Особенности стилизации изображения при создании иллюстраций в технике палехской миниатюры

Автор рассматривает стилистические особенности иллюстрированных изображений в Палехской росписи. В статье раскрываются особенности композиционного построения, формы и цветопередачи в процессе создания иллюстрированных изображений в Палехской росписи.

Аннотация статьи
искусство
композиция
стилизация
художественный образ
формообразование
лаковая миниатюра
Палехская миниатюра
Ключевые слова

Искусство лаковой живописи представлено различными направлениями. Наиболее известными из них являются Федоскино, Мстёра, Холуй, Палех. Палехская миниатюра развивалась на основе иконописных традиций новгородской, строгановской школ, живописи Поволжья и др. Палехская миниатюра имеет декоративно-орнаментальный характер. В основе композиционного построения, как указывает Н.М. Зиновьев, лежит не линейная и воздушная перспектива, а условное, согласно формам плоскостей, оформление изображаемого предмета [1, c. 71].

Композиция иконописной живописи строится в одной плоскости, иногда используется многоярусность планов. Всем объектам в Палехской миниатюре свойственна некоторая вытянутость и сплющенность форм. Изображение объектов неживой природы, а также растительного мира условно и имеет свои стилистические особенности. Горы изображаются крупными уступами, на которых располагаются кремешки прямоугольной, иногда ромбовидной или треугольной формы. Для объектов растительного мира характерна некая геометризация форм. Деревья изображаются условно, в форме многоугольника Палатное письмо в написании просто и геометрично. Для элементов палатного письма: колонн, перекрытий, столов, стульев, перекидных занавесей и других элементов характерна простота форм, мягкость силуэтов. Решение изображения воды условно, вода, море, реки изображаются в темно-голубых или синих тонах, на которых прописываются светлым тоном волнообразные параллельные линии и спиралевидные завитушки, обозначающие силуэты волн (рис. 1).

Изображения животных также имеют свои стилистические особенности. Например, лошади пишутся декоративно, их силуэты изящны, цветовая трактовка разнообразна. По мускулам животных делаются блики с резкой светлой оживкой (рис. 2).

Рис. 1. Стилизованное изображение объектов растительного мира и неживой природы в Палехе

Рис. 2. Стилизованное изображение объектов животного мира в Палехе

Существуют некие стилистические особенности в изображении человека. В написании фигуры человека пропорции нарушаются, они несколько удлиняются, что придает образу стройность и величие. Создается ощущение, что создаваемый человеческий образ не принадлежит этому миру. В изображении человека преобладает графичность: различные части тела, элементы одежды имеют некую геометральность форм.

Иллюстрации в лаковой миниатюре заставляют трепетать сердце зрителя. Очень много создано иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина в Палехской живописи. Палех – это таинственный мир сказок, в котором сказочные персонажи как бы выплывают из полумрака и заставляют зрителя пережить с ними их историю (рис. 3).

        

Рис. 3. Иллюстрации К. Бокарева к сказкам А.С. Пушкина

«Палехские мастера прибегают к литературно – изобразительному раскрытию содержания, к подчеркнутой выразительности жестов, движений и поз персонажей, сочетают живописные эффекты с филигранной графикой золотом или серебром» [3, c.90].

Композиционный строй в Палехской живописи имеет свои особенности. Композиция должна быть содержательной, но в той же мере, доступной для понимания. Главные герои должны быть выделены их взаимодействие и движения должны убеждать и впечатлять. Все элементы изображения должны быть четко распределены во всех планах. В Палехской миниатюре сюжет может развиваться во времени. Это достигается путем многопланового построения композиции. Все вышеперечисленные особенности построения композиции в Палехской миниатюре можно проследить на примере работ известных мастеров И.П. Вакурова и Д.Н. Буторина. Можно рассмотреть построение композиционного сюжета в Палехской живописи на примерах работ известных Палехских художников, стоящих у основ образования Палехского искусства.

Так, композиция миниатюры И.П. Вакурова «Лесная сказка» наполнена образами персонажей из русских народных сказок и носит повествовательный характер. В центре композиции изображена девушка с распущенными волосами, облокотившаяся на дерево с раскидистыми ветвями и листвой. Рядом стоящая с девушкой корзина с ягодами указывает на то, что девушка заблудилась и присела отдохнуть. Сумерки навивают девушке видения: баба-яга, леший, лиса, заяц, волк, русалки, избушка на курьих ножках, кости мертвецов. Все эти сказочные образы изображены в таинственном вечернем освещении среди лесного и горного пейзажа. Композиция построена в форме горизонтального прямоугольника. Фигура девушки является композиционным центром композиции. Все остальные элементы расположены равномерно на плоскости и каждому из них найдено свое место, что создает полное равновесие в композиции. «Сильные первоплановые горы уравновешиваются декоративными пятнами листвы дерева, боковая фигура бабы-яги сдерживается боковыми же фигурами лешего и русалок, а все остальные предметы как бы перекликаются между собой, подчеркивая декоративность решения» [2, c. 204]. Эта композиция характеризуется сложной живописью, в которой много тончайших цветовых переходов (рис. 4).

Иллюстрация на тему пролога к поэме «Руслан и Людмила», выполненная в лаковой миниатюре Д.Н. Буториным «У лукоморья дуб зеленый» представляет собой композицию сказочно – повествовательного характера. Композиция расположена в горизонтальном прямоугольнике и построена в трех основных планах. Композиционным центром миниатюры является А.С. Пушкин, стоящий под дубом и записывающий сказки ученого кота. Его фигура представлена крупным планом. Фигуры сказочных персонажей уменьшаются в соответствии с трехплановым построением композиции: боковые первоплановые фигуры немного меньше по размерам центральной фигуры, представляющую композиционный центр миниатюры, но больше фигур, расположенных на втором и третьих планах соответственно.

Все планы представлены не по правилу линейной перспективы, а условно, все сюжеты равномерно распределены на прямоугольной форме, не разрушая плоскости. Все элементы живописи изображены отчетливо и объединены одним общим пейзажем (рис. 5).

Рис. 4. И.П. Вакуров «Лесная сказка»

Рис. 5. Д.Н. Буторин «У лукоморья дуб зеленый»

Таким образом, художественный метод стилизации в технике лаковой миниатюры имеет ряд отличительных особенностей, которые обусловлены сложившимся в определенной исторической эпохе традициями.

Текст статьи
  1. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха / Н.М. Зиновьев [Предисл. М. Тихомировой]. – 2-е изд. – Л.: Художник РСФСР, 1975. – 246 с.
  2. Вихрев Е.Ф. Палех: очерк быта и творчества палеховских художников / Е.Ф. Вихрев. Ярославль: Верхнее – Волжское кн. изд., 1974. – 228 с.
  3. Сысоев П.М., Манизер М.Г., Серов В.А. и р. Школа изобразительного искусства. Выпуск X. – 2-е из. – М: изд. «Искусство», 1968. – 176с.
  4. Сысоев П.М., Манизер М.Г., Серов В.А. и р. Школа изобразительного искусства. Выпуск VI. – 2-е из. – М: изд. «Искусство», 1966. – 204с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября