Историография вопроса правовой политики Германии в период национал-социалистической диктатуры

Сущность любой правовой системы государства зависит от того, что конкретно признается в нем главным источником права. В данной статье авторы попытались дать историческую справку обусловленности правовой политики нацистской Германии, проанализировав то, как развивались различные правовые сферы в этот период времени.

Аннотация статьи
правовая политика
юриспруденция
расовое законодательство
тоталитарное государство
нацистская Германия
право
Ключевые слова

Как известно, история циклична. Казалось бы, что в нашем современном обществе царит мир и человеческое взаимоуважение. Однако если мы обратим внимание на современные реалии, в частности на то, что происходит в европейских странах, то мы увидим возрождение тех или иных политических течений, основанных на доктринах национал-социализма. Все чаще в обществе стали находит отклик идеи тоталитаризма. Актуальность данной темы заключается в том, чтобы проследить на историческом примере то, как вынуждена развиваться правовая политика в рамках конкретной партийной идеи, которая в свою очередь, находит опору в проявлении агрессии, а также разжигании межнациональной ненависти.

В 1933 г. с приходом к власти Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НДСАП) кардинальным переменам подверглись политические институты Германии, а также ее конституционный строй. Существование Веймарской республики соотносилось с жестким поражением в Первой мировой войне, и именно эта предпосылка позволила НДСАП разработать такие правовые предписания, благодаря которым она, не отменяя Веймарскую конституцию, создала свое собственное национал-социалистическое право [1, с. 3]. Данные изменения выражались не только в появлении нового законодательства, но и в директивных предписаниях об изменении практического применения прошлой системы нормативно-правовых актов. Этот подход не был спонтанным, основой стала декларированная идея об уничтожении всей «старой» правовой системы, которая заключалась в п. 19 Программы НДСАП: «Мы требуем немецкого народного права для замены им римского, которое служит материальному общественному строю» [2, с. 86]. Однако, как показала история, тезисы о «римском» и «немецком» праве имели мало отношения к реальности.

С целью внешнего контроля человеческого поведения в рамках нового законодательства нацистские юристы постарались самостоятельно создать менталитет нового человека, при этом создав общую иерархию типов мышления. Например, в своей работе «О трех видах юридического мышления» знаменитый нацистский юрист Карл Шмитт выделил следующие его виды:

  1. нормативное мышление, либо нормативизм (мышление человека о правилах и законах);
  2. децизионистское мышление, либо деоцизионизм (мышление человека, отвечающее за принятие решение);
  3. «мышление конкретного порядка» (концептуальное мышление) [1, с.4].

Социальная политика Третьего рейха поддерживала новое представление о статусе человека – полноправии в зависимости от расовой (национальной) принадлежности.

Ориентирование на национальные интересы немецкого народа, рабочего класса, было важной частью общей программы НСДАП. Именно оно, в противовес отвлеченно-интернационалистической позиции других левых партий, привлекло к НСДАП массы. Тем более, что в сложившихся условиях Германии 1920-х гг. доминирование ненационального, прежде всего еврейского капитала, в банковском деле, в прессе, в важных отраслях экономики составило объективную проблему, с решением которой рабочая масса готова была связать разрешение всех прочих бед жизни [3, с. 13].

Главным для новой расовой политики стал Закон о гражданстве (от 15 сентября 1935 г.), который подразделял жителей государства на два класса: граждан и подданных. Гражданами Германии признавались только те лица, у которых было чистое немецкое происхождение, т.е. истинные арийцы. Только за ними могли быть признаны политические права, например пользование помощью государства в социальных вопросах, полные гражданские права и т.п. Подданными были все прочие расы, за которыми не признавались политические права [4, с. 102].

Что касается экономической сферы Германии данного периода, то она характеризовалась усилением государственного регулирования всех элементов социально-хозяйственных единиц. Отчасти это было вызвано необходимостью преодоления кризиса после Первой мировой войны, так как именно обещания такого рода содержались в Программе НДСАП.

Важная роль принадлежала промышленной сфере. Ее регулирование основывалось на установлении государственно-монопольных объединений, а также командной системы управления. Самым главным для новой организации работы промышленной сферы стал Закон об органическом построении германской экономики от 27 февраля 1934 г. [5, с. 489]. Его сущность заключалась в том, что он провозглашал главенствующей формой промышленного производства крупные экономические объединения. Также реорганизации подвергалась и система социально-хозяйственных связей. Упразднялись рабочие профсоюзы, запрещались какие-либо стычки и забастовки. Труд провозглашался особой социальной обязанностью, а договор трудового найма – публичным договором. Владелец предприятия рассматривался как доверенное лицо государства. Тем самым был реализован один из важнейших законов нацистской системы – «Закон о порядке национального труда» от 20 января 1934 г. [5, с. 491]. В мае 1933 г. был создан единый Немецкий трудовой фронт, выражающий идеалы социально-корпоративных сообществ во имя пользы государству.

Область гражданского права не была так сильно подвержена реорганизации. Полной замены прежнего германского гражданского права не произошло, но большинство важных правовых институтов подверглись деформации на законодательном уровне либо на судебном.

Новая редакция Гражданско-процессуального кодекса, которая произошла в 1934 г., содержала в себе немало нововведений, облегчающих судебную практику. К примеру, слушание дел проводилось по сокращенной процедуре, судья-докладчик был обязан построить ход слушания так, чтобы процесс стал действительно прямым, и дело было окончено в одном зале судебного заседания. В целях устранения от юридической практики неугодных лиц по различным причинам допускалось использовать в практике только услуги государственных адвокатов [6, с. 4].

Наибольшей неповторимостью был отмечено семейно-брачное право. В этой правовой сфере оказала влияние расовая политика. Семейные узы были поставлены предметом тщательной заботы государства. Согласно закону в брак категорически запрещалось вступать людям, которые страдали от наследственных заболеваний, слабоумия, иных психических недугов и т.д., так как считалось, что эти изъяны способы погубить национальное здоровье.

Уголовное законодательство для диктатуры национал-социалистов во многом играло ключевую роль в репрессиях. В чем это выражалось? Прежде всего, в том, что с помощью уголовного права подавлялось большое число политических противников, ведь, как известно, группы сопротивления подвергались преследованию и уничтожались. Таким образом, достигался высокий уровень «общественного порядка».

Национал-социалистическая партия обладала элитным положением в уголовном праве. Ужесточалась ответственность за совершение государственных преступлений. Главным преследуемым правонарушением стал терроризм (подлинный либо предполагаемый) против членов партии и должностных лиц. Наказания были суровыми, как правило, это была смертная казнь или лишение свободы сроком свыше пятнадцати лет [7, с. 134].

В уголовном праве стали появляться новые составы преступлений. Самыми важными стали нарушения расового законодательства, за которые по разным нормативно-правовым актам назначались значительные сроки заключения в тюрьме или исправительном лагере.

С началом Второй мировой войны карательно-репрессивный элемент уголовной политики занял ключевую позицию. С 1939 г. в тюрьмы Германии отправлялось более семи тысяч заключенных. Увеличивалось и число смертных приговоров.

В результате, мы можем сделать вывод о том, что государственный уклад Германии 1933-1945 гг. представляет собой полное представление о тоталитарном государстве. Появление тоталитаризма в Германии и однопартийной диктатуры было бы невозможным без опоры на такую же политическую идею и партию. В дальнейшем она приобрела особый вид расового национал-социализма.

Текст статьи
  1. Антонов Б.А. Правовая система Германии 1933-1945 годов: мышление в категориях конкретного порядка, [электронный ресурс] - код доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-sistema-germanii-1933-1945-gg-myshlenie-v-kategoriyah-konkretnogo-poryadka, 2019, 19 с.
  2. Гейден К. Путь НДСАП. История германского фашизма, [электронный ресурс] - код доступа: https://www.litmir.me/br/?b=130387&p=1, 2018, 464 с.
  3. Денисов С.А. Административный характер государства и права нацистской Германии, [электронный ресурс] - код доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnyy-harakter-gosudarstva-i-prava-natsistskoy-germanii, 2020, С. 15.
  4. Ширер У. Взлет и падение Третьего Рейха. Третий Рейх пережил своего основателя ровно на семь дней, [электронный ресурс] - код доступа: https://mir-knig.com/read_327061-1, 2020, 1216 с.
  5. Данилов В.А., Шелкопляс В.А. История государства и права зарубежных стран: учебник, - Минск / Тетра-Системс, 2019, 544 с.
  6. Крупская С.Ю. Нацистская пропаганда во внешней политике Германии 1933-1939 годов, [электронный ресурс] - код доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/natsistskaya-propaganda-vo-vneshney-politike-germanii-1933-1939-germanoyazychnaya-istoriografiya, 2020, С. 5.
  7. Эванс Р.Д. Третий Рейх. Зарождение империи: 1920-1933 гг., [электронный ресурс] - код доступа: https://booksonline.com.ua/view.php?book=95100, 2019, 250 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня