Введение
В последнее время в условиях глобальной информационно-инновационной экономики понятие «экосистема» становится все более популярным, оно вызывает интерес как у теоретиков, так и у практиков различных сфер деятельности. Этой тенденции способствуют все более сложные вызовы современных рынков, которые требуют поиска новых способов взаимодействия между участниками экономических отношений, генерации инновационные идей. Не удивительно, что в этих условиях исследователи обратились к такой единице экономического анализа, как экосистема, которая в первом приближении представляется как сеть сотрудничающих и конкурирующих фирм, предлагающих связанные продукты и услуги [1; 4-5].
В последние десятилетия все большее внимание также уделяется использованию экосистемного подхода к анализу явлений и процессов, происходящих как в биологии и «живых системах», так и в экономике. Экосистемное мышление сочетает различные приемы – от метафорических, привлекающих для целей анализа биологические и эволюционные аналоги, до инновационных – в сфере стратегического менеджмента и синтезирования новых структур.
Заметим, что уже есть информация об успешном опыте фирм, полученном в результате построения бизнес-экосистем (см. п. 2), функционирование в рамках структуры которых позволяет генерировать синергический эффект, обусловленный созданием таких совместных активов участниками бизнес-экосистемы, которые никто из них не смог бы создать самостоятельно, действуя вне системы, то есть, функционируя в одиночку.
Таким образом, создавая бизнес-экосистему, фирмы могут получить конкурентные преимущества, улучшенные условия для успешной разработки технологий и ресурсов и внедрения инноваций для создания и реализации новых товаров и услуг и, как следствие, получать различные рыночные выгоды, эффекты и бонусы. При этом многие современные научные работы в этой области опираются на разное понимание того, что такое бизнес-экосистема, и по-разному интерпретируют основные ее свойства и характеристики. То есть в этой области исследований еще не сформулированы общепринятые определения и не установлены универсальные подходы [16, с. 161-167], что делает выбранную тему для данной публикации весьма актуальной.
1. Историко-семантический экскурс
Для того, чтобы разобраться в смысловой нагрузке понятия «экосистема» необходимо прибегнуть к изучению его значения. Термин «экосистема» представляет собой комбинацию слов «эко» и «система». Первое из них имеет свое происхождение из области экологии и отражает отношение живых существ к окружающей их среде. Второе происходит от греческого слова «systema», что означает нечто целое, составленное из частей [1; 19, с. 7-11.].
Представление об экосистеме бизнес позаимствовал из биологии, когда впервые в 1935 году термин «экосистема» ввел британский ботаник и эколог Артур Тэнсли, преподававший в то время в Оксфордском университете. Он опубликовал работу «Использование и злоупотребление растительными терминами и концепциями», в которой не только ввел сам термин, но и представил концепцию экосистемы. В его трактовке экосистема – это «локальные сообщества организмов, которые взаимодействуют друг с другом и окружающей средой. Чтобы процветать, эти организмы одновременно конкурируют и сотрудничают, совместно эволюционируют и адаптируются к внешним потрясениям внутри системы» [21]. То есть Тенсли считал, что экосистема (ЭС) – это единая открытая функциональная биосистема, состоящая из совокупности живых организмов и среды их обитания, а также системы связей, посредством которых осуществляется обмен веществом и/или энергией между ними.
Действительно, на нашей планете существует огромное количество организмов, которые неразрывно связаны между собой. Нет ни одного живого объекта, который мог бы существовать изолированно от всех, совершенно автономно. Однако не только организмы находятся в тесной взаимосвязи, но и факторы внешней и внутренней среды влияют на элементы экосистемы.
Таким образом, экосистема – это основная функциональная единица в экологии, в которую входит сообщество живых организмов, существующих в некоторой определенной среде обитания, между которыми имеются устойчивые связи, позволяющие сохранять баланс и обеспечивающие взаимовыгодное существование [1].
Позже в июне 1993 года появилась статья бизнес-стратега Джеймса Ф. Мура в Harvard Business Review, озаглавленная Позже в июне 1993 года появилась статья бизнес-стратега Джеймса Ф. Мура в Harvard Business Review, озаглавленная «Хищники и добыча: новая экология конкуренции». В ней «экономическая деятельность» рассматривается, как экосистема, в которой покупатели и производители совместно эволюционируют, дополняя друг друга и тем самым развиваются. В этой концепции компания рассматривалась не как отдельный игрок, а как представитель бизнес-экосистемы, охватывающей множество участников из разных отраслей рынка. Он писал: «Как и ее биологический аналог, бизнес-экосистема является экономическим сообществом, поддерживаемым фундаментом взаимодействующих организаций и отдельных представителей делового сообщества, которые в совокупности не только образуют систему взаимной поддержки, но и эволюционируют сообща, то есть представляют собой организм делового мира, который постепенно переходит от случайного набора элементов к более структурированному сообществу» [3]. При этом термин «экосистема» можно использовать по отношению как к определенной организации, так и ко всем предприятиям, функционирующим на конкурентном рынке в рамках ограниченной географии, или же предприятиям по всему миру в рамках одной из сфер деятельности и т.д. Таким образом, можно говорить о построении предпринимательской экосистемы не только для отдельных объектов инфраструктуры, но даже на уровне регионов.
Имеющая место интегрированность позволяет трактовать термин «экосистема» как сеть из экономических субъектов, индивидуальная деятельность каждого из которых представляет собой уникальный элемент данной системы. Тем не менее, все они принадлежат к одной материнской организации и имеют единый стратегический орган управления, который отвечает за развитие всей организации. Тем самым, бизнес-экосистема представляет собой структуру взаимозависимых элементов, состоящую из центральной организации (фирмы, бизнес-единицы или структурного подразделения) и ее окружения, а также связей между ними, создающих синергический эффект, – предоставляя своим участникам дополнительные возможности (ресурсы, компетенции) для достижения собственных целей.
Дж. Мур изучал бизнес-экосистему с позиции ее жизненного цикла, который состоит из четырех стадий: рождения, экспансии, лидерства и самообновления (см. далее п. 4). В последующих работах, затрагивающих данное исследовательское поле, можно видеть, что авторы или полностью повторяют основные постулаты, заложенные еще Муром, применяя данные идеи к специфике своего предмета, или используют их в своих исследованиях как отправную точку зрения.
В этом подходе вводятся следующие ключевые категории [6, с. 166-171]:
- центральная фирма, вокруг которой выстраивается бизнес-экосистема;
- различные экономические агенты, являющиеся или не являющиеся элементами данной бизнес-экосистемы;
- связи между членами бизнес-экосистемы, в том числе и связи с центральной фирмой;
- совместно создаваемая ценность, появление которой либо невозможно без данной бизнес-экосистемы, либо требует больших затрат.
Так идеи единства и взаимодействия всего живого в природе, обусловленности процессов в природе, ведущие своё начало еще с античных времён, на рубеже XIX–XX веков, приобрели современную экономическую трактовку [2].
Позже Л. Берталанфи, разрабатывая теорию систем, определил понятие экосистема как «открытую, сложную, самоорганизующуюся, саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему, которой свойственны входящие и исходящие потоки вещества и энергии». Эта методологическая новация обусловила появление целого ряда исследований. Однако системному представлению об экосистеме предшествовал период изысканий, с результатами которых стоит ознакомиться.
2. Разнообразие подходов к формированию представления о бизнес-экосистемах и примеры их из практики
Изучение понятия «бизнес-экосистема» и его анализ шло различными путями, выбор которых определялся достаточно разными исследовательскими предпочтениями и интересами специалистов этой сферы. Рассмотрим сначала несколько таких подходов, а затем попытаемся выделить те критерии, которые заложены в их основу, как того требует от нас системное изложение.
Так, в ряде статей [2-3; 5; 6; 12, с. 127–150; 21] выделяют следующие три подхода к изучению бизнес-экосистем:
1. Представители первого подхода стремятся тщательно проработать одну из составляющих бизнес-экосистемы, фокусируя на ней все свое внимание. А именно, они сосредотачивают свое внимание на цепочке поставок в контексте бизнес-экосистемы, но под бизнес-экосистемой они понимают взаимозависимое сообщество, которое привлекает в свою экосистему большое количество различных заинтересованных сторон, что в итоге позволяет расширить традиционную цепочку поставок. При этом все заинтересованные стороны имеют общее видение, ряд общих целей и жертвуют свои ресурсы для воплощения новых проектов и развития новых отраслей.
Действительно, некоторыми исследователями термин «экосистема» используется как синоним понятия «цепочка поставок», - набор связей с поставщиками. Такая цепочка может быть экосистемой, если связи являются совместными и динамичными. Но в целом, понятие «экосистемы» шире рамок такого партнерства, и если мы ограничиваемся таким подходом, связанным только с поставщиками, то мы упускаем из рассмотрения большую значимость концепции экосистемы.
2. Представители второго подхода применяют идеи бизнес-экосистемы к индустрии высоких технологий и старт-апам. Они показывают, как бизнес-экосистема может способствовать появлению чего-то нового и изучают роль бизнес-экосистемы в контексте жизненного цикла старт-апов, рассматривая бизнес-экосистему в целом как движущую силу для разработки благодатной среды и запуска на ее основе старт-апов. Бизнес-экосистему эти авторы определяют, как экономическую среду, создаваемую и существующую за счет взаимодействия таких заинтересованных сторон, как организации и индивиды. Бизнес-экосистема предлагает новые бизнес-перспективы для компаний, которые помогают им в развитии их собственных проектов, а также инновационного потенциала, позволяющего создавать новые продукты и услуги.
3. Представители третьего подхода сосредотачивают свое внимание на работе с такими близкими к бизнес-экосистеме концептами, как экосистема знаний и инновационная экосистема, определяя их специфику и соотношение. Так,
- бизнес-экосистема подразумевает главного актора, действующего в качестве платформы и предоставляющего совместные ресурсы для других акторов-участников сети с целью создания потребительской ценности;
- инновационная экосистема – это объединение географически близких акторов, взаимодействующих вокруг определенного центра деятельности при участии акторов, выполняющих функции посредников, с целью созданий инноваций;
- экосистема знаний – это большое количество акторов, сгруппированных вокруг центра обмена знаниями, с целью открытия новых областей знания.
В итоге фокусом бизнес-экосистемы является создание ценности для потребителя, инновационная экосистема нацелена на создание инноваций, а экосистема знаний ориентирована на генерирование новых знаний и технологий. Однако, на наш взгляд, практика не исключает одновременного совмещения этих представлений в рамках одной и той же бизнес-экосистемы.
Другие ученые [14, с. 328-334; 18; 20, с. 103-111] выделяют следующие альтернативные подходы.
- В рамках первого из них экосистема рассматривается как группа предприятий, в значительной степени взаимозависимых в отношении факторов производства и выпуска продукции. Такие предприятия, влияя друг на друга, образуют отдельный рынок или отрасль;
- В рамках второго подхода экосистема рассматривается как система взаимосвязанных технологий, то есть, по существу, как технологическая платформа для разработки и внедрения IT-продуктов, влияющих на экономическую эволюцию [20, с. 103-111].
- Сторонники третьего подхода представляет экосистему как совокупность особых механизмов сотрудничества, посредством которых предприятия объединяют свои товары и услуги с целью создания принципиально новых совокупных продуктов.
Эти подходы также определяют направления исследований, связанных с анализом экосистем [15, с. 16–28; 16, с. 161-167]:
- в сфере стратегического управления компаниями;
- в сфере управления технологиями;
- в сфере межфирменных связей.
Очевиден управленческий аспект в направлении этих исследований.
Схожий подход к классификации определений экосистем предлагается в таких работах российских ученых, как [6, с. 166-171; 7]. В них экосистема рассматривается:
- как совокупность участников, взаимодействующих с головной организацией и прямо или косвенно участвующих в «цепочке ценностей» (агенты по продаже товаров и услуг, сообщества), а также клиенты;
- как площадка товаров и услуг, на которой предлагаются различные интегрированные продукты и услуги, покрывающие максимально широкий спектр потребностей клиентов;
- в виде саморазвивающейся организации, рассматривающей каждую компанию как «живой организм» и использующей инновационные подходы к управлению.
Можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что некоторые взгляды специалистов различаются лишь на уровне подбора синонимов при формировании «различных» точек зрения, - единого мнения в отношении понимания значения термина «бизнес-экосистема» не представлено. На основе проведенного обзора, пытаясь объединить представленные выше точки зрения на понятие «экосистема», заключим следующее:
- Под экосистемой понимается локализованный комплекс организаций, бизнес-процессов, инновационных проектов и инфраструктурных образований, способный к длительному самостоятельному функционированию за счет кругооборота ресурсов и продуктов. В данном случае, действительно, экосистема представляет собой совокупность участников, функционирующих и взаимодействующих между собой в общей «цепочке создания ценностей». Эта сторона в осмыслении понятия экосистема подразумевает, что она может характеризоваться определенным ценностным предложением и конкретной, хотя и меняющейся, группой субъектов с разными ролями. Это организационный аспект понятия «экосистема»;
- Вторая сторона в представлении о том, что есть экосистема – это видение ее функции, интерпретация ее в качестве цифровой площадки, на которой предлагаются различные инновационные товары и услуги, удовлетворяющие самый широкий потребительский спрос. Иными словами, экосистема – это агрегированная цифровая система, связывающая экономические субъекты посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях цифровой экономики. Налицо функциональный, производственный аспект;
- Наконец, экосистема должна быть рассмотрена и как модель управления, которая помогает решать бизнес-задачи, способствует формированию целостного инновационного предложения и конкурирует с другими способами создания товаров/услуги (такими как вертикальная интеграция, иерархическая цепь поставок и открытый рынок). То есть предполагается существование механизмов сотрудничества, с помощью которых фирмы объединяют свои индивидуальные предложения в некоторое связное и ориентированное на клиента предложение. И эти же механизмы сотрудничества позволяют участникам экосистемы саморазвиватьтся на основе обобщенного знания и объединяемых при необходимости ресурсов. Это – управленческий аспект, также необходимо присутствующий в понятии бизнес-экосистемы.
Таким образом, обзор представленных выше подходов позволяет увидеть, как много нюансов содержит в себе феномен бизнес-экосистемы. Хотя такое многообразие подходов может дезориентировать, у исследователей и практиков этой сферы имеется широкий выбор из разнообразных вариантов интерпретации данного явления, что позволяет в каждом конкретном случае выбрать и акцентировать внимание на том, что максимально подходит целям исследования и практическим вызовам.
Весьма широкие представления в отношении понятия бизнес-экосистемы явились результатом не только теоретических изысканий ученых. Сама практика типизировала возникающие экосистемы в различных отраслях. Это, прежде всего, маркет-плейсы, которые объединяют большое количество производителей товаров и услуг с потенциальными клиентами. Например, к отраслевым бизнес-экосистемам можно отнести [3]:
- в ритейле –Amazon, eBay, Taobao;
- в гостиничном бизнесе – Airbnb, TripAdvisor, Open Table,
- в транспортных услугах – Uber, Lyft, Didi;
- в сфере занятости и организации труда – HeadHunter;
- среди фрилансеров – Upwork, Croogster, Fiverr.
Среди самых успешных примеров – компания «Apple» [4].
Компания «Яндекс» представляет единую экосистему сервисов, среди которых: такси, доставка, почта, музыка, виртуальный диск, поиск, голосовой помощник, умные колонки и умные розетки.
«Huawei» на базе интеллектуальной экосистемы Huawei Seamless AI Life производит смартфоны, гаджеты, элементы умного дома, офисную и бытовую технику.
Однако самые масштабные экосистемы, как правило, формируются вокруг повседневных потребностей клиента и включают в себя сервисы для шопинга, поездок, платежей и развлечений. Такие проекты развивают, в частности, «Сбер», «Яндекс», «Тинькофф», Mail.ru Group и МТС [5] [14, с. 328-334].
3. Свойства и типы экосистем
Разнообразие видов экосистем обусловило наличие многообразия подходов к их изучению, изложенных в п. 2. Однако несмотря на большое разнообразие бизнес-экосистем, они обладают определенным набором характеристик, которые отличают их от других организационно-экономических форм (ОЭФ) и иных бизнес-моделей. Так, Мартин Ривз, председатель BCG Henderson Institute, выделяет следующие особенности экосистемы как бизнес-модели:
- Модульный принцип. В отличие от вертикально-интегрированных или иерархических схем, в экосистемах компоненты предложения для потребителей могут разрабатываться ее участниками независимо друг от друга, но функционировать как единое целое. При этом зачастую клиент сам по своему усмотрению выбирает, какие опции использовать и каким образом их комбинировать. Такая модель уже действует применительно к приложениям для смартфонов, на которых цифровые сервисы уже установлены производителем или пользователь загружает их собственноручно.
- Адаптация [6]. На открытом рынке компания ориентируется только на свои возможности и запросы своих потребителей. Но в экосистеме каждый участник подстраивается под ее концепцию и вносит тот вклад, который будет наиболее приемлемым для решения общей единой задачи, то есть произведенные продукты должны быть взаимно совместимыми. Так, разработчик видеоигр выпускает новинки в зависимости от технических особенностей той или иной консоли, и каждую новую игру адаптирует к общей платформе.
- Многосторонние отношения (взаимозависимость). Участников экосистемы связывают отношения, которые нельзя разложить на совокупность двусторонних взаимодействий, так как все игроки зависят друг от друга. Так, входящий в систему маркет-плейс или сервис по доставке одновременно сотрудничает с поставщиками, платежными системами, разработчиками приложений и другими участниками экосистемы.
- Координация. Экосистема – слишком сложный механизм, чтобы применять стандартные методы контроля и пытаться управлять им «сверху вниз», из одного центра. Здесь используют механизмы координации всех процессов – прежде всего, через внедрение общих (согласованных) стандартов и определенных правил. В качестве примера можно привести цифровые платформы, в рамках которых взаимодействие регулируется набором интерфейсов прикладного программирования (API) [21].
Что касается типизации бизнес-экосистем, то тут аналитики выделяют два основных их типа – экосистемы решений и экосистемы транзакций.
- Экосистемы решений создают или предоставляют товары или услуги, координируя различных участников рынка. Такая экосистема представляет собой основную компанию, которая управляет предложениями нескольких комплементарных компаний, создающих дополняющие компоненты к основному продукту. Примерами таких экосистем являются банки, выпускающие: банковские карты (связывающие продавцов, потребителей и сами банки) [14, с. 328-334; 19, с. 7-11]; системы «умного» дома (Home Kit) и решения для солнечной энергетики в жилых помещениях (объединяющие климатические, световые, развлекательные и охранные товары и услуги) [7]. Также следует упомянуть предприятия, предлагающие 3D-печать (объединяющие поставщиков принтеров, исходников, программного обеспечения), видеоигры, беспилотные автомобилей и пр.
- Экосистемы транзакций связывают независимых производителей товаров или услуг с клиентами через единую цифровую платформу. Например, «eBay» соединяет независимых продавцов с покупателями, «Uber» позволяет пассажирам найти свободное такси, а «HeadHunter» помогает компаниям искать внештатных сотрудников. Ценность такого типа экосистемы возрастает с количеством ее клиентов. Они даже могут стать производителями. Например, когда зрители на YouTube превращаются в блоггеров или арендаторы становятся арендодателями, выставляя свое жилье на Airbnb. К этому типу относятся также экосистемы «Сбера» и «Яндекса» [3].
Действительно, самую известную на настоящий момент экосистему создал «СБЕР» – это разветвленная сеть сервисов, в которую входит свыше 50 компаний, функционирующих на единой цифровой платформе, позволяющей клиентам Сбера решать их самые разнообразные задачи, как личные, так и профессиональные. В центре экосистемы Сбера находится клиент с его ежедневными потребностями – от желания вкусно пообедать или посмотреть фильм до необходимости отправить посылку. Но речь идет не только о клиентах - физических лицах. Другие два направления развития экосистемы Сбера – услуги для государства и бизнеса [9].
4. О построении экосистемы в контексте концепции жизненного цикла (ЖЦ)
Многие крупные компании ставят своей целью переход на существование в качестве экосистем. Если Mail.ru, как и Яндекс, представляют собой полностью цифровой актив, то Сбербанк и МТС стали одними из первых в своей сфере, кто смог успешно пройти цифровую трансформацию и очень быстро догнать цифровых гигантов.
Это говорит о том, что если рассматривать формирование экосистемы как отдельный этап жизненного цикла, то к нему может прийти любая компания из любой сферы и с любой спецификой бизнеса. Однако проще всего это будет сделать тем участникам рынка, кто уже прошел этап цифровизации. Более того, такой подход позволит менеджменту качественно подойти к планированию этого процесса и на выходе избежать этапа «угасания» на годы вперед [17, с. 135–143].
Как уже упоминалось выше (в п. 1), вместе с введением понятия «экосистемы» Дж. Мур попробовал изучить это явление с точки зрения наличия собственного жизненного цикла (ЖЦ) экосистемы и ввел следующие стадии:
- Рождение. Компания принимает решение о готовности реорганизации своего бизнеса в экосистему и начинает адаптировать существующую систему управления и бизнес-процессы под переход.
- Экспансия. Компания начинает захват смежных или внешних территорий путем выпуска новых продуктов и услуг в них, либо путем объединения с существующими игроками (включая их покупку).
- Лидерство. Компания усиливает свои новые продукты и ищет способы сделать их более конкурентными на новом для себя поле. Начинается борьба за лидерство с альтернативными экосистемами.
- Самообновление. Суть этого этапа - в постоянном поиске новых возможностей расширения и повышения эффективности сложившейся бизнес-экосистемы. Альтернативой данному этапу может быть угасание, если компания не найдет новых областей, куда ей можно расширяться.
При этом осуществляемые менеджментом преобразования по внедрению бизнес-экосистемы обычно включают как ситуационный, так и системный подходы в управлении:
- Ситуационный, так как само явление экосистем начало распространяться по большей части благодаря развитию цифровых ИКТ, которые предоставляют почти безграничные возможности по обеспечению взаимодействия между субъектами экономической деятельности;
- Системный, так как переход к такой форме ведения бизнеса как бизнес-экосистема не может осуществляться стихийно. Для запуска этого процесса компания должна пройти как минимум один жизненный цикл, по итогам которого она уже обладает устойчивой структурой управления и некоторыми налаженными бизнес-процессами. Это позволит ей нивелировать риски разорения и прекращения своей деятельности.
Если же организация приступит к реорганизации своей структуры в экосистему на первых этапах своего жизненного цикла, ещё до того, как он будет полностью пройден хотя бы один раз, то процесс реорганизации, возможно, не будет завершен с успехом. Формирование экосистемы требует наличия как минимум одного успешного продукта/услуги, за счет которого можно начинать экспансию в другие отрасли и сферы [7].
Дальнейшей переход к формированию бизнес-экосистемы требует комбинированного подхода в управлении, так как компании необходимо поддерживать и развивать сложившуюся структуру и вместе с этим внимательно следить за отраслью и новыми направлениями, которые она хочет охватить.
5. Преимущества и недостатки формата бизнес-системы
Экосистемы дают пользователям, прежде всего, два основных преимущества – удобство и выгоду [2]. Удобными экосистемы делают одноразовая идентификация пользователя и обеспечивающая это единая платформа. Вам не нужно каждый раз вводить логины и пароли или подтверждать личность. Все сервисы узнают вас по единому клиентскому ID и зачастую доступны из одного приложения. При этом все преимущества виртуального бизнеса, использующего ИКТ, остаются в силе [10, с. 150-162], как и преимущества сетевых (также системных) форм организации бизнеса.
Однако, несмотря на всё удобства и выгоды, в процессе развитии экосистемы появляются определенные риски, к которым относят:
- наличие ограничителя конкуренции – порога выхода из экосистемы для пользователя, который максимально завышен, ввиду чего ее контур трудно покинуть из-за программ лояльности участников, в результате действия которых свобода выбора потребителя нивелируется;
- появление тормоза инноваций. По исследованиям специалистов Harvard Business School, способность бизнеса к инновациям снижается с ростом и усложнением организационной структуры, к которым ведет развитие экосистемы;
- возможность бюрократизации коммуникаций. Клиент для экосистемы становится набором цифровых шаблонов, а значит, снижается уровень индивидуальности подхода. Как следствие этого, рыночным стандартом становится сервис среднего уровня.
Также, несмотря на преимущества, выделяют следующие недостатки экосистемы:
- формирование экосистемы связано с проблемой «захвата стоимости». Этот означает, что игрок, предоставивший какие-либо ресурсы своему партнеру, имеет право на определенный процент с полученной в результате этой инвестиции прибыли, что вполне справедливо, но уменьшает доход партнера;
- экосистема по определению состоит в основном из независимых и согласных сотрудничать игроков, что подразумевает ограниченность контроля над всей структурой со стороны каждого участника.
В связи с этим основная задача бизнес-экосистемы состоит в привлечении и организации партнеров без создания иерархической системы управления или внедрения методов тотального контроля. Этого можно достичь с помощью введения понятных и справедливых правил, норм и стандартов, которые корректируются по мере развития экосистемы. При этом управление всей структурой должно быть сбалансированным, что позволит оставить пространство для случайных открытий и незапрогнозированного успеха [7].
Заключение
Экосистемы могут быть разных размеров, они существуют на различных пространствах, как больших, так и малых. Биологическая экосистема может существовать даже под камнями и в небольших водоемах. Но экосистемы могут охватывать и огромные площади – леса, пустыни, степи. Вся планета Земля представляет собой одну большую экосистему, общую для всех проживающих на ней существ.
Однако экосистема уже давно вышла за пределы обитания растений и животных в сферу производства и бизнеса. В настоящее время различные компании, в том числе финансовые и кредитные, стремятся создать свои экосистемы и максимально расширить сферу их воздействия. При этом широко распространилась идея формирования партнерства с участниками различных секторов экономики на взаимовыгодных условиях [8; 19, с. 7-11].
Конкурентные преимущества получают те, кто может предоставить пользователю быстро и просто (без траты времени на постоянный ввод логинов и паролей при смене сайтов) разнообразную информацию и услуги. Широкая линейка продуктов создает удобства для потребителей, поэтому желание расширить и развивать свой бизнес по разным направлениям, а также закрыть больше потребностей своих клиентов, привело компании к созданию таких комплексных цифровых экосистем, как Facebook, VК, Google, «Яндекс», «Сбер» и пр. Так увеличивается вовлеченность пользователей и расширяется целевая аудитория.
На сегодняшний день экосистемы представляют собой динамичные и постоянно развивающиеся сообщества, которые создают новую ценность через сотрудничество и конкуренцию. При этом общие цели и интересы, а главное, необходимость отвечать на растущие запросы потребителей, делают сотрудничество основой экосистемного бизнеса [24, с. 10–22].
В настоящее время формирование собственной экосистемы компании (что будет оставаться трендом среди организаций на ближайшие годы) может рассматриваться в качестве отдельного этапа её жизненного цикла, причем к нему может прийти любая компания из любой сферы и с любой спецификой бизнеса. Многие крупные компании ставят своей целью переход на существование в качестве экосистемы, и проще всего это будет сделать тем участникам рынка, кто уже прошел этап цифровизации [22, с. 575-587]. Это обусловлено тем, что основой формирования экосистем стало развитие и внедрение (ИКТ) и вызванные ими изменения поведенческих предпочтений потребителя. Компании в своем стремлении к повышению уровня доходности были вынуждены искать новые методы работы для привлечения клиентов, для чего была использована некая новая структура бизнеса, более сложная даже чем холдинг, кластер или сеть. Отличительным признаком здесь является то, что создается не просто система с виртуальной организацией [10, с. 150-162], функционирующей на основе ИКТ, но к ней подключается также связь с внешней средой обитания, характеристики которой должны учитываться в теории при ее анализе и в управлении - на практике.
В таком ракурсе экосистема выглядит не только как динамичная совокупность участников инновационного цикла и институтов, но и как мобильная совокупность их многомерных внутренних и внешних (со средой) связей, способствующих инновационному развитию социально-экономических систем любого уровня.
Тем самым, экосистема (глобальная, наднациональная, национальная, региональная, корпоративная) представляет собой новую организационную целостность (точнее, организационно-экономическую форму – ОЭФ) и современный способ производства инноваций, реализуемый в рамках динамичного и адаптивного механизма, создающего, потребляющего и трансформирующего знания и иные ресурсы в инновационные продукты, при использовании участниками системы общей инновационной инфраструктуры и общих правил, ориентированных на получение ими взаимных выгод.
Тогда под социально-экономической экосистемой можно понимать локализованный комплекс организаций, бизнес-процессов, инновационных проектов и инфраструктурных образований, способный к длительному самостоятельному функционированию за счет кругооборота ресурсов, продуктов и систем [13, с. 1116-1131].
Выводы
- На сегодняшний день термин «экосистема» связывается с экономической сферой жизни общества. Постоянное усложнение форм организации бизнеса, возникновение новых форм сотрудничества между компаниями и новых способов совместного создания ими добавленной стоимости привело к тому, что многие организационные границы в экономике становятся более размытыми и динамичными.
- Переход в бизнесе к экосистеме – закономерный ответ на изменение потребностей всех участников рынка, а также на развитие технологий. Это своего рода шаг в будущее [11, с. 40-44].
- Используя представления системного подхода, отметим, что для экосистемы характерны все признаки систем: наличие множества элементов; их целостность и единство, наличие общей главной цели для всех элементов (развитие и процветание); наличие связей между ними, наличие структуры и иерархичности при относительной их самостоятельности.
Однако, это не просто система, а экосистема, и мы можем вслед за Л. Берталанфи утверждать, что это система – сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся в конкретной внешней среде, особенности и вызовы которой должны быть учтены аналитиками и практиками.
Обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что современная «экосистема в экономике», как и «экосистема в ботанике», представляет собой динамично развивающуюся совокупность элементов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой для достижения единой цели и, кроме того, характеризуется наличием внутри нее ряда составляющих, таких как организационная, инфраструктурная, функциональная (бизнес-процессная), управленческая и инновационная.
[1] Мы здесь намеренно подчеркиваем необходимость рассмотрения внешней среды как участника экосистемы.
[2] Некоторые исследователи выделяют следующие предпосылки создания бизнес-экосистем:
● это развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяющих компаниям эффективно взаимодействовать с партнерами и клиентами (например, облачные технологии, широкая цифровизация бизнеса, аналитика BigData и др.).
● появление на рынке инновационных компаний, предоставляющих более качественные товары/услуги с ориентацией на клиента.
● изменение самого клиента, желающего быстро получать различные качественные продукты и услуги с минимальными усилиями через удобные гаджеты и мобильные приложения, разрабатываемые производителями. Это в первую очередь относится к поколению Z, демонстрирующему готовность предоставлять компаниям доступ к своим персональным данным для того, чтобы получать оптимальные продуктовые предложения и персонализированную коммуникацию.
[3] Многие отрасли (к примеру, автомобилестроение, авиастроение и авиаперевозки) уже в течение многих лет имеют хорошо развитые экосистемы, которые успешно функционируют [23, с. 75-86].
[4] Компания сформировала единое пользовательское пространство для владельцев гаджетов и предоставила им бесшовный доступ к множеству услуг – от Apple TV, iTunes и Apple Watch до системы мобильных платежей Apple Pay и кредиток Apple Card.
[5] Также следует отметить IТ-системы, которые объединяют компоненты и приложения от многих поставщиков на общей платформе – Microsoft Windows, Apple iOS, Android, SAP NetWeaver.
В самом общем виде экосистемы могут охватывать любой набор взаимодействующих производителей, поставщиков, новаторов, клиентов и регуляторов, которые формируют коллективный результат. Часто в рамках одной задачи собирают несколько узконаправленных производителей, например,
● предложения, которые объединяют компоненты от различных игроков рынка: видеоигры, электронные книги, системы умного дома, жилые решения для солнечной энергии, самоуправляемые транспортные средства, 3D-печать, IoT-решения.
● предложения, объединяющие услуги различных поставщиков, например, системы кредитных карт, умные фермерские или горнодобывающие решения.
Свои экосистемы активно развивают производители гаджетов и электроники, такие как iPhone, iPad, iPod, MacBook, MacPro, iMac, AirPods, HomePod.
[6] В других источниках это свойство называется «кастомизация».
[7] Для построения эффективной предпринимательской экосистемы на практике можно следовать и указаниям Д. Айзенберга, который требует учета шести основных правил:
1. Необходимо комплексное развитие и учет всех элементов предпринимательской экосистемы (политики; финансовой индустрии; культуры; инфраструктуры, обеспечивающей поддержку предпринимательства; человеческого капитала; рынка), которые взаимодействуют друг с другом.
2. Не стоит изменять все элементы экосистемы одновременно и сразу. Следует начинать с нескольких элементов и затем, под влиянием изменения первых, менять все остальные.
3. Необходимо изучать лучшие практики всего мира, но не подражать успехам других.
4. Следует строить экосистему на локальных уровнях. На национальный уровень стоит выносить только некоторые элементы предпринимательской экосистемы (такие как политика).
5. Необходимо создание предпринимательской команды, которая бы обладала специальными навыками и энергией, могла воздействовать на заинтересованные стороны, развивая все элементы предпринимательской экосистемы, но, в то же время, действовала бы независимо;
6. Необходимо демонстрировать успешные истории, поскольку «успех порождает успех». При этом успешные предприниматели должны быть готовы помогать начинающим предприятиям, делясь своим опытом и вкладывая капитал.