Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств дошкольников

Для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка необходимо, чтобы уровни развития всех его интегративных качеств были одинаковы высоки. Данный процесс предусматривает перестройку образовательной деятельности в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение единого целостного образовательного продукта, и обеспечивает формирование интегративных качеств дошкольника. Наиболее значимое влияние на формирование интегративных качеств оказывает художественная литература, с которой дети знакомятся с раннего возраста.

Аннотация статьи
интегрированная деятельность
художественная литература
интегративные качества личности
требования
процесс интеграции
Ключевые слова

Современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как и планируемые итоговые результаты её освоения, определяют интегративные качества, которые представляют собой по сути достижения воспитанников во всех сферах психофизического развития.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип «построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Активные качества ребенка, на наш взгляд, раскрывает интегративная образовательная деятельность.

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития [6, с.9].

 Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Основное содержание интегрированной деятельности - воплощение в повседневную жизнь путем взаимопроникновения всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых игра.

В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательной системы, которые должны строиться с учетом интеграции образовательных областей. Данный принцип предусматривает перестройку образовательной деятельности в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение единого целостного образовательного продукта, и обеспечивает формирование интегративных качеств личности дошкольника.

Образовательная область «Развитие речи» – одна из самых важных образовательных областей. Чтобы реализовать ее, педагог должен сам очень хорошо владеть определенным объемом знаний: иметь чистую (в звуковом отношении), правильную, грамотную, образную речь; знать детскую литературу; уметь составить увлекательный рассказ по картине и дать речевой образец, речевую модель ребенка; знать алгоритм описания картинок; уметь правильно, логично и увлекательно для ребенка поставить вопросы; обладать талантом доверительного разговора с детьми [1, c.3].

Какие же открытия может сделать ребенок в образовательной деятельности, направленной на приобщение детей к художественной литературе? Ребенок достаточно хорошо владеет художественно-речевыми исполнительскими навыками при чтении стихотворений и драматизации, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения. Пополнен литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Это читатель, который способен испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. У ребенка развито чувство юмора. Он знаком с авторами произведений и с иллюстрациями известных художников [3, c.101].

Задача педагога – научиться варьировать виды деятельности, быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза; уметь перемещаться в групповом пространстве (использовать в своей работе динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, речь с движением, логоритмику, игры-хороводы и т.д.) [1, c.3].

Задача педагога – развивать творческое воображение детей, имитируя движение животных, произнося звукоподражания, используя игры-драматизации, театрализованные игры; использовать для наглядности и создания эмоционального положительного настроя различные виды театра (настольный, пальчиковый, кукольный, теневой, на ковролине, театры платков, марионеток, перчаток и т.д.) [1, c.3].

Говоря о родном языке, о художественном слове, нельзя не вспомнить слова великого педагога К. Д. Ушинского «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

Художественное слово, в котором глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его эстетическое представление [5, c.6].

Художественное слово, художественная литература – это богатый материал для формирования интегративных качеств дошкольников. Существуют требования к интегрированной деятельности [4, с.8]:

I. Организационные требования.

  1. Правильное оформление НОД.
  2. Соответствие целям деятельности.
  3. Целесообразное применение к наглядным пособиям.
  4. Соблюдение гигиенических требований.
  5. Чередование видов деятельности.
  6. Соблюдение временных рамок НОД.

II. Дидактические требования.

  1. Методы и приемы, адекватные логике НОД, возрасту и развитию детей.
  2. Грамотно поставленные вопросы, эвристические вопросы.
  3. Усвоение материала естественным путем, без нажима.
  4. Условия для развития.
  5. Интерес, мотив к деятельности.
  6. Решение воспитательных задач (нравственных, эстетических и др.)

III. Педагогические требования.

  1. Умеренная эмоциональность.
  2. Демократический стиль воспитателя.
  3. Демонстрация эталона речи.
  4. Создание имиджа интеллигентного человека.

Организация интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию.

Особенность образовательного процесса заключается в организации различных видов детской деятельности (игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование; музыкальная деятельность; двигательная деятельность) и их интеграции, в рамках которой дети будут активно развиваться, и совершенствовать уже имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получать новую информацию об окружающем мире в процессе взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой.

Для интеллектуального развития маленького человека, для уточнения его знаний об окружающем мире имеет большое значение игровой вид деятельности, который в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самовыражение. Комплексная интегрированная непосредственно образовательная деятельность способствует всестороннему развитию детей. Особенно важно при ознакомлении с художественной литературой дидактические элементы сочетать с занимательностью, эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения заданий [2, с.3].

Текст статьи
  1. Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей второй младшей группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Авт.-сост.: Аджи А.В., Воронеж: ООО «Метода», 2015. – 184 с.
  2. Вакуленко Ю.А. Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах /авт. – сост. Ю.А Вакуленко, - Волгоград: Учитель, 2009. – 255 с.
  3. Вераксы Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, - 368 с.
  4. Горькова Л.Г. Интеграция разделов программы в дошкольных учреждениях // Воронеж, 2001, с.48
  5. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009. – 477 с.
  6. Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики/// Образование и общество. - 2009. - N 1. - С. 9-13. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интегрированное_обучение (дата обращения 15.11.2015 г.)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня