22 января 1904 г. в городе Льгове Курской губернии, в семье учителя Петра Исидоровича Голикова, родился сын. Его мать, Наталья Аркадьевна, работала фельдшером. Но она происходила из старинного дворянского рода Сальковых, так что ее отпрыск имел право на фамильный герб. В нижним поле – червленый (красный) меч, в верхнем – золотая книга. Попадание изумительное, если учесть, что младенца назвали Аркадием и известен он нам как писатель Гайдар. В 1909 г. Голиковы переехали в Вариху, близ Нижнего Новгорода, в 1910 г. – в Нижний Новгород, в 1912 г. – в Арзамас. Гайдар считал своей родиной именно Арзамас, расположенный недалеко от Нижнего Новгорода. Осенью 1914 г. Аркадий Голиков поступил в Арзамасское реальное училище и проучился в нем четыре с половиной года. Ряд учебных дисциплин в училище преподавали люди даровитые, такие, как, например, преподаватель словесности Николай Николаевич Соколов, любимым учеником которого и стал очень скоро Аркадий Голиков. Примечателен круг чтения ученика 4-го класса Аркадия Голикова: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, В. Шекспир, Жюль Верн, Марк Твен. Своим ранним нравственным и художественным развитием будущий писатель, несомненно, обязан также отцу и матери, пробудившим в нем любовь к книгам, к творческому чтению [3, c.43]. Впрочем, сам Аркадий, тогда еще Голиков, долгое время носил фамильный герб со значительным перекосом в пользу нижнего поля – червленого меча. Попытка побега в Первую мировую войну на фронт к отцу – Аркадию тогда исполнилось лишь 10 лет. Но спустя 4 года военная жилка окончательно берет верх. Правда, немного не так, как рисовал впоследствии Гайдар в своей повести «Школа». Там главный герой почти сразу попадает в мясорубку, стреляет, кидает бомбы, участвует в кавалерийских налетах. Реальный же Голиков начинает службу, как и положено дворянскому отпрыску, в адъютантах. В красных адьютантах, при красном командире Ефиме Ефимове [2, c.32]. Ефимова вскоре назначают командующим войсками по охране железных дорог республики. В условиях войны всех против всех еще надо подумать, что опаснее – атака на Деникина или борьба с неисчислимыми бандами, для которых захватить поезд – самое то. А Голиков – не просто мальчик на побегушках. Он начальник узла связи штаба. Вся информация обо всех происшествиях проходила через него. Обязанности – предоставить точную сводку и план работы. Нагрузка колоссальная: подъем в 5 утра, отбой после полуночи. А ему всего 15 лет. Но Голиков помнил все: название станций и номера поездов, количество пострадавших вагонов и даже время, необходимое для ликвидации аварий.
Карьера военного стартовала настоящей ракетой. Через полгода после работы в штабе – Московские командные курсы. Выпущен с правом занимать должность командира роты. Дальше – служба на фронте. Вот выписка из характеристики: «В моем же батальоне Голиков – единственный, кто удовлетворяет требованиям приема на Высшие командные курсы». Ему 16. Высшие курсы «Выстрел». Там его за месяц переводят с курсов командиров батальонов на курсы командиров полков. В 17 лет он уже командир полка, под его началом 4000 человек. По прибытии в Тамбов, где Тухачевский тогда боролся с мятежом Антонова, Голикову дают еще 2000 штыков.
Чтобы оценить масштаб военного дарования Гайдара, надо отметить, что совместно с ним против Антонова сражался некто Георгий Жуков 1896 г.р. (почти на 8 лет старше Гайдара). Правда, тот командовал отрядом всего в 135 сабель [2, c.32].
В августе 1918 г., после настойчивых просьб, Аркадия Голикова приняли в Коммунистическую партию «с правом совещательного голоса по молодости» [3, c.44]. А что же расстрелы и прочее? Ведь, как утверждают, в Хакасии Аркадий Голиков не только получил прозвище Гайдар (по-монгольски – «всадник, скачущий впереди»), но и успел отправить на тот свет чуть ли не 150 мирных жителей. Причем лично. Знаменитое «Дело №274», по которому обвиняли Гайдара, говорит только о 5 случаях «необоснованных расстрелов». Три из них были совершены при попытке к бегству. Еще два – темная история. Вот показания свидетеля – хакаса: «Убийцу помню хорошо очень. Высокий, совсем молодой парень, папаха набок сдвинута». И все. По таким показаниям можно было арестовать кого угодно, хотя бы того же Жукова [2, c.32].
Примерно так же рассыпается в прах и другая ложь. Например, о тяжелом психическом расстройстве, или об алкоголизме, или о попытках самоубийства, или о том, что при жизни Гайдар был всячески обласкан властью за идеологически правильные книги.
Голиков решил навсегда связать свою жизнь с армией, готовился поступать в военную академию, но многочисленные ранения не позволили ему осуществить это свое желание. В 1924 г. он был уволен в запас по состоянию здоровья. После мучительных размышлений о том, что же ему делать дальше, он принимает решение заняться литературным трудом. Для начала он стал газетным корреспондентом, что позволило ему наблюдать, ежедневно ощущать жизнь во всех ее проявлениях. Он работал в «Правде Севера» (Архангельск), «Звезде» (Пермь), «Тихоокеанской звезде» (Хабаровск). Несколько месяцев до мая 1927 года начинающий журналист прожил в Свердловске (ныне Екатеринбурге), снимая комнату в одном из домов на набережной городского пруда (в настоящее время известном в нашем городе как «Дом Гайдара»). Еще в армии Аркадий задумал свою первую повесть – «В дни поражений и побед». Она была опубликована в 1925 г., но осталась незамеченной ни критиками, ни читателями. Позже писатель переработал одну из ее глав в рассказ под названием «Р.В.С.». Он был принят в журнал «Звезда» и опубликован. С этого времени и начинается литературная жизнь писателя Гайдара. Первое произведение, подписанное этим псевдонимом, – рассказ «Угловой дом» (1925). Стремясь приобрести новые впечатления и уйти военной темы, писатель много путешествует, постоянно печатает очерки о своих впечатлениях. Постепенно определяется и его читатель – подростки, и основная тема – романтика подвига. В 1926 г. Гайдар переделывает свой рассказ «Р.В.С.» и превращает его в романтическую повесть о событиях Гражданской войны [1, c.84].
Тема Гражданской войны продолжается в повести «Школа». Она представляет собой романтизированную биографию самого писателя, в которой показано его нелегкое становление как личности. Повесть обозначила и определенный этап в творчестве Гайдара. Характеристики его героев стали более психологичными, сюжет приобрел драматическую напряженность. В дальнейшем писатель больше не обращался к столь масштабному изображению Гражданской войны.
В 30-ые годы XX века Гайдар выпускает несколько повестей о мирной жизни. Это искренние, проникнутые идеей дружбы и взаимопомощи «Дальние страны» (1932), «Голубая чашка» (1936), «Чук и Гек» (1939) и другие. Однако и в них звучит тема «дел суровых и опасных, как сама война» [4, c.22]. Наиболее интересна «Военная тайна» (1935), в которой писатель показывает жизнь маленького героя на фоне событий своего времени – новостроек, борьбы с вредителями и диверсантами. После ее выхода на писателя посыпались обвинения в том, что он излишне жесток к своему герою, который погибает в конце рассказа.
Следующая повесть – «Судьба барабанщика» (1939) – также написана на остросовременном материале. Она полна умолчаний и недоговорок, понятных современникам: отец главного героя, красный командир, арестован, жена его убегает из дома, бросая пасынка. Автор использует своеобразный прием тайнописи – смысловые и сюжетные нестыковки, поскольку сказать полную правду о происходящих событиях он не мог. Аналогично была построена и повесть «Комендант снежной крепости» (1940), в которой писатель, опять-таки в скрытой форме, осуждал финскую военную кампанию. Повесть была опубликована, но вызвала такой общественный резонанс, что последовал приказ об изъятии книг Гайдара из библиотек [1, c.85]. Положение писателя оказалось, мягко говоря, незавидным, но его парадоксальным образом спас Сталин, наградив Гайдара орденом. Пусть и низшим в советской табели о рангах, «Знаком Почета», но все же. Этот орден Аркадий Гайдар называл своим талисманом, всегда носил его над верхним карманом гимнастерки. Даже на передовой во время Великой Отечественной, в окружении и в партизанском отряде, где вообще-то ношение знаков различия и орденов не приветствовалось.
Самым популярным произведением Аркадия Гайдара стала повесть «Тимур и его команда» (1940), открывавшая цикл из 5 повестей о пионерах. Осуществить его до конца писателю помешало начало войны. В преддверии ее писатель хотел показать, что и подростки могут принести ощутимую пользу – для этого их надо лишь организовать, направив энергию в нужное русло. Сразу же после появления повесть была экранизирована и поставлена во многих детских театрах.
С первых дней Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии в качестве военного корреспондента газеты «Комсомольская правда». С фронта в редакцию им были присланы очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты».
После окружения в сентябре 1941 г. частей Юго-Западного фронта в районе Умань-Киев Гайдар попал в партизанский отряд Горелова. Он снова оказался в родной ему военной стихии, о которой тосковал долгие годы. В отряде Гайдар стал пулеметчиком. 25 октября 1941 г. 5 партизан во главе с Гайдаром вышли по направлению к новой базе партизанского отряда (несли продукты для бойцов). Утром 26 октября 1941 г. они решили сделать привал рядом с железнодорожной насыпью в районе села Леплява у железной дороги Канев-Золотоноша. Гайдар взял ведро, чтобы набрать воды в колодце по другую сторону железнодорожных путей. Взобравшись на самый гребень путевой насыпи, он заметил притаившихся в засаде врагов. «Ребята, немцы!» – успел крикнуть Гайдар и тут же был скошен пулеметной очередью. Это спасло остальных бойцов – они успели уйти от засады. Гайдара местные жители похоронили возле будки путевого обходчика, заметив место. Они думали, что это был офицер, и только после войны выяснилось, что это могила писателя Гайдара. В 1947 г. останки Аркадия Петровича были опознаны и перезахоронены в городе Каневе Черкасской области Украины. Гайдар лежит на высоком берегу Днепра, могила его – напротив места упокоения великого украинского поэта Тараса Шевченко.
Аркадий Гайдар давно признан классиком детской литературы. В советское время его произведения вошли в школьную программу, активно экранизировались, были переведены на многие языки мира. Повесть «Тимур и его команда» фактически положила начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольную помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. Самуил Маршак называл Гайдара «всесоюзным вожатым» [4, c.23]. В постсоветское время интерес к творчеству Гайдара заметно ослабел, вероятно, в связи с коренным изменением системы ценностей. Произведения Гайдара ушли со страниц школьных учебников литературы. Но надо надеяться, что это явление временное, ведь ценности, которые проповедовал писатель Гайдар, являются общечеловеческими, их снова надо воспитывать в наших детях, иначе духовное оскудение России приведет к непоправимым последствиям.