Введение. Одно из самых важных проблем футбола, является эмоциональное состояние футболиста. Проанализировав методическую литературу, практический опыт и мнение специалистов в области подготовки и воспитания футболистов, можно сделать вывод, что психологическое состояние результат соотношения эмоциональной устойчивости личности с характером воздействий влияющие на эмоциональный фон игрока. Многие тренеры в своих исследованиях считают, что главная цель управления эмоциональным состоянием футболиста – это повышение у них эмоциональной устойчивости, являющийся одним из важных условий выступления на соревнованиях и результат проведения тренировочного процесса.
Психическая устойчивость футболиста совершенствуется только при условии активного взаимодействия с окружающем миром в тренировочном и соревновательном процессе. Успех в футболе в значительной мере зависит от индивидуальных психологических особенностей футболистов, а конкретная игра предъявляет к нему определённые требования и вместе с этим формирует качества личности футболиста необходимые для успешного осуществления соревновательной деятельности. При изучении методической и специальной литературы по виду спорта «футбол», я сделала вывод, что недостаточное внимание уделяется психологическому состоянию футболистов перед и во время игры.
Формулирование целей работы. Актуальным вопросом является выявление определённой методики регулирование психологического состояния футболистов перед играми. Большинство проблем во время игры зависят от недостаточно эффективной психической подготовленности футболистов. Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности футболиста на разных этапах соревновательной деятельности играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего социума – это не только спортивные достижения и результат спортсмена, но и воспитание всестороннее развитого, образованного человека, способного к использованию культурного наследия общества и саморазвитию.
Результаты исследования. Любые спортивные соревнования являются своеобразной моделью человеческих отношений, реально существующих в мире побед и поражений, направленных к постоянному самосовершенствованию спортсмена и стремления к наивысшим результатам его. В соревнованиях выделяют эффективности организационных и материально-технических основ подготовки, системы отбора и воспитания резерва для спорта высших достижений, квалификации тренерских кадров и эффективность системы подготовки специалистов в области спорта.
Ведь в отличие от тренировочного процесса, соревновательная деятельность – это единственная цель спортсмена, где он может показать всё на что он способен, реализовать то, что было проработано и достигнуто на тренировке.
Выступление футболиста в играх зависит не только от технической и физической его подготовленности, но и в каком состоянии он будет находится до игры. Статистика показывает, что спортсмены, показывающие высокие результаты в тренировочном процессе, в соревновательной деятельности показываю выступают намного хуже, из-за перевозбуждения и стресса.
В футбольных играх происходит максимальная реализация возможностей игрока и команды, сопоставление уровня мотивации и их подготовленности к достижению результатов и побед.
Футбольные соревнования, такие как чемпионат, кубок или первенство, характеризуются наличием конкуренции между командами. При этом соперничество возникает не только между футболистами и тренерами, но и в конкурентные отношения вступают футбольные клубы, национальные федерации, организаторы и руководители команд, футбольные агенты, врачи, специалисты служб обеспечения, спонсоры клубов и болельщики.
Футбольный матч отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Насыщенность игровых действий сильным влечением, их эмоциональная увлекательность – это одно из важнейших условий положительного влияния игры на личность спортсмена. Но эмоциональные переживания в игре, как и все другие эмоции, могут оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на поведение человека.
Проведя исследование особенностей личности футболистов команды мастеров в сравнении со спортсменами любительских команд, а также лицами, не занимающимися футболом, позволили установить черты характера, типичные для футболистов профессионалов чувство безупречности, упорство, эмоциональная устойчивость, высокая целеустремленность и соревновательная агрессивность.
Игроки команды мастеров, по сравнению с игроками любительского футбола, характерна эффективная познавательная деятельность, проявляющаяся в большом внимании, повышенной способности к восприятию и оценке ситуации, умении преодолевать беспокойство и возникающие трудности. В то же время повышенные чувства соперничества, превосходства, самонадеянности, упорства опасны антиобщественными поведенческими реакциями.
Важной особенностью тренировочного процесса и соревновательной деятельности такого вида спорта как «футбол» определяет особенную структуру и проявление психических качеств. С одной стороны психические качества имеют наиболее особую роль значимых факторов обусловливающие уровень спортивных достижений, а с другой – формируются в результате занятий конкретным видом спорта.
Психические качества имеющие конкретные особенности и сложную структуру проявляющиеся в тренировочном процессе и соревновательной деятельности более тесно связанны с уровнем спортивных достижений и очень активно влияют на результат соревнований в целом.
Успешная соревновательная деятельность в футболе предполагает наличие у игроков постоянного стремления к совершенствованию мастерства, поиску неожиданных решений возникающих задач, решительности, смелости, сообразительности, быстрого переключения и устойчивости внимания, точности сложных двигательных реакций. Связано это с тем, что в таких видах спорта, как футбол, на первый план выступает система эмоционально-волевых процессов, протекающих в беспрерывно изменяющихся условиях деятельности при дефиците времени для восприятия и анализа ситуаций, принятия и реализации решений, при активном противодействии соперников.
Таким образом, в футбольных матчах игрок сталкивается с необходимостью преодолевать постоянно возникающие стрессовые ситуации, т.е. влияние стресса и реакция на него носят повторяемый характер. Эффективность действий команды в этих условиях может быть обеспечена лишь в том случае, когда акцент делается не только на ситуацию, но и на ее восприятие игроком.
Психологи подчёркивают, что предсоревновательное и соревновательное психическое состояние, где доминируют эмоции и определённый уровень напряжения, хоть и называют влиятельным для спортсменов, но индивидуальные параметры психической готовности у игроков разный, кто-то успешнее выступает при лёгком волнении, а кто-то при абсолютном спокойствие и безразличие, а для кого-то приемлемо состояние агрессии и стресса до и во время соревновательного процесса.
Вывод. Психологические качества, которые изменяют футболистов перед соревнованиями, влияют на результат команды до и во время игры. Учитывая вышенаписанное, в тренировочном процессе тренеру следует обратить внимание, на волевые и психологические качества футболистов, а также на динамичность эмоциональных состояний во время игр, иногда противоположных по своему характеру, которые требуют определенной психологической и физической подготовки от футболиста.
Важно, чтобы тренер и сам спортсмен понимали, какое состояние наиболее оптимальное для него в данной соревновательной деятельности, которое помогает ему чувствовать готовность и эффективность реализовать себя в процессе работоспособности и функциональной подготовленности.
Ведь от психического состояния спортсмена будет зависеть эффективность его деятельности, следовательно и результат команды.