Главная
АИ #48 (75)
Статьи журнала АИ #48 (75)
Правительство в системе органов государственного управления Российской Федерации

Правительство в системе органов государственного управления Российской Федерации

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

государство
президент
правительство
публичная власть
исполнительная власть

Аннотация статьи

В настоящее время, когда страна выходит из пандемии, несет существенные потери от последствий ограничений, на Правительство Российской Федерации ложится сложнейшая задача – сбалансировать ограничительные меры и меры поддержки граждан, бизнеса и организаций. В статье рассмотрен статус и особенности деятельности Правительства РФ в системе органов власти, определены результаты деятельности в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Текст статьи

Правительство Российской Федерации – исполнительный коллегиальный орган государственной власти, осуществляющий свою деятельность под руководством Президента Российской Федерации. Деятельность и исполнение полномочий Правительства основаны на положениях Конституции Российской Федерации [1]. Также базой для работы является федеральный закон о Правительстве [2], а также иные федеральные законы и акты, относящиеся к деятельности Правительства.

Правительство проводит и фактически реализует положения внутренней и внешней политики государства, а для этого управляет деятельностью различных органов власти на федеральном уровне, ведомств, осуществляет организацию, планирование и контроль за их деятельностью.

В частности, Правительство реализует финансовую, кредитную и денежную политику, а также политику в социальной и экономических сферах управления. Правительство ответственно за разработку проекта бюджета и представление его законодательным органам на рассмотрение и утверждение. Впоследствии и именно Правительство следит за исполнением бюджета.

Кроме указанных функций, Правительство также планирует, организует и контролирует операции с федеральным имуществом, организует работы в области обеспечения безопасности и обороны страны, проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии [3].

Правительство является исполнителем гарантии государством соблюдения прав и свобод граждан, установленных законом.

Правительство в ходе осуществления деятельности издает разного рода постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению другими органами власти по всей России. Но данные нормативно-правовые акты вправе отменить Президент, если сочтет их несоответствующими актам более высокого уровня – Конституции, Кодексам и федеральным законам.

Правительство же может отменять нормативно-правовые акты, изданные нижестоящими органами исполнительной власти.

Правительство обладает полномочиями создавать учреждения, комитеты, созывать комиссии и иные совещательные органы для выполнения своих функций, а также для решения задач, требующих экстренного вмешательства, таких как чрезвычайные ситуации.

Правительство подает отчет Госдуме ежегодно [4].

Правительство представлено Председателем, его функциональными заместителями и министрами.

Основным организатором работы исполнительной власти является Президент, который назначает главу Правительства после утверждения кандидатуры Государственной Думой. Структура кабинета министров определяется Президентом.

Правительство организует деятельность 22 министерств, 50 федеральных служб и агентств. Данная структура утверждена Президентом на основе предложений глав министерств. Помимо министерств и ведомств, в структуру кабинета входят его Аппарат, координационные и совещательные органы (советы и комиссии), а также различные организации при правительстве [4].

В целом основная задача Правительства в системе органов власти заключается в том, чтобы формировать, организовывать работу, планировать деятельность и осуществлять контроль над различными министерствами. Контроль осуществляется за выполнением министерствами поручений Президента, Правительства, Премьера и заместителей. Правительство подготавливает экспертные заключения на разного рода законы, поступающие на рассмотрение законодательной власти в лице Государственной Думы, обеспечивает взаимодействие органов власти внутри различных ветвей – законодательной, исполнительной и судебной, то есть организует заседания кабмина и его органов, координирует взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания, Конституционным и Верховным судами, рассматривает обращения граждан и др.

Непосредственно текущую деятельность Правительство осуществляет под руководством премьер-министра. Он обеспечивает и контролирует работу глав министерств и ведомств, в том числе 11 секретариатов, 24 департамента [4].

По данным Росстата, в первом полугодии 2021 года в Аппарате правительства работали 1 тыс. 545 человек.

Одной из функций Правительства является формирование ода совещательных органов, численность которых в настоящее время - 60 координационных и совещательных органов: комиссий, советов, коллегий. В их числе Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственная комиссия по миграционной политике, Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, Морская и Авиационная коллегии и др.

Орган власти организует, планирует и контролирует деятельность 16 учреждений, в частности: Информационное телеграфное агентство России ТАСС, Аналитический центр при правительстве, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Международный детский центр «Артек» и др.

Рассмотрим деятельность органа исполнительной власти в 2020 году, основная задача в течение которого состояла в смягчении последствий пандемии.

Основной задачей в этот период было оказание поддержки самым незащищенным категориям граждан и бизнесу. Для этой цели были выделены средства на непосредственное предоставление финансовой поддержки семьям с детьми, а также различного рода социально-незащищенным категориям населения. Также были выделены и адресно предоставлены меры поддержки для пострадавших секторов экономики: средства на оплату труда, налоговые льготы и преференции и проч.

Особое внимание было уделено гражданам, потерявшим работу из-за закрытия предприятий, а также предприняты меры по стимулированию рынка труда, а также меры препятствования росту безработицы.

В целом отмечено некоторое некритическое снижение уровня доходов населения. На поддержку граждан было потрачено 2,5 трлн.руб.

Таким образом, Правительство занимает ключевую роль в системе органов исполнительной власти, так как фактически организует и следит за выполнением задач, стоящих перед системой государственного управления.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года.// Российская газета. - Федеральный выпуск № 144(8198).
  2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Российская газета - Федеральный выпуск № 251(8305).
  3. Клименко А. В. Десятилетие административной реформы: результаты и новые вызовы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 8–51.
  4. Официальный сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения: 20.11.2021г.).

Поделиться

3383

Анагиев Р. Д. Правительство в системе органов государственного управления Российской Федерации // Актуальные исследования. 2021. №48 (75). Ч.II.С. 20-22. URL: https://apni.ru/article/3284-pravitelstvo-v-sisteme-organov-gosudarstven

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября