Главная
Конференции
Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использовани...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм рисования

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

нетрадиционные техники рисования
мелкая моторика
творческие способности
индивидуальный подход

Аннотация статьи

В данной статье поднимается вопрос формирования у ребенка творческих способностей, раскрытия его таланта через ознакомление с нетрадиционными способами рисования.

Текст статьи

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается, можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Перед нами, педагогами и родителями, стоит задача развития гармоничной, творческой личности ребенка, создания условий для выявления потенциала маленького человека, его склонностей и способностей в той или иной сфере детской деятельности. Всем давно известно, что рисунок для ребенка является средством выражения его чувств и эмоций. При помощи рисования проводятся психологические тесты, оно способствует раскрепощению, снятию напряжения. В момент творчества ребенок становится абсолютно свободен.

Помочь детям проявить творческие способности, самостоятельность, инициативу может знакомство с нетрадиционными способами рисования. Начиная с младшего возраста, дети учатся отображать окружающий мир. Но у малышей недостаточно развита мелкая моторика рук и пальцев, не достает опыта и возможностей. Поэтому нетрадиционные способы рисования очень хорошо подходят для работы с детьми с самого раннего возраста. В своей работе мы знакомим малышей с красками, а также через тактильные ощущения даем возможность лучше узнать окружающий предметный мир. Маленькие дети, окуная пальчик или ладошку в краску, а затем, прикладывая ее к листу бумаги, сразу видят результат, что доставляет им радость. Их занимает и сам процесс, и то, что в результате работы рождается яркий рисунок. Тактильные ощущения усиливаются, если бумага будет не гладкой, а фактурной, чего можно достичь простым и доступным детям способом – смять ее и затем разгладить. Дети с удовольствием принимают участие в этом процессе.

Ребята постарше уже обладают достаточными знаниями и опытом для рисования карандашами и кистью, но они еще не способны воспроизвести тот предмет, который они хотели бы, так как их двигательные умения несовершенны. С помощью различных предметов очень легко выражать свой творческий замысел. Например, чтобы нарисовать море, мы используем различные способы тонирования бумаги, набрызг, способ "цветные ниточки". Когда бумага подготовлена, можно использовать печатки. Они могут быть как фабричного производства, так и самодельные. Для изготовления печаток в ход идет все: овощи и фрукты, катушки, пробки и так далее. Детям приятна сама идея использования окружающих предметов для рисования. Дополнить рисунок можно ватными палочками, которыми легко рисовать, но удобнее ставить точки. Меняя краски, дополняя одну технику другой, мы получаем необычный, яркий и самобытный рисунок.

В старшем дошкольном возрасте интересы детей выходят за рамки окружающего их предметного мира. Они умеют фантазировать, их привлекает все волшебное и необычное. Создавать фантазийные работы дети могут с помощью различных техник рисования, которые помогают при их использовании достичь порой неожиданного результата. Ребенок имеет замысел создать зимнюю композицию. Мы можем предложить лист бумаги, акварель, гуашь или цветные карандаши. Результат будет очевиден и предсказуем, но, к сожалению, он не всегда может порадовать ребенка. Двигаясь путем нетрадиционных способов рисования, мы не только расширяем творческие способности ребенка, но и создаем благоприятную эмоциональную среду. Задумал – значит представил, что должно получиться. Не сумел реализовать замысел, не удалась работа – расстроился. Мы же идем другим путем, пробуем использовать для реализации замысла иные материалы, часто хорошо знакомые ребенку. Например, рисование солью. Всего то и нужно, что клей ПВА, картон разного цвета и соль обычная поваренная и "экстра". Клеем ребенок наносит на лист контур или полностью заполняет объем рисунка, посыпает солью – и готово. Сразу виден результат. Если нужна более тонкая прорисовка, используем соль "экстра". По необходимости завершаем рисунок красками, карандашами. Для рисования используем крашеную пищевыми красителями соль, манную крупу, песок, семена и плоды растений. Вариантов детских работ очень много, но нам важен не столько результат, хотя часто он бывает более чем неожиданным, но и сам процесс творчества ребенка, его эмоциональный отклик.

Важное значение имеет эффект неожиданности. В технике "кляксография", "силуэт", "монотипия" часто результат может быть сюрпризом для ребенка, толчком к включению воображения. Желание дополнить, дорисовать, оформить, наполнить смыслом ранее бессмысленную картинку подталкивает ребенка к поиску возможностей к реализации этого желания. Использование в работе новых способов рисования может быть направлено на умение экспериментировать, развитие мелкой и крупной моторики рук, способствует сплочению детского коллектива, воспитанию дружеских отношений, взаимопомощи и взаимопониманию между всеми участниками коллективной работы. Предлагая детям тему, даем возможность самостоятельно выбирать способ изображения, необходимые материалы. Обсуждаем последовательность действий, совместно распределяем по желанию детей кто чем будет рисовать. Будет ли это использование трафаретов или силуэтов, способ набрызга или тампонирования, или сочетания нескольких способов, дети смогут помогать друг другу. В процессе работы они учатся общаться, достигать поставленной цели волевыми усилиями, получать радость от успешного результата совместного труда.

Успех нашей деятельности во многом зависит от того, сможем ли мы создать предпосылки творческого самовыражения, вызвать у детей желание создавать, творить. В процессе работы ребенок постоянно делает открытия, узнает такие понятия, как цвет, форма, линия, ритм. Это часто происходит интуитивно, неосознанно. Ребенок просто увлекается доступным ему материалом. Любой предмет, ранее не замечаемый им при подсказке взрослого, превращается в шедевр, которым ребенок может гордиться. Ведь все дети талантливы. Просто необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и развить их. Чем больше маленький человек видит, слышит и переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Таким образом, используя в своей работе с детьми разнообразные нетрадиционные способы рисования, мы не только развиваем творческие способности ребенка, но и раскрываем перед ним окружающий мир во всем его многообразии.

Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы только с кистью и красками. В заключение хотелось бы сказать, что источники способностей детей находятся на кончиках пальцев, то есть, чем развитее детская рука, тем талантливее ребенок.

Список литературы

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: "Карапуз - дидактика", 2007.
  3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. / СПб. КАРО, 2008.

Поделиться

2527

Диденко И. А., Королькова Е. А. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм рисования // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. URL: https://apni.ru/article/3291-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-u-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января