Главная
Конференции
Фундаментальные научные исследования как условие долгосрочного устойчивого развития России
Проблемы преподавания школьных дисциплин предметной области «Филология» и пути и...

Проблемы преподавания школьных дисциплин предметной области «Филология» и пути их решения

Автор(-ы):

Куликовская Мария Александровна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

филология
филологическое образование
школа
проблемы
русский язык
литература
Единый государственный экзамен
PISA

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные проблемы преподавания русского языка и литературы в старших классах: «разрыв» между содержанием ЕГЭ и содержанием школьного курса русского языка; недостаточное количество часов, выделяемых на изучение русского языка в старшей школе и другие. Обращается внимание на исследования PISA и обучение читательской грамотности, а также на необходимость интеграции русского языка и литературы. Предлагаются пути решения проблем.

Текст статьи

Учёный и защитник русской культуры Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждал, что «филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры». И с ним нельзя не согласиться, поскольку язык является не только национальным достоянием, но и основой всего, что есть в социуме.

Филологическое образование играет важную роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии её морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений [2, с. 3].

Предметная область «Филология» в настоящее время занимает одно из ведущих мест в Федеральном государственном образовательном стандарте основного и среднего образования. Она представляет собой обязательную лингвистическую часть учебного плана и включает русский язык, литературу и иностранный язык.

Как и любая другая наука, филология обладает тенденцией развития. Кажется, что в современный век технического прорыва и компьютеризации, когда изучены все подходы и методы преподавания, происходит мировой обмен опытом. Но, несмотря на стремление к совершенству школьного филологического образования, в этой сфере наблюдается и ряд проблем. Рассмотрим их подробно и попытаемся обозначить пути решения.

С введением процедур независимой экспертизы качества знаний (международные исследования PISA, оценка уровня читательской грамотности обучающихся, государственная итоговая аттестация в формате ЕГЭ) стало понятно, что школьникам необходимо практическое владение русским языком в различных функциональных разновидностях, то есть владение письменной и устной речью, литературной и разговорной речью, эпистолярной и деловой речью. Помимо этого, им требуется умение самостоятельно, грамотно, творчески выражать свои собственные мысли, а также понимать и адекватно воспринимать речь разных стилей и жанров [7].

Однако практика показывает, что ни ученики, ни учителя не стремятся к реализации таких основ речи, поскольку содержание как выпускных, так и вступительных экзаменов не содействует тому, чтобы школьный курс русского языка перешел на новый уровень. Достичь цели Федерального государственного образовательного стандарта невозможно с недостаточным количеством часов, которые отводятся на развитие языковых компетенций и речи. Особенно остро эта проблема стоит в старших классах. На изучение русского языка в 10-11 классах отводится один час в неделю, а, например, для формирования коммуникативной компетенции по иностранному языку отведено три часа. Очевиден тот факт, что одного часа русского языка в неделю (при благоприятных условиях добавляется один час факультатива) для большинства обучающихся недостаточно. Это не дает им возможности достойно пройти итоговую аттестацию. Сами за себя говорят результаты. С заданием из части С ЕГЭ по статистике справляется минимальный процент учащихся. Стоит отметить и неоднозначное отношение общественности к этому экзамену. Дети и их родители испытывают стресс от процесса сдачи экзамена, что, конечно же, мешает получению хороших результатов. ЕГЭ за более чем пятнадцать лет должен был уже прижиться в нашей стране, закрепить за собой чёткую систему, но этого, по всей видимости, не произошло, поскольку из года в год мы наблюдаем ужесточения и изменения, что, в свою очередь, приводит к ещё большему негативу [1, с. 12].

В настоящее время совершенно очевидна пропасть между декларируемым содержанием курса и итоговой аттестацией, контролем. В методическом письме «О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» были обозначены достаточно высокие цели. О них говорят громко и довольно часто, однако воспитать именно грамотного ученика, а не просто безошибочно пишущего на практике можно исключительно в рамках отлично продуманной языковой системы образования. В нее в обязательном порядке должны быть включены материалы обучающих программ, а также должны учитываться особенности языка общества и образцов общения. Учителю в современных условиях чрезвычайно трудно противостоять достаточно примитивным речевым образцам средств массовой информации. Да и в самой системе изучения русского языка в школе и уроки развития речи, и риторика занимают, как правило, факультативное место [4, с. 128]. Наверняка большинство школьных учителей подтвердят, что уроки развития речи носят в некоторой степени необязательный характер, поскольку экзамены и иные формы контроля по ним не проводились до недавнего времени.

С 2018-2019 учебного года обязательным является итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Идея устного собеседования по русскому языку в 9 классе обсуждалась давно, поскольку все осознавали необходимость контроля развития коммуникативной компетенции обучающихся. Модель собеседования включает следующие типы заданий:

  1. чтение текста вслух;
  2. пересказ текста с привлечением дополнительной информации (цитаты);
  3. монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
  4. диалог с экзаменатором-собеседником.

И это правильно, так как, с нашей точки зрения, ученик должен показать уровень своих способностей и знаний всесторонне.

Считаем важным отметить, что качество филологического образования в школе обусловлено как особенностями программы курса, так и определенными просчетами в преподавании русского языка и литературы. В настоящее время учитель не создает среду обучения, которая бы стимулировала развитие сознательно-коммуникативных навыков обучающихся, работе над речевой культурой учащихся он уделяет недостаточное внимание, а также не сосредотачивается на изучении русской литературы как особого рода словесного искусства [3, с. 101].

На международном уровне независимая экспертиза сформированности компетентности чтения (навыков понимания разных текстов) в качестве основного способа обучения не только продумана, но и успешно апробирована. Она действует, заставляя кардинально изменить подходы в образовательных системах. Однако в нашей стране начиная с 2000 года результаты тестирования PISA показали, что школьники не способны адекватно понимать и использовать в речевом творчестве различные типы текстов. От учащихся при тестировании требуется следующее: понимать ключевые понятия, владеть алгоритмами выполнения заданий, уметь применять свои навыки и знания в разных ситуациях. Оценка ориентирована на будущее, так как при тестировании проверяется, в первую очередь, не овладение школьной программой, а способность учащихся использовать в реальной жизни свои навыки и знания. Такой новый взгляд на учебную деятельность, безусловно, бросает вызов ряду традиционных представлений в целом о функциях школы и в частности о функциях педагога. Чтение включает в себя понимание текста, размышление над ним. Грамотность предполагает, что человек способен применять письменную информацию в собственных целях и в достаточно широком диапазоне ситуаций, которые требуют ее эффективного использования. В качестве пути решения данной проблемы, на наш взгляд, можно предложить использовать учебные ситуации, связанные с соревнованием, а также учебные ситуации, связанные с сотрудничеством. Следовательно, на современном этапе в задачи школы (естественно, что обучение в ней организуется в группах) входит задача научить учащихся овладевать материалом в коллективе и выработать у них положительное отношение к сотрудничеству как форме обучения [7].

Как нам представляется, методика современного преподавания и русского языка, и литературы, направленная на речевое развитие школьников, развитие творческих способностей обучающихся, самостоятельную деятельность учеников по использованию и приобретению знаний, на взаимное творчество учителя и ученика реализуется далеко не в полной мере. Современные образовательные технологии, которые базируются на коммуникативной компетенции, требуют, бесспорно, времени и вживания в стиль преподавания. Эти методы помогают изменить стиль взаимоотношений ученика и учителя, они учат педагога видеть самостоятельную личность в ребенке.

Еще одной проблемой общеобразовательных школ сегодня в целом и преподавания школьных дисциплин предметной области «Филология» является отсутствие достаточного количества современной учебной, справочной и художественной литературы. Современные компьютерные программы также используются не в полной мере. В связи с этим основной задачей школы сегодня представляется проектирование и создание в образовательной системе развивающей речевой среды не только в рамках предметов гуманитарного цикла [10, с. 129].

Считаем важным сказать и о необходимости интеграции двух предметов – русского языка и литературы - по аналогии с алгеброй и геометрией, входящими в предметную область «Математика». Федеральный государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому интеграция русского языка и литературы становится естественной [5, с. 514]. Мы полагаем, что нужно создать предмет «Русская словесность», который синтезировал бы знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Это дало бы возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. Основой таких уроков должен стать интересный текст, который бы способствовал духовному развитию ученика, соответствовал его возрастным особенностям. Также этот текст должен содержать что-то новое в эмоциональном и интеллектуальном плане, он должен быть насыщенным грамматически, орфографически, пунктуационно и по возможности актуальным на момент применения [6, с. 25].

Нельзя, конечно же, не сказать о том, что современное состояние филологического образования в школе характеризуется и некоторыми положительными факторами.

Так, сегодня мы наблюдаем некоторое расширение объёма предмета «Русский язык». Объем содержания изучаемого материала увеличился в связи со сближением школьного и вузовского курсов, а также за счет того, что в составе филологических дисциплин обособились самостоятельные лингвистические дисциплины – культура речи, стилистика, риторика, часть материала которых составляла традиционно часть основного курса «Русский язык».

Помимо этого, увеличилось время на изучение предмета «Русский язык» и других филологических дисциплин, что связано с содержательными изменениями курса. В настоящее время имеется возможность выстраивать две параллельные образовательные линии в обучении русского языка и литературы: обязательное лингвистическое образование, которое реализуется в предметной области «Филология», а также дополнительное углубленное лингвистическое образование, которое осуществляется за счет факультативных и элективных курсов на разных образовательных ступенях, в соответствии как с профилем класса или образовательной организации, так и согласно индивидуальным интересам обучающихся [8, с. 739].

Также в настоящее время расширился педагогический инструментарий учителей-филологов. У педагогов появилась возможность электронного сопровождения образования (электронные учебники, информационно-коммуникативные технологии, образовательные платформы для обучения и контроля знаний).

Стоит отметить и такой положительный фактор как возрастание роли интегративности, особенно в филологическом профильном образовании старшеклассников. Яркими примерами подобной интеграции являются, например, такие лингволитературоведческие курсы как «Русская словесность», «Художественный анализ текста», «Деловой русский» и другие [9, с. 29].

Безусловно, все указанные положительные тенденции необходимо закреплять и расширять. В настоящее время филологическое образование находится в стадии интенсивного развития. И новые требования, которые предъявляются к учащимся, и новые условия в преподавании дисциплин предметной области «Филология», и постоянно меняющиеся условия при учёте и контроле знаний обучающихся – это всё вызывает споры и обязательно требует усовершенствования. Однако важно понимать, что чёткие очертания и конкретизацию в контроле и преподавании можно обрести исключительно как с учётом мнения населения, так и с учётом объективных претензий к школьному образованию в целом и филологическому образованию в частности. Только в этом случае часть проблем преподавания школьных дисциплин предметной области «Филология» будет успешно решена.

Список литературы

  1. Гагаев А.А., Гагаев П.А. О задачах филологического образования в современной школе России // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история. Международная научно-практическая конференция / Под редакцией Т. В. Стрыгиной. 2014. - С. 9-15.
  2. Гагаев П.А. О задачах филологического образования в современной школе // Русский язык в школе. - 2010. - №5. - С. 3-7.
  3. Доманский В.А. Филологическое образование в условиях модернизации школы // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2012. - №2. - С. 97-102.
  4. Зайцева О.Н. Приоритеты изучения русского языка в школе на основе «Концепции филологического образования» // Наука и культура России. - 2015. - Т. 1. - С. 127-129.
  5. Захарова Т.Г., Купряшина Н.Д. Филологическое образование в школе (из опыта работы интегрированной кафедры) // Педагогический университетский вестник Алтая. - 1999. - №1. - С. 514-515.
  6. Океанский В.П., Океанская Ж.Л. Актуальность культурологического изучения русской словесности в современной школе (к вопросу о качестве филологического образования) // Научный поиск. - 2016. - №4. - С. 24-28.
  7. Омельченко У.А. Филологическое образование в школе: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Русский язык. – 2009. - №5. URL: https://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200900502. Дата обращения: 13.09.2020.
  8. Сенновская Е.Н. Сочинение по литературе в современной школе и вопросы развития филологического образования // Гуманитарное пространство. - 2015. - Т. 4. - №5. - С. 736-741.
  9. Субоч Р.И. Использование современных педагогических технологий в целях повышения качества филологического образования в школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №2. - С. 27-29.
  10. Филологическое образование в современной школе / Отв. ред. Крапотина Т.Г. - М.: Педагогическая академия, 2010. – 221 с.

Поделиться

1854

Куликовская М. А. Проблемы преподавания школьных дисциплин предметной области «Филология» и пути их решения // Фундаментальные научные исследования как условие долгосрочного устойчивого развития России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 10 декабря 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 90-95. URL: https://apni.ru/article/3301-problemi-prepodavaniya-shkolnikh-distsiplin

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля