Некоторые аспекты инновационных подходов к преподаванию истории в вузе

Статья посвящена некоторым аспектам инновационных подходов в вузовском историческом образовании, отмечается актуальность обозначенной темы, при котором меняется методология реализации совершенствования системы высшего образования в период его инновационной модернизации.

Аннотация статьи
системное мышление
модернизация
высшее образование
традиционное образование
инновационная образовательная среда
Ключевые слова

Актуальность данной проблемы заключается в том, что вопрос совершенствования системы исторического образования в период модернизации и инновации обосновывается потребностью изменений содержания, технологий, методов и форм преподавания истории и реализации его на инновационной основе в современном мире.

Современный этап развития системы высшего профессионального образования характеризуется изменением методологии его реализации. Модернизация профессионального образования вызвана процессами, характеризующими переходный этап изменения парадигмы образования: с традиционной на инновационную. В данном случае меняется не только методология реализации образования, но и методическая сторона подготовки будущих специалистов, сегодня педагогическая наука обосновывает потребность ее реализации на инновационной основе, то есть, с применением современных педагогических технологий, методов и форм обучения.

Получается, что подготовка будущих специалистов в контексте преподавания истории должна строиться с учетом социального заказа и быть максимально направленной на будущие профессиональные потребности специалиста, формировать такой уровень профессиональной и общей личностной культуры, а также профессиональной компетентности, который позволит поддерживать высокий профессионализм в определенной сфере деятельности на уровне растущих требований общества, потребителей профессиональных услуг.

В современном историческом образовании важно формировать системное мышление студента, важно создать у будущих специалистов целостных представлений о мировом историческом процессе и т.д.

Если говорить о сегодняшних задачах в сфере исторического образования в вузе, к примеру, то есть необходимость обеспечить студентам прочных знаний по предмету, формировать ценностный ориентир, устанавливать на основе анализа исторических событий причинно-следственные связи, объективные и субъективные факторы развития общества, научить уметь аргументировать свою позицию, воспроизводить и транслировать поток информации [6, с.305].

В решении вышеуказанных задач поможет внедрение инновационной системы в процесс обучения. И как мы понимаем, инновационное обучение выступает как основная стратегия, ориентированная на глубинные изменения в образовательной сфере. Инновационное обучение – это процесс и результат такой учебной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в культуре и социальной среде [3, с.20]. Приоритетным в инновационном обучении является индивидуальная и групповая формы обучения, превращаясь в общение между людьми в ходе получение новой информации.

Важным фактом в осуществлении инновационного обучения является значительное изменение функций преподавателя, перестающий быть транслятором знаний, организатором содержания и направленности учебной деятельности студентов [1, с.106]. Преподаватель в инновационной образовательной среде не является единственным источником знаний, как это было в контексте традиционной системе образования, он должен стать посредником между слушателем и учебным материалом.

В новой роли, преподаватель использует разные методы презентации нового материала, предоставляет материал позволяющий усвоить материал с учетом их опыта и уровни познавательной активности, обеспечивает студентов возможностью наглядно показывать свои результаты в обретении знаний, обучает их способам получения знаний самостоятельно [2, с.24].

Инновационное обучение требует от преподавателя обеспечить заинтересованность каждого в группе с помощью четкой мотивации, стимулировать будущих педагогов к свободному выражению личного мнения, активизацию мотивационной познавательной деятельности и т.д.

В инновационной образовательной среде сегодня традиционные методы обучения (лекции и семинары) приводят к поверхностному освещению и осмыслению событий, фактов, явлений [6, с.306].

Для формирования творческого, самостоятельного мышления студентов важен современный подход к образовательному процессу в вузе, что приводить к обязательной необходимости внедрения в процесс как интерактивных методов обучения [4, с.142].

Говоря об инновационных методах, применяемых в образовательной системе сегодня, отметим, в первую очередь, метод с приведением конкретных ситуаций или метод кейс-стади (case-study), как сегодня принято называть данный метод. Суть данного метода заключается в том, что в качестве примера преподаватель отбирает материал и предлагает студентам сначала ознакомиться с теоретической частью, затем приводит конкретный пример ситуации, который разбираем (анализируем и обсуждаем ситуацию и предлагаем возможные варианты решения проблемы) со студентами в аудитории.

Другим методом который предлагается студентам в современной системе преподавания истории в вузах в контексте инновационного подхода является проблемно-поисковый метод обучения. В реализации данного метода важны формы и приемы подхода такие как проблемное изложение материала, упражнения проблемно-поискового характера, создание проблемной ситуации и организация коллективного поиска подходящего варианта решения проблемы.

Очень эффективными методами в инновационном подходе считаются дебаты, дискуссии, ролевые игры, метод анализа и диагностики ситуации, метод интервью, имитационные судебные процессы над историческими персонажами, при использовании вышеперечисленных методов в высшей школе создаются конкретные ситуации из прошлого, оживляем реальные исторические личности [5, с. 9].

Сегодня целесообразным является реализация исторического образования на инновационных основах, при котором меняются роли педагоги и студента в отличие от классического понимания и восприятия данных позиций. На современном этапе студент занимает активную позицию, взаимодействие между ними происходит на основе диалога, в связи с чем меняется смысл задач педагога-преподавателя и идет обновление путей их достижения.

Поэтому, современному преподавателю необходимо обновить технологии, методы, формы, приемы и средства обучения студентов, а также содержание исторического образования, при котором от студентов требуется творческий, проблемный подход к учебе своей, а не простое воспроизведение информации.

Из вышесказанного следует, что преподавателям следует обратиться к инновационным методам, формам и технологиям обучения, что приведет к повышению качества образования, будет возможным создать нужную инновационную среду обучения. При этом меняется цель обучения, уже это не только передача знаний по плану или программе, а вырабатывание новых знаний (готовность студентов активно участвовать на лекционных занятиях, участвовать в дискуссиях, отвечать на вопросы и задавать вопросы). Сегодня уже требуются достаточно высокие обязательства к качеству обучения, методике преподавания и к самостоятельной работе студентов, к подготовке преподавателей, работа в создании инновационной образовательной среды становится достаточно сложной и многоаспектной.

Текст статьи
  1. Багаутдинова А.Ш., Клещева И.В. Инновационные образовательные технологии в высшем образовании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» 2014. №1.
  2. Богданов И.В. Методика расчета суммарного объема знаний // Инновации в образовании. 2006. № 5. С. 24.
  3. Волкова И.Е. Качество высшего образования в информационном обществе // Открытое образование. 2009. № 2.
  4. Епишева О.В. Инновационные процессы в образовании. Тюмень. 2010.
  5. Здерева Г.В. Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории в вузе // Вестник Гуманитарного института. 2007. № 1.
  6. Овчаренко В.А. Дистанционное обучение и современные подходы преподавания истории в вузе: вызовы и ответы // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 3.
Список литературы