Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

В статье даны определения понятиям игра, ранний возраст, речь, дидактическая игра. Выделена структура дидактической игры: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, а также охарактеризованы виды дидактической игры. В результате выявлено, что дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего возраста.

Аннотация статьи
дидактическая игра
речь
ранний возраст
развитие речи у детей раннего возраста
структура дидактической игры
виды дидактической игры
Ключевые слова

Актуальность проблемы.

Ранний возраст – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. В век цифровой модернизации актуальным является вопрос развития речи у детей раннего возраста, что становится одной из важнейших задач воспитания детей.

Зачастую современные родители отдают предпочтение информационно-коммуникативным технологиям, нежели чтению художественной литературе. Поэтому дети уже с раннего возраста предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль в личностном развитии ребенка, его нравственных представлений, моральных ценностей. Книга развивает мышление, воображение, память, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, начиная с раннего детства.

Л.С. Выготский считал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи» [4].

Задача взрослого – помочь ребенку развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Ведь игра является одним из видов деятельности ребенка раннего возраста, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. Она сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Именно в игре дети легче воспринимают недоступные для их понимания факты и явления.

Изучением детской игры, ее проблемами, занимались выдающиеся педагоги Л.С. Выготский, а затем А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Они считали, что игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства [5].

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо прослеживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно [2].

Один из элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Следующий элемент – это игровые правила, их основная цель – организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что-то в игре, делать игру занимательной, напряженной.

Еще один элемент игры – это игровые действия, они контролируют выполнение игровых правил.

Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Эти признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и другие. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. Существуют еще и другие виды игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать ее, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают [1].

Дидактические игры – эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития, формируется умение фокусировать свое внимание на том, что ему показывает и говорит взрослый. В раннем возрасте ребенок познает мир через наблюдение и воспроизведение определенных действий с реальными предметами. Ребенку хочется все потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Называя незнакомый предмет, воспитатель показывает его функции и предлагает его малышу для обследования. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанное действие, сказанные слова. В процессе игровых действий с предметом взрослый общается с ребенком - проговаривает конкретные действия, обращается к ребенку – то есть создаются ситуации, развивающие мышление, эмоции, речь [3].

Педагогам важно помнить, что дидактически игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего возраста. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

Текст статьи
  1. Бочкарева О.Н. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи.
  2. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1986, - 128 с.
  3. Лямина Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста: Метод. Пособие / Г.М. Лямина – М.: Айрис-пресс, 2005.
  4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.
  5. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» 1976 г.Москва «Просвещение».
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля