Актуальным для современного образования является стремление обеспечить высокую эффективность образовательных систем, как в школе, так и в вузовской образовательной среде. В сегодняшнем образовательном процессе широко используемыми являются термины: «инновации в образовании», «модернизация образования». Вопрос сохранения накопленных позитивных традиций внедрения инноваций, не утратив традиционное является нужным и щепетильным моментом в развитии системы образования сегодня.
Абсолютно бесспорным для нашего времени является выход на инновационное образование, способное к саморазвитию, с возможным созданием условий для полноценного развития, как учащихся, так и учителей.
На современном этапе для формирования конкурентноспособного специалиста необходимо внедрить практические компетенции, что характерно в мировом, глобальном масштабе в отличие от традиционной цели, где важно было дать обучающимся определенные знания. Сегодня учащийся (или студент) является не пассивным слушателем и приемником знаний, а активно участвует в обучении, умеет работать в группах и в команде. Современный студент в результате всего вышеперечисленного способен к глубокому пониманию получаемых знаний, высокому восприятию своих способностей.
Современной образовательной системе характерно стремление перейти на новую ступень информационного пространства стремясь сохранить российские традиции системы образования. Становится очевидными изменения подхода к процессу обучения в современном обществе, очевиден и тот факт, что необходимо отойти от обучения как заучивания фактов, мы понимаем важность научить детей добывать, понимать, применять информацию. Конечно же, для этого нужно подготовить новые учебники для учеников и пособия для учителей, так же как и необходимо подготовить педагогические работники.
С реальными инновациями с позитивным содержанием дающие положительный эффект определиться достаточно трудно, трудно выбрать «продуктивные инновация». Должно быть понимание того, что продуктивными инновациями, по нашим наблюдениям являются те, которые в комплексе приносят реальную практическую пользу - как индивидуальную, так и общественную. По этому поводу в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» инновационная деятельность в системе образования характеризуется как деятельность, ориентированная на «совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования» [3, с.146]. Тут также отмечается об определяющем факторе инновационности высшего образования сегодня – это качество предоставляемого высшими учебными заведениями образования, о комплексной характеристике образовательной деятельности и подготовки обучающегося.
Сегодня в России инновационное развитие в сфере высшего образования стоит перед выбором между традиционной и вполне эффективной педагогической системой и внедрением инновационных технологий, требующие современность для поддержания уровня конкурентоспособности нашего государства на рынке мирового образования.
В реальной практике основной сферой инноваций в образовании становятся активное использование современных методов и средств обучения, основанных на информационных технологиях, сохраняя суть образования – сохранения и передачи знаний, с меняющимся формами и средствами передачи знаний.
Конечно же, не стоит отрицать инновации в образовании, но необходимо учитывать национальную аутентичность российского образования, методы и традиции, обеспечивавшие высокое качество нашего образования многие годы, нынче надо стремиться грамотно сочетать российские традиции с использованием эффективных западных наработок что возможно, весьма полезно и продуктивно.
Сегодня трудно спорить с тем, что внедрение инноваций становится основным путем повышения эффективности, буквально во всех странах стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств. Здесь очень важно предусмотреть правильная профориентационная работа и переподготовка, правильное применение новых технических средств, новых форм и методов преподавания, новый подход к процессу обучения.
Для современного человека инновационная образовательная среда – это высокий уровень инновационной культуры, комплексный процесс создания, распространения и использования нового для формирования инновационного мышления и инновационной культуры [2, с.305]. Цель такой деятельности в системе образования является формирование человека с развитым инновационным мышлением, который находится в состоянии инновационного движения и реформирования.
В инновационной образовательной среде у современных студентов свободный в выбор жизненных позиций, взглядов, убеждений формирующиеся в среде массированного воздействия в информационном обществе. В таких условиях с отсутствием жизненного опыта они не всегда могут реально оценить достоверность информации из различных источников, поэтому воспитательная функция образования будет состоять в том, чтобы научить студентов самостоятельно ориентироваться в вопросах, с которыми им приходится сталкиваться во время обучения, принимать осознанно решения, основываясь на достоверность.
В связи с этим, воспитательный процесс становится процессом обучения молодых людей умению ориентироваться в быстроменяющемся мире, воспринимать и анализировать информацию, умению отличить достоверные данные от «фейковых». Это все имеет непосредственное отношение к развитию российской образовательной системы [1, с.106]. Таким образом, надо понимать неизбежность внедрения инноваций с сохранением позитивного из традиции и это становится современной тенденцией в развитии российского высшего образования, сегодня актуально понимание того, что образование дает молодежи как знания, так и умение их использовать в процессе социальной адаптации.
Итак, из всего вышесказанного следует, что в образовательном процессе все старое (методы, формы, подходы к образованию) когда-то было новым и инновационным, только теперь его называют традиционным. Следует вывод о том, что не стремясь внедрять инновации мы не получим традиций, в учебном процессе сегодня необходимо безошибочное соотношение традиций и инноваций.