, все же, серьезную проблему для дошкольников представляет усвоение правил поведения в социуме, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила поведения лучше всего в игровой деятельности. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, обогащается чувственный и жизненный опыт детей, они вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. В игре ребёнок всегда выше своего среднего повседневного поведения.

Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм, правил поведения, гендерно-ролевая социализация. Девочки и мальчики играют в разные игры, в соответствии с разным природным предназначением.

В дошкольной педагогике, чаще всего используется традиционная классификация: творческие (сюжетно-ролевые, режиссёрские, строительно-конструктивные, театрально-художественные) и игры с правилами (дидактические (сюжетно-дидактические; игры с предметами; настольно-печатные; словесные), подвижные, спортивные игры). Остановимся на некоторых из них.

Для формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста используются все виды игр. Но наиболее эффективными считаются дидактические игры, которые имеют готовый игровой материал, замысел и правила, игровые действия и игровой результат. Дидактические игры имеют образовательную, развивающую или воспитательную цель, которые направлены на получение конкретного результата. При этом, в них, как и в любых играх, присутствует развлекательный аспект.

В своей работе с детьми мы часто используем дидактические игры на развитие представлений о культуре поведения в различных ситуациях, о первичных общечеловеческих ценностях: доброте, смелости, любви, вежливости и т. д. Особенно интересны в этой области исследования В. Г. Маралова, описанные в книге «Педагогика ненасилия в практике детского сада» и Е. А. Алябьевой «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет». В практической работе используем игры, разработанные В. Г. Мараловым на формирование у детей 5-6 лет таких нравственных представлений, как: уверенность в себе и неуверенность: «Найди слово», «Волшебное кресло»; радость и огорчение – «Подбери пару»; смелость и трусость – «Ассоциации», «Чудесный мешочек»; выдержка – несдержанность – «Молчанка», «Кто дольше просидит с закрытыми глазами» и т. д.

Работая с детьми, мы стараемся заинтересовать их новой темой игры, тем самым повлиять на развитие детского воображения, помочь расширить её рамки, овладеть игровыми умениями. Для обогащения игрового опыта детей мы знакомим их с интересными литературными произведениями, организуем просмотр мультфильмов. Вносим новые атрибуты, которые являются мощным стимулом для развертывания игры, или проводим беседы «Где ты отдыхал?», «Где ты был в выходной день?» или «Кем работает твоя мама (папа)» с подробным разбором, кто там работает, в чём заключается их работа и т. п.

Интересно проведенная образовательная деятельность также дает толчок новой игре. Так, после беседы с приглашенным работником ГИБДД и его эмоционального рассказа детям о своей профессии, с иллюстрациями и зарисовками на доске ситуаций на дороге, становится понятным, почему после таких встреч наблюдается всплеск сюжетно-ролевых игр на тему «Дорожное движение».

Подвижные и спортивные игры направлены, прежде всего, на укрепление здоровья детей и удовлетворение их биологической потребности в движениях. Но в подвижных играх выделяются особенности, позволяющие говорить об играх, как об имеющих педагогическую ценность в вопросах формирования нравственных представлений. Это: эмоциональность и необходимость подчиняться правилам. А именно: играть честно, соблюдая правила; играть дружно, выручать товарища; заботиться не только о себе, но и о всей команде; выбирать «противников», равных по силам; победив, не зазнаваться, не смеяться над проигравшими; проиграв, не унывать, постараться выиграть в следующий раз; беречь предметы для игр, убирать их на место. Подвижные игры положительно влияют на развитие дружеских взаимоотношений и должны содержать интересные игровые образы, неожиданные ситуации. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор подвижных игр с целью формирования у детей нравственных и моральных гуманных чувств и представлений.

Тема педагогической ценности подвижных игр для формирования нравственных представлений у старших дошкольников широко представлена в дошкольной педагогике. Интересны игры, разработанные З. М. Богуславской и Е. О. Смирновой, Н. Э. Власенко, Г. А. Прохоровой, И. Е., Авериной и др.

К сожалению, многие родители недооценивают роль игры. Вот и приходится воспитателю объяснять, как важна игра в дошкольном возрасте, что именно игра готовит дошколят к учёбе в школе, насколько необходимо играть с детьми дома, создавать условия для игр дома. С этой целью мы создали в группе «Семейный клуб». Здесь мы информируем родителей о важности и значении игры для ребёнка в дошкольном возрасте; предлагаем родителям посетить со своими детьми музеи, театры, совершить экскурсии для обогащения детских впечатлений; показываем видео-ролики, включающие в себя игровые моменты; проводили круглый стол «Калейдоскоп игр», семинар-практикум «Давайте поиграем!». После заседаний «Семейного клуба» интерес родителей к детской игре возрастает.

В современном дошкольном образовании повышен интерес к развивающим играм. Правильно подобранные развивающие игры, например, экологические, способны формировать и развивать у детей этические качества личности, как доброта, чуткость, восприятие прекрасного, забота о слабом и многое другое [7, с.17]. В таких играх ребёнок проникается чувствами, сопереживает, что способствует развитию у ребёнка экологической этики. Такие игры, как: «Живая и неживая природа», «Соседи по планете» (живая природа), «Кто с кем дружит», «Кто кого боится», «Кто где живет», «Как можно и как нельзя» (правила поведения в природе) развивают в детях сочувствие, сопереживание, отзывчивость к природе, к другим детям, к взрослым.

Особое место мы отводим игре-драматизации – важному фактору художественно-эстетического развития ребёнка, но и способствующему социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание, память и др. Игре-драматизации ребёнок выражает и контролирует себя одновременно, что соответствует личностно-ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста. А наша задача – постепенно расширить игровой опыт за счёт освоения разновидностей игры-драматизации и их разнообразия. С помощью настольного театра, масок или с использованием кукол дети разыгрывают сценки из сказки, тем самым учатся положительному взаимоотношению.

Помогают нам так же этические игры, направленные на достижение позитивного эмоционального состояния детей, на поиск и решение нравственной проблемы в жизни ребёнка. Эти игры способны помочь ему в преодолении трудностей, создания благоприятных условий для развития нравственной культуры взаимодействия детей, формирования нравственных основ поведения. Педагогическое значение игры заключается в том, что она предполагает целенаправленное влияние педагога на определенные потребности воспитанников; рассчитана на возникновение ответной реакции, переходящей в действие.

Мы учим детей, делать правильный нравственный выбор. В достижении этих целей нам помогают и другие различные игры, игровые ситуации и задания: «Никогда не унывай», «Помоги улучшить настроение», «Как поступить», «Доброе слово в доме», «Скажи доброе слово» или «Волшебный стул». Такие игры предоставляют ребёнку возможность совершать реальные или воображаемые нравственно-ценные действия и поступки.

Таким образом, трудно переоценить значение игры в развитии ребёнка, в том числе в формировании его сознания и культуры. Играя, дошкольник познаёт многоликий мир, учится общаться, взаимодействовать с предметами, усваивает сложную систему отношений с окружающим миром. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребёнка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие, то есть те качества, которые вносят неоспоримый вклад в социализацию ребёнка.

Список литературы

  1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009 г.
  2. Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников. Дошкольная педагогика № 1. 2007. – С. 10–12.
  3. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 4-е. 2008. - 251 с.
  4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1983. – С.303–323.
  5. Маралов В. Г. Педагогика ненасилия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
  6. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.
  7. Синюкова Г. В. Игры, развивающие представление ребенка о себе. Дошкольная педагогика. № 2. 2007. – С. 14–18.
  8. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. -2003.- № 9.- С. 68–74.
  9. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2003.- № 8. С. 73-76.

Поделиться

1736

Шеховцова Т. С., Скокова О. В., Гулак Т. Н., Бажинова К. И. Использование игровой деятельности как формы работы для формирования нравственных качеств дошкольников // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. URL: https://apni.ru/article/3275-ispolzovanie-igrovoj-deyatelnosti-kak-formi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля