Главная
Конференции
Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающ...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

самоопределение
дополнительное образование
профориентация
управление
профессия
личность
педагогика
психология
цифровизация
профессиональный путь
карьера
молодое поколение

Аннотация статьи

В статье рассматриваются условия и правила управления процессом профессионального самоопределения подростка в системе дополнительного образования детей, а также требования работодателя к молодым, еще не самоопределившимся кадрам. В статье затронута тема дополнительного образования детей и как дополнительное образование, совместно с образовательными организациями, организациями, предоставляющие спортивные услуги и другие виды услуг, может оказать содействие в выборе будущей профессии школьником.

Текст статьи

В современном мире вопрос о профориентации подростков выходит на новый уровень, т.к. изменяются условия, работает цифровизация и в странах развиваются рыночные отношения. На данный момент от выпускников школ требуют готовности к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умения выстраивать свою жизнь осознанно и самостоятельно [4]. Так же профессиональное самоопределение с каждым годом требует все больше внимания, т.к. современному руководителю нужны кадры, которые постоянно и своевременно могут развиваться и учиться, проходить курсы профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации.

Термин «самоопределение» рассматривается многими современными российскими философами и педагогами, как выбор учащимися своей роли и позиции в системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей (А. Г. Ковалев, Н. Б. Крылова, Г. К. Селевко, А. Г. Селевко, Ю. М. Орлов, С. И. Плаксий и др.) [1].

Мы всегда задаемся вопросом, как же можно управлять профессиональным самоопределением подростка? Что же нам может помочь в этом? И один из помощников – это система дополнительного образования детей, которая дает широкий спектр услуг и программ. Дополнительное образование может помочь подросткам обрести важные качества, которые пригодятся в современном мире, например, инициативность, творческое и нестандартное мышление, целеустремленность, так же система дополнительного образования может предоставить ребенку определенный поиск его профессионального пути.

В настоящее время цель и роль системы дополнительного образования в формировании профессионального самоопределения личности определяет возможные решения и пути, потому что это помогает неопределившимся подросткам в профессиональном самоопределении, а также дает большие возможности теоретической и практической части. В связи с этим, это решает важнейшую проблему, связанную с развитием профориентации, как условия для профессионального самоопределения подростков.

Актуальность исследования состоит в том, что система дополнительного образования способствует и помогает определиться подростку с его дальнейшим выбором профессии, а также система дополнительного образования готовит подростка к его профессиональному выбору и может повлиять на дальнейшую карьеру молодого поколения, т.к. дает большие возможности в изучении круга профессий.

Из данных слов можно сделать следующий вывод, что педагог в системе дополнительного образования может управлять профессиональным самоопределением подростка и с помощью профориентационных опросов выявить у него действительно те моменты, способности, которые поставят его на индивидуальный образовательный путь.

Теоретической основой являются концептуальные положения о самоопределении и развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горскийри, М.Б. Коваль, Э.Ф. Зеера, В.П. Борисенкова, Б.Л. Вульсвона, С.С. Гриншпун); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); управление процессом профессионального самоопределения личности (М.Н. Савченко, Л.А. Обухова, А. Ю. Никитаева); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш).

Проблема данного исследования формируется следующим образом: какова роль управления процессом профессионального самоопределения подростков в системе дополнительного образования. Разрешение данной проблемы определяется необходимостью разрешения реальных противоречий между:

  • необходимостью создания условий в управлении процессом самоопределения личности и отсутствием необходимых навыков у подростка;
  • актуальной необходимостью создания среды для самоопределения личности в системе дополнительного образования и недостатком исследования личностных ресурсов, которые это обеспечивают;
  • возросшими требованиями работодателя к молодым, еще не самоопределившимся кадрам и отсутствием социальной адаптации подростка к реальным условиям жизни в обществе.

Для того, чтобы управлять профессиональным самоопределением личности, мы должны вложить в подростка все знания и умения в педагогике и психологии. Необходимо своевременно пополнять знания подростка, т.к. мир очень быстро меняется и всегда на все старое приходит много нового. Именно поэтому педагог должен развиваться в ногу со временем. Все данные моменты пригодятся педагогу для того, чтобы помочь обучающемуся выбрать свой, индивидуальный путь, поможет пройти профессиональную адаптацию в будущем и приноровиться к новым и современным условиям жизни, а также адаптироваться в новом социуме [3].

В учреждениях дополнительного образования детей должна быть определенная система управления профессиональным состоянием подростка, чтобы создать атмосферу доверенности и решительности. Мы так же должны сопровождать подростка, заполнять его свободное время с максимальной пользой для личности. Свобода выбора должна гарантировать безопасность личности и психологический климат, способствующий личностному самоопределению и самообразованию, и приводит к тому, что не школьник приспосабливается к учреждению, а учреждение – к нему, и в этом случае «образование становится фактором развития личности», условием ее формирования [2].

Но один педагог в системе дополнительного образования не может помочь ребенку с его будущим выбором. В данном становлении ребенка должны быть задействованы классные руководители, родители. Так же на профессиональные самоопределения влияние оказывает семья, школа, секции, кружки и т.д. В школе дети и подростки получают образование на основе государственных стандартов. Полученные знания помогают им ориентироваться в социальной действительности, использовать усвоенные навыки при решении практических и теоретических задач, вырабатывать у себя социальный интеллект. Образование для современного подростка – важный и неотъемлемый процесс, т.к. образованный человек способен объяснить многие моменты, разбираться в различных вопросах и т.д. Необходимо настраивать подростка на получение хорошего образования, которое действительно положительно повлияет на будущую профессиональную деятельность школьника. Более того, многие психические свойства личности не могут быть до конца поняты без раскрытия социальной ситуации. В ней происходит становление личности. Социальные формы поведения и установки личности – продукт социального развития.

Список литературы

  1. Панина С.В., Макаренко Т.А. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся, 3-е издание, переработанное и дополненное, с изменениями в г. Москва ООО «Издательство Юрайт», 2017. 15 с.
  2. Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в системе школьного образования // Дополнительное образование, 2002, №4. С.24-32 с.
  3.  Савченко М.Н., Обухова Л.А. Управление процессом самоопределения учащихся. Культура личной работы; программно-методическое обеспечение деятельности. – Воронеж, 2006. 85 с.
  4. Зеер Э.Ф., Кормильцева М.В., Сыманюк Э.Э. Самоопределение учащейся молодежи в современных конфликтующих реальностях. Учебное пособие, Издательство: "НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет", 2015. 70 с.

Поделиться

1702

Суханова А. В., Щипанова Д. Е. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. URL: https://apni.ru/article/3280-psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-pro

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря