Искусство лаковой живописи представлено различными направлениями. Наиболее известными из них являются Федоскино, Мстёра, Холуй, Палех. Палехская миниатюра развивалась на основе иконописных традиций новгородской, строгановской школ, живописи Поволжья и др. Палехская миниатюра имеет декоративно-орнаментальный характер. В основе композиционного построения, как указывает Н.М. Зиновьев, лежит не линейная и воздушная перспектива, а условное, согласно формам плоскостей, оформление изображаемого предмета [1, c. 71].
Композиция иконописной живописи строится в одной плоскости, иногда используется многоярусность планов. Всем объектам в Палехской миниатюре свойственна некоторая вытянутость и сплющенность форм. Изображение объектов неживой природы, а также растительного мира условно и имеет свои стилистические особенности. Горы изображаются крупными уступами, на которых располагаются кремешки прямоугольной, иногда ромбовидной или треугольной формы. Для объектов растительного мира характерна некая геометризация форм. Деревья изображаются условно, в форме многоугольника Палатное письмо в написании просто и геометрично. Для элементов палатного письма: колонн, перекрытий, столов, стульев, перекидных занавесей и других элементов характерна простота форм, мягкость силуэтов. Решение изображения воды условно, вода, море, реки изображаются в темно-голубых или синих тонах, на которых прописываются светлым тоном волнообразные параллельные линии и спиралевидные завитушки, обозначающие силуэты волн (рис. 1).
Изображения животных также имеют свои стилистические особенности. Например, лошади пишутся декоративно, их силуэты изящны, цветовая трактовка разнообразна. По мускулам животных делаются блики с резкой светлой оживкой (рис. 2).
Рис. 1. Стилизованное изображение объектов растительного мира и неживой природы в Палехе
Рис. 2. Стилизованное изображение объектов животного мира в Палехе
Существуют некие стилистические особенности в изображении человека. В написании фигуры человека пропорции нарушаются, они несколько удлиняются, что придает образу стройность и величие. Создается ощущение, что создаваемый человеческий образ не принадлежит этому миру. В изображении человека преобладает графичность: различные части тела, элементы одежды имеют некую геометральность форм.
Иллюстрации в лаковой миниатюре заставляют трепетать сердце зрителя. Очень много создано иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина в Палехской живописи. Палех – это таинственный мир сказок, в котором сказочные персонажи как бы выплывают из полумрака и заставляют зрителя пережить с ними их историю (рис. 3).
Рис. 3. Иллюстрации К. Бокарева к сказкам А.С. Пушкина
«Палехские мастера прибегают к литературно – изобразительному раскрытию содержания, к подчеркнутой выразительности жестов, движений и поз персонажей, сочетают живописные эффекты с филигранной графикой золотом или серебром» [3, c.90].
Композиционный строй в Палехской живописи имеет свои особенности. Композиция должна быть содержательной, но в той же мере, доступной для понимания. Главные герои должны быть выделены их взаимодействие и движения должны убеждать и впечатлять. Все элементы изображения должны быть четко распределены во всех планах. В Палехской миниатюре сюжет может развиваться во времени. Это достигается путем многопланового построения композиции. Все вышеперечисленные особенности построения композиции в Палехской миниатюре можно проследить на примере работ известных мастеров И.П. Вакурова и Д.Н. Буторина. Можно рассмотреть построение композиционного сюжета в Палехской живописи на примерах работ известных Палехских художников, стоящих у основ образования Палехского искусства.
Так, композиция миниатюры И.П. Вакурова «Лесная сказка» наполнена образами персонажей из русских народных сказок и носит повествовательный характер. В центре композиции изображена девушка с распущенными волосами, облокотившаяся на дерево с раскидистыми ветвями и листвой. Рядом стоящая с девушкой корзина с ягодами указывает на то, что девушка заблудилась и присела отдохнуть. Сумерки навивают девушке видения: баба-яга, леший, лиса, заяц, волк, русалки, избушка на курьих ножках, кости мертвецов. Все эти сказочные образы изображены в таинственном вечернем освещении среди лесного и горного пейзажа. Композиция построена в форме горизонтального прямоугольника. Фигура девушки является композиционным центром композиции. Все остальные элементы расположены равномерно на плоскости и каждому из них найдено свое место, что создает полное равновесие в композиции. «Сильные первоплановые горы уравновешиваются декоративными пятнами листвы дерева, боковая фигура бабы-яги сдерживается боковыми же фигурами лешего и русалок, а все остальные предметы как бы перекликаются между собой, подчеркивая декоративность решения» [2, c. 204]. Эта композиция характеризуется сложной живописью, в которой много тончайших цветовых переходов (рис. 4).
Иллюстрация на тему пролога к поэме «Руслан и Людмила», выполненная в лаковой миниатюре Д.Н. Буториным «У лукоморья дуб зеленый» представляет собой композицию сказочно – повествовательного характера. Композиция расположена в горизонтальном прямоугольнике и построена в трех основных планах. Композиционным центром миниатюры является А.С. Пушкин, стоящий под дубом и записывающий сказки ученого кота. Его фигура представлена крупным планом. Фигуры сказочных персонажей уменьшаются в соответствии с трехплановым построением композиции: боковые первоплановые фигуры немного меньше по размерам центральной фигуры, представляющую композиционный центр миниатюры, но больше фигур, расположенных на втором и третьих планах соответственно.
Все планы представлены не по правилу линейной перспективы, а условно, все сюжеты равномерно распределены на прямоугольной форме, не разрушая плоскости. Все элементы живописи изображены отчетливо и объединены одним общим пейзажем (рис. 5).
Рис. 4. И.П. Вакуров «Лесная сказка»
Рис. 5. Д.Н. Буторин «У лукоморья дуб зеленый»
Таким образом, художественный метод стилизации в технике лаковой миниатюры имеет ряд отличительных особенностей, которые обусловлены сложившимся в определенной исторической эпохе традициями.