Актуальность исследования. Сегодня свое развитие и становление получили много видов спорта. В таком огромном многообразии видов спорта будущим спортсменам нелегко самостоятельно определить свои способности. Очень важно, чтобы именно на начальном этапе выбора спортивной специализации было определено правильное направление. Так как часто не верный выбор приводит к лишней потере времени как будущего игрока, так и самого тренера. Одной из основных задач для нас становится помочь и определить тот вид спорта, к которому у него имеются больше всего предпосылки. Поэтому сегодня и на протяжение многих лет основным критерием правильного и рационального выбора будущего спорта является спортивный отбор.
Основными структурными подразделениями, которые пополняют и занимаются комплектованием сборных и национальных команд, конечно же являются спортивные школы и школы олимпийского резерва отделения баскетбол. Именно поэтому в процесс их работы обязательно отдельным мероприятием должен быть отбор. А следовательно, правильно выстроенный процесс в этих структурах должен будет обеспечить подготовку и выпуск квалифицированных спортсменов. Ведь для того, чтобы воспитать квалифицированного игрока, надо научить его в совершенстве владеть основными игровыми действиями нападения и защиты, обладать необходимыми специальными физическими способностями и характерными свойствами личности, которые проявляются в баскетболе. Это сложный процесс и его качество определяется целым рядом факторов.
Целью исследования является определить эффективность программы мероприятий для определения оценки пригодности, прогнозирования одаренности и выявления индивидуальных особенностей развития будущего баскетболиста.
Результаты исследования. Уже не одно десятилетие проблема ориентации и отбора юных спортсменов привлекает внимание спортивных ученых и практиков. Сейчас является очевидным, что достижение высоких спортивных результатов, с одной стороны, лимитировано генотипом, а с другой стимулируются условиями воспитания и подготовки. Тем не менее, существующие в настоящее время формы и методы отбора и спортивной ориентации детей, далеки от совершенства. При отборе со многими трудностями сталкиваются сегодня тренеры, поэтому актуальной задачей являлось определение минимальной комплексной оценки одаренности в процессе начального отбора. При решении вопроса о выборе спортивной специализации основным принципом является комплексный подход, который позволяет не только получить обширную информацию, но и сопоставить показатели, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности с точки зрения возможности формирования специальных способностей.
По мнению многих специалистов, и с ними нельзя не согласиться отбор имеет длительный процесс, в котором на каждом этапе возникают новые сложности и задачи их решения и реализации [1, с. 16]. Представления спортивных ученых гласят, что нельзя единовременно и сразу оценить спортивную пригодность и одаренность юных спортсменов. Поэтому в основном и в большинстве случаев основными показателями для определения комплексной подготовленности спортсмена будет проявление и тестирование физических и специальных физических качеств. Именно поэтому на протяжении многих лет одной из основных форм оценки одаренности баскетболистов является тестирование [1, с. 54].
Быстрота – не только в баскетболе, но и во многих других видах спорта для достижения высоких спортивных результатов, она является, бесспорно основным физическим качеством. Баскетболисту необходимо проявление ее не только в беге, движение и различных передвижениях, но иметь хороший уровень составляющих этой быстроты. Мы говорим о том, что представители игры в баскетбол имеют существенное преимущество именно в быстроте принятия решений. Быстрота мышления и быстрота реакции особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях, которые возникают во время, как в нападении, так и в защите [4, с. 116].
Одной из составляющей быстроты является прыгучесть. Она является одним из важнейших физических качеств баскетболистов на любом этапе его обучения и характеризует способность игрока быстро, высоко, своевременно выполнять прыжки в разных игровых ситуациях и технических приемах (броски в прыжке, подборы мяча у щита, спорные броски, накрывания бросков соперника и т. д.).
Кроме этих основных физических качеств в баскетболе имеет большое значение уровень развития специальных качеств. И все эти способности целесообразно определять у будущих баскетболистов, как мы уже говорили выше, с помощью тестирования или контрольных упражнений. Естественно не забывать, что проводится тестирование после разминки (15-20 минут).
Рассмотрим более подробно тесты для оценки специальных физических способностей. Как мы уже говорили, для нас важны прыжки и одним из тестов является определение вертикального прыжка. Тест оценивает максимальную прыгучесть баскетболистов и является общепринятым и широко распространенным. Прыгучесть баскетболиста определяется максимальной высотой выпрыгивания, которая вычисляется по времени безопорной фазы прыжка. Для этого используется специальная формула:
Н = gt2
где Н – максимальная высота выпрыгивания (м); g – ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с; t - время безопорной фазы прыжка (с).
Также важным показателем является работа в анаэробном режиме, это проявляется в защитных действиях прессингом, быстром прорыве и т.д. Тест по Георгеску используется для определения этого показателя, а точнее для максимальной анаэробной работоспособности (МАР). Тест заключается в выполнении 10 вертикальных прыжков с максимально возможной быстротой и высотой. Расчет МАР осуществляется по следующей формуле:
где: Н – средняя высота выпрыгивания 10 прыжков (м); Р – вес спортсмена (кг); 1,5 – тормозной коэффициент; t – средний арифметический показатель времени выполнения одного прыжка (мин).
Ловкость и двигательная координация – это наиболее важные физические способности, которые являются основными составными частями при выполнение технических элементов баскетбола и двигательных действий в нападении и защите, а также в игре в целом. Координация и ловкость – это способность выполнять новые двигательные акты в не стандартных, сложных и не обычных условиях. Именно эти способности не носят характер, только генетически обусловленной направленности, а, следовательно, эти два важных физических качества должны постоянно тренироваться в условиях стандартных для юных баскетболистов и в усложнённых игровыми действиями или ситуаций. Оцениваются такие способности разными методами и тестами, мы предлагаем включить в наш комплекс мероприятий, для отбора детей на начальном этапе метод В. Старосты, который представляет собой оценку двигательной координации на основе выполнения вращений (оборотов) вокруг продольной оси тела во время прыжка.
Поговорим о том, что психологические и психофизиологические показатели также очень важны и для их выявления нужны такие тесты, которые помогут нам выявить контроль, среди них: скорость переработки информации, пропускная способность мозга, критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ), черты темперамента.
Определение критической частоты слияния световых мельканий, которая является индикатором функционального состояния зрительного анализатора и характеризует порог восприятия критической частоты световых мельканий. Естественно, эти показатели зависят от квалификации и тренированности баскетболистов. Критерии – чем выше значение КЧСМ, тем выше уровень функционального состояния зрительного анализатора.
При ответных действиях руками и ногами характеризует способность баскетболистов к оперативной двигательной деятельности конечностями – то как правило называется временем реакции.
Информативность этих показателей для баскетболистов показана в ряде исследований [2, с. 19]. В показателях простого реагирования косвенно проявляются общие скоростные возможности баскетболистов. На рефлексометре время реакции определяется с точностью до 0,0001 с.
Для определения пропускной способности мозга используется тест кольца Ландольта. Испытуемым раздаются бланки с изображением колец Ландольта. Пропускная способность мозга определяется по формуле:
где: m – число просмотренных колец; n – число пропущенных или ошибочно зачеркнутых колец; Т – время выполнения задания (60 с); 5436 - количество информации, содержащееся в одном кольце таблицы.
Особое значение для баскетболистов имеют морфологические показатели, которые определяются с помощью антропометрических данных и определения биологического возраста. Определяются следующие антропометрические показатели: длина тела, размах рук (этот показатель весьма важен для баскетболистов и лучше, если коэффициент длиннорукости превышает 1, табл.), коэффициент длиннорукости, обхват груди в покое, масса тела. Под биологическим возрастом принято понимать достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и связанных с ними функциональных явлений жизнедеятельности организма, определяемый средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития [3, с. 39-44].
Таблица
Оценивание одаренности баскетболистов для начального этапа обучения
Показатели |
Оценка в баллах | ||
1 |
2 |
3 | |
Длина тела, см |
< 128 |
128 - 137 |
> 137 |
Рост, стоя с вытянутыми руками, см |
< 159 |
159 - 172 |
> 172 |
Размах рук, см |
< 126 |
126 - 137 |
> 137 |
Обхват грудной клетки, см |
< 61,5 |
61,5 - 66,5 |
> 66,5 |
Вес, кг |
< 24,5 |
24,5 - 31,5 |
> 31,5 |
Критическая частота световых мельканий, Гц |
< 36,8 |
36,8 - 38,8 |
> 38,8 |
Пропускная способность мозга, бит/с |
< 0,38 |
0,38 - 1,04 |
> 1,04 |
Максимальная прыгучесть, см |
< 13,5 |
13,5 - 21,0 |
> 21,0 |
Быстрота отталкивания при выполнении вертикального прыжка, с |
> 0,22 |
0,22 - 0,15 |
< 0,15 |
Максимальная анаэробная работоспособность (МАР), Вт |
< 8,25 |
8,25 - 12,55 |
> 12,55 |
Время бега 6 м, с |
> 1,80 |
1,80 - 1,58 |
< 1,58 |
Двигательная координация, градусы |
< 222 |
222 - 282 |
> 282 |
Интегральный показатель координации |
< 0,19 |
0,19 - 0,25 |
> 0,25 |
Время реакции рук, с |
> 0,36 |
0,36 - 0,29 |
< 0,29 |
Время реакции ног, с |
> 0,45 |
0,45 - 0,34 |
< 0,34 |
Время реакции выбора, с |
> 0,53 |
0,53 - 0,42 |
< 0,42 |
Заключение. Определение потенциальных возможностей детей 7-8 лет к успешному обучению в спортивных играх и, в частности, в баскетболе крайне сложный, но необходимый процесс. Разработанный комплекс мероприятий позволит расширить начальный отбор юных баскетболистов, и позволит хоть немного гарантировать результат. Тем не менее, предлагаемые тестирования оценки физического развития, физической подготовленности и психофизиологических качеств юных баскетболистов 7-8 лет позволят расширить представления специалистов в этой области знаний. Каждый специалист может дополнить или ограничить представленный вариант комплексной оценки одаренности юных баскетболистов с учетом конкретных практических задач.