Главная
Конференции
Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума
Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ несоверше...

Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними в образовательной организации

Автор(-ы):

Щуров Роман Николаевич

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профилактика
проблема
употребление наркотических средств
психотропные вещества
подрастающее поколение
образовательная среда
здоровый образ жизни

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ в образовательных организациях. Автор отмечает, что пока эта проблема иллюзорна, призрачна и не воспринимается, в большинстве своем, всерьез. Отмечается, что большая часть ответственности за спасение подрастающего поколения берет на себя школа, которая призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от возможных проблем.

Текст статьи

На сегодняшний день проблема профилактики употребления наркотиков является одной из наиболее актуальных среди других проблем здоровья подрастающего поколения. Поэтому воспитательный процесс не мыслим без различного рода мероприятий, имеющих целью помочь молодым приобрести необходимые навыки, обеспечивающие принятие ими большей ответственности за свое поведение, постановки целей, навыков эффективной учебы и положительного взаимодействия со сверстниками. Такие мероприятия способствуют сохранению жизни, здоровья и психологического благополучия детей и подростков в разных ситуациях, иными словами, способствуют формированию здорового образа жизни.

Безусловно, основной целью и главной задачей всех тех, кто занимается профилактической работой, является повышение ее эффективности, уровня ее воздействия на подрастающее поколение с тем, чтобы главное предназначение профилактических мероприятий – создание некоего барьера началу употребления любых психоактивных веществ – было выполнено.

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика наркотизма среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не только антинаркотического, но также и общих задач воспитания.

Часто профилактические мероприятия проводятся как занятия и лекции, на которых учащимся рассказывают о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Но подростки редко примеряют чужой опыт на себя, не доверяют цифрам, продолжая «экспериментировать». Однако, употребление ПАВ очень быстро вовлекает ребят в зависимость, и остается пагубной привычкой на всю жизнь. Это в дальнейшем негативно отражается на здоровье и, зачастую, приводит к трагическим последствиям.

На сегодняшний день употребление наркотических средств и психотропных веществ – это проблема, требующая незамедлительного решения. Для решения данной проблемы необходимо грамотно разработать и организовать меры профилактики употребления этих веществ.

Отметим, что под профилактикой употребления наркотических средств и психотропных веществ следует понимать «комплекс мероприятий (в их числе социальные, медицинские, правовые, образовательные мероприятия), главной целью которых является предупреждение распространения и предотвращение употребления таких веществ» [2]. Роль профилактики наркомании неоценима ввиду того, что употребление наркотиков оказывает влияние не только на конкретную личность, но и на общество в целом.

Согласно статистическим данным ежегодно в России впервые пробуют наркотики около 90 000 человек, из них около 60% - люди в возрасте от 16 до 30 лет и около 20% - лица в возрасте от 9 до 13 лет. Так, согласно данным Министерства Здравоохранения РФ, 70% лиц, употребляющих наркотики – молодежь [3].

Употребление наркотических средств влечет за собой заболевание наркоманией, вследствие которой вырабатывается стойкая физическая и психическая зависимость к наркотическим средствам. Физическая зависимость появляется в случае, когда наркотическое средство проникло в обмен веществ человека. Психическая зависимость проявляется в случаях, когда физическая зависимость отсутствует, однако имеется сильное влечение к наркотическому средству, мысли о нем, подавленность от его отсутствия.

Употребление наркотических средств влечет за собой не только структурное изменение личности и расстройство психики, но и постепенное разрушение внутренних органов и их функций [1].

Особенно остро вопрос употребления и распространения наркотиков стоит среди несовершеннолетних граждан, ввиду своей опасности, как для общества, так и для государства в целом. Для регулирования данной проблемы необходимо в кратчайшие сроки усовершенствовать государственную программу, которая направлена на противодействие употребления и распространения наркотиков среди этих лиц, а также на их социальную реабилитацию [4].

Согласно исследованиям к причинам употребления наркотических средств у подростков относят:

  • любопытство, стресс, недостаток внимания;
  • проблемы в семье: неполная семья, пьющая семья, насилие в семье;
  • подражание старшим;
  • влияние плохой компании (во дворе или в школе);
  • особенности характера личности: внушаемость, чувство вины, неспособность на самостоятельность.

Депрессия и стресс – наиболее частый повод употребления наркотических средств, потому что они помогают избавиться от негативных эмоций и получить новые положительные эмоции.

Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Педагоги в рамках учебной, внеурочной, внеучебной работы должны постоянно проводить мероприятия в рамках общей профилактики, направленные на формирование культуры здоровья и развитие ресурсов личности обучающихся.

Сотрудники правоохранительных органов во время занятий в учебных заведениях должны обсуждать правовые аспекты потребления наркотиков, включая вопросы наказания за их распространение.

Медицинские работники и другие специалисты должны обсуждать с учащимися проблемы негативного влияния употребления наркотиков на здоровье.

Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ в учебных заведениях должна иметь обязательный характер, так как большую часть своего времени дети проводят именно там. Необходимо систематически формировать отрицание к наркотикам у подростков.

«Школа без наркотиков», «Молодежь против спайса», «Стоп-угроза. Стоп-наркотик» – эти слова и лозунги, весьма подходящие для темы классного часа, звучат сегодня в сетевых СМИ, на радио и научных площадках. Наркотики – это фактор, угрожающий безопасности общества, особенно молодежи [5, с. 212].

В настоящее время национальная политика нашей страны направлена на совершенствование Российской системы образования, в том числе в части охраны здоровья подрастающего поколения. Состояние здоровья, образ жизни и уровень культуры здоровья сегодняшних школьников предопределяет будущее нашей нации – ее экономический и социокультурный уровень, репродуктивные возможности, обороноспособность, трудовой и интеллектуальный потенциал страны [6].

Употребление наркотических средств и психотропных веществ является проблемой не только нашей страны, но и всего общества в целом. Необходимо правильно применять уже существующие меры профилактики, а также их совершенствовать, чтобы уменьшить употребление данных веществ настолько, насколько это возможно.

Список литературы

  1. Козлова И.В. Незаконный оборот наркотиков в России: состояние и тенденции // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Материалы XXI Международной конференции памяти проф. Л.Н. Когана / Редакционная коллегия: Грунт Е.В., Меренков А.В., Антонова Н.Л. – Екатеринбург: УрФУ, 2018. – 2281 с.
  2. Матусевич А.М. Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи // Молодой ученый. - 2016. -№ 13 (117). – С. 827-829.
  3. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации // https://minzdrav.gov.ru/ (дата обращения: 28.10.2021).
  4. Румянцев Н.В. Основные направления противодействия употребления и распространения наркотических средств и психотропных веществ среди несовершеннолетних / Н.В. Румянцев, Е.Н. Хазов, А.В. Богданов // Вестник экономической безопасности. - 2018.-№ 4.-С.158-165.
  5. Суходолов А.П., Бычкова А.М. Борьба с незаконным оборотом наркотиков: экономические, криминологические и правовые аспекты // Всероссийский криминологический журнал. - 2016. - № 2. - С.211-223.
  6. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/

Поделиться

3153

Щуров Р. Н. Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними в образовательной организации // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 нояб. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. URL: https://apni.ru/article/3297-profilaktika-upotrebleniya-narkoticheskikh

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая