Автоматизированные системы контроля комиссионных месячных осмотров и управления инфраструктурой хозяйства автоматики и телемеханики

В статье рассматриваются цели применения автоматизированных информационных систем АС КМО и ЕК АСУИ для инфраструктуры железнодорожного транспорта. Приведены принципы работы, определены цели создания систем, рассмотрена схема взаимодействия пользователей с АС КМО. Осуществляемый АС КМО анализ данных позволяет повысить качество проведения месячных осмотров, уровень контроля и ответственности руководителей. ЕК АСУИ направлена на повышение уровня учёта и контроля выполнения графиков технического обслуживания устройств ЖАТ.

Аннотация статьи
АС КМО
ЕК АСУИ
месячные осмотры
управление инфраструктурой
автоматизированная информационная система
надёжность
технологические нарушения
Ключевые слова

С целью снижения влияния отказов объектов железнодорожной инфраструктуры на перевозочный процесс в ОАО «Российские железные дороги» применяются автоматизированные информационные системы анализа статистических данных об имевших место инцидентах: отказах, предотказных состояниях и отступлениях от норм содержания устройств [1]. Такие инциденты могут возникнуть по результатам некачественного проведения комиссионных осмотров на станциях и графиков обслуживания устройств.

В настоящее время замечания по осмотру  устройств на железнодорожной станции заполняются в автоматизированной системе ведения актов комиссионного месячного осмотра (АС КМО).

Система АС КМО направлена на повышение эффективности комиссионных осмотров станций, усиление контроля за своевременным качественным устранением выявленных неисправностей на станциях, повышения общего уровня текущего содержания технических устройств станций, укрепление взаимодействия причастных служб в этих вопросах.

Основные цели создания автоматизированной системы:

  • автоматизация документооборота в процессе организации и проведении комиссионного месячного осмотра станции;
  • систематизация данных по выявленным неисправностям технических устройств станции с целью обработки для анализа состояния безопасности движения поездов;
  • повышение уровня контроля за своевременностью и качеством устранения выявленных неисправностей технических устройств станции;
  • повышение качества проведения комиссионного месячного осмотра станции;
  • повышение уровня ответственности начальников станций и руководителей предприятий дорог за состояние технических устройств станции.

Для описания результатов проведения комиссионного месячного осмотра станции в базу данных системы вводятся следующие основные сведения:

  • дата, время и район проведения осмотра станции;
  • состав комиссии осмотра;
  • место обнаружения неисправности;
  • неисправное техническое устройство станции;
  • тип неисправности технического устройства;
  • принятые при обнаружении неисправности меры безопасности;
  • способ устранения выявленной неисправности;
  • ответственные за устранение выявленной неисправности;
  • планируемый срок устранения выявленной неисправности;
  • фактический срок устранения неисправности.

На рисунке приведена схема взаимодействия категорий пользователей с АС КМО.

Данные по комиссионным месячным осмотрам АС КМО в дальнейшем учитываются в комплексной автоматизированной системе учёта, контроля, устранения отказов технических средств и анализа их надёжности [2].

Рис. Схема взаимодействия категорий пользователей с АС КМО

Работа дистанций СЦБ регламентируется двумя основными документами: Положением об оперативном руководстве в хозяйстве автоматики и телемеханики и Порядком планирования, учёта и контроля выполнения работ в хозяйстве автоматики и телемеханики. Для повышения эффективности управления дистанциями применяется Единая корпоративная автоматизированная система управления инфраструктурой (ЕК АСУИ), которая автоматизирует функции для учёта и контроля выполнения работ в хозяйстве автоматики и телемеханики [3].

В дистанциях СЦБ систему ЕК АСУИ используют для формирования, учёта и контроля выполнения графиков технического обслуживания устройств ЖАТ.

В системе имеется раздел «Нормативный план», который формируется на основании инструкций по техническому обслуживанию, а также технической оснащённости станций и перегонов. Благодаря этому руководители и специалисты Управления и служб автоматики и телемеханики получили возможность анализировать качество и полноту сформированных планов-графиков. На линейных предприятиях удаётся выявлять в них много недочётов, например, отсутствие регламентированных или напротив, наличие внеплановых работ, несоответствие нормам периодичности и трудоёмкости. Результатом является увеличение доли графиковых работ.

Приложение «Контроль работы дистанции» позволяет диспетчеру дистанции контролировать своевременное выполнение работ по текущему содержанию устройств ЖАТ на обслуживаемом полигоне. Контроль обеспечивается сбором оперативной информации о ходе формирования планов, об устранении инцидентов и выполнении работ. Имеются также отчётные формы для контроля графиковых работ.

При анализе выполненных за сутки производственных процессов диспетчер дистанции СЦБ может проверить запись в журнале ДУ-46. Для подтверждения этого факта он звонит дежурному по станции, а затем делает отметку в ЕК АСУИ. В электронной версии журнала эта проверка выполняется автоматически. После проверки выполнения работы (по записи в ДУ-46, СТДМ и др.) диспетчер может это подтвердить или сделать отметку для её повторного планирования и выполнения. Если по каким-то причинам он не проконтролирует выполнение работ, по истечении суток в ЕК АСУИ это подтверждается автоматически.

Вкладка «Журнал переносов» ЕК АСУИ предназначена для контроля диспетчером ведения журнала переносов сроков выполнения работ по техническому обслуживанию. Все изменения плановых работ фиксируются в системе. Переносы старшим электромехаником СЦБ четырёхнедельных работ в обязательном порядке согласовываются с диспетчером. Если диспетчер не подтверждает и не опровергает разрешение на перенос, то по прошествии суток в ЕК АСУИ согласование происходит автоматически.

Работа ЕК АСУИ позволяет исключить фиктивные отписки о выполнении графика и выявить реально проблемные участки, на которых по объективным причинам не выполняется технологический процесс.

В ЕК АСУИ реализована функция учёта результатов весенних и осенних осмотров, проведённых руководителями дистанций СЦБ. Вся информация о ходе их устранения оперативно доступна руководителям Управления и служб автоматики и телемеханики, а также дирекций инфраструктуры в приложении «Контроль работы дистанции». Диспетчеры дистанции в этом же приложении должны контролировать своевременное устранение замечаний по конкретным видам осмотра. В системе также можно получить информацию о замечаниях с истекающим сроком устранения.

Ведётся работа над организацией учёта осмотров рельсовых цепей по графику технического обслуживания. Выявленные замечания будут фиксироваться с привязкой к конкретной работе, что позволит систематизировать обслуживание рельсовых цепей, в частности приварку рельсовых соединителей. Данные об отсутствующих соединителях позволят спланировать обеспечение дистанции необходимыми материалами и обосновать включение в бюджет средств на их закупку на следующий год. При этом обеспечивается прозрачность расходования материалов.

Предусматривается увязка ЕК АСУИ с Системой дистанционного обучения (СДО) в части прохождения предсменного инструктажа. В подразделениях на основе суточного плана работ формируется перечень технологических карт и список исполнителей. С целью проверки знаний персоналом соответствующей технологической карты эта информация передаётся в СДО. Результаты проверки поступают в ЕК АСУИ. Статистика результатов тестирования за определённый период времени позволяет определить наименее подготовленных работников дистанции, недочёты в технологических картах. Эта информация крайне полезна при формировании планов технической учёбы.

В системе можно вести учёт и контроль выполнения приказов, телеграмм, распоряжений руководителей разного уровня, на основании которых сотрудники выполняют дополнительные работы, как разовые, так и графиковые.

Большой объём работ, выполняемый эксплуатационным штатом дистанций согласно действующей инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, составляют проверки и осмотры. К ним добавляются и другие работы, которые невозможно спланировать заранее, например, замена комплектующих устройств, регулировка и настройка параметров и др. В графике ТО, как правило, эти операции не учитываются. Чтобы определить фактическое время их выполнения, в ЕК АСУИ ведётся разработка новой функции – учёта так называемых вспомогательных работ во время регламентированных проверок.

В ЕК АСУИ реализована возможность подтверждения рабочих заданий с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая позволяет автоматизировать формирование электронных журналов ШУ-2 и ШУ-6. В дальнейшем планируется расширение и использования ЭЦП рабочего задания.

В настоящее время идёт разработка полноценного мобильного рабочего места системы МРМ ЕК АСУИ-Ш.

Текст статьи
  1. Горелик, А. В., Орлов А. В., Шерстюков О. С. Методика автоматизированного сбора и обработки информации о предотказных состояниях отдельных устройств железнодорожной автоматики и телемеханики / А.В. Горелик // Современные наукоёмкие технологии. – Москва: ООО ИД «Академия Естествознания». – 2021. – №10. – С. 28-34.
  2. Шерстюков О.С. Применение комплексной автоматизированной системы учёта, контроля, устранения отказов технических средств и анализа их надёжности (КАС АНТ) / О.С. Шерстюков // «Транспорт: наука, образование, производство» («Транспорт-2021»). Секция «Теоретические и практические вопросы транспорта» (Воронеж, 19-24 апреля 2021г.) - Воронеж: филиал РГУПС в г. Воронеж, 2021. – С. 240-244.
  3. Киселев, И.А. Учёт и контроль выполнения работ с использованием ЕК АСУИ // Автоматика, связь, информатика. 2018. №6. С. 24-76.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 28 мая по 03 июня
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 июня
Загрузка в eLibrary
07 июня
Рассылка печатных экземпляров
16 июня