Главная
АИ #48 (75)
Статьи журнала АИ #48 (75)
Традиции и инновации в образовании сегодня

Традиции и инновации в образовании сегодня

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

традиция
инновация
инновационное мышление
информационные технология
образовательная система
образование

Аннотация статьи

Статья посвящена традициям и инновациям в вузовском историческом образовании, отмечается актуальность обозначенной темы, при котором меняется методология реализации совершенствования системы высшего образования в период его инновационной модернизации.

Текст статьи

Актуальным для современного образования является стремление обеспечить высокую эффективность образовательных систем, как в школе, так и в вузовской образовательной среде. В сегодняшнем образовательном процессе широко используемыми являются термины: «инновации в образовании», «модернизация образования». Вопрос сохранения накопленных позитивных традиций внедрения инноваций, не утратив традиционное является нужным и щепетильным моментом в развитии системы образования сегодня.

Абсолютно бесспорным для нашего времени является выход на инновационное образование, способное к саморазвитию, с возможным созданием условий для полноценного развития, как учащихся, так и учителей.

На современном этапе для формирования конкурентноспособного специалиста необходимо внедрить практические компетенции, что характерно в мировом, глобальном масштабе в отличие от традиционной цели, где важно было дать обучающимся определенные знания. Сегодня учащийся (или студент) является не пассивным слушателем и приемником знаний, а активно участвует в обучении, умеет работать в группах и в команде. Современный студент в результате всего вышеперечисленного способен к глубокому пониманию получаемых знаний, высокому восприятию своих способностей.

Современной образовательной системе характерно стремление перейти на новую ступень информационного пространства стремясь сохранить российские традиции системы образования. Становится очевидными изменения подхода к процессу обучения в современном обществе, очевиден и тот факт, что необходимо отойти от обучения как заучивания фактов, мы понимаем важность научить детей добывать, понимать, применять информацию. Конечно же, для этого нужно подготовить новые учебники для учеников и пособия для учителей, так же как и необходимо подготовить педагогические работники.

С реальными инновациями с позитивным содержанием дающие положительный эффект определиться достаточно трудно, трудно выбрать «продуктивные инновация». Должно быть понимание того, что продуктивными инновациями, по нашим наблюдениям являются те, которые в комплексе приносят реальную практическую пользу - как индивидуальную, так и общественную. По этому поводу в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» инновационная деятельность в системе образования характеризуется как деятельность, ориентированная на «совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования» [3, с.146]. Тут также отмечается об определяющем факторе инновационности высшего образования сегодня – это качество предоставляемого высшими учебными заведениями образования, о комплексной характеристике образовательной деятельности и подготовки обучающегося.

Сегодня в России инновационное развитие в сфере высшего образования стоит перед выбором между традиционной и вполне эффективной педагогической системой и внедрением инновационных технологий, требующие современность для поддержания уровня конкурентоспособности нашего государства на рынке мирового образования.

В реальной практике основной сферой инноваций в образовании становятся активное использование современных методов и средств обучения, основанных на информационных технологиях, сохраняя суть образования – сохранения и передачи знаний, с меняющимся формами и средствами передачи знаний.

Конечно же, не стоит отрицать инновации в образовании, но необходимо учитывать национальную аутентичность российского образования, методы и традиции, обеспечивавшие высокое качество нашего образования многие годы, нынче надо стремиться грамотно сочетать российские традиции с использованием эффективных западных наработок что возможно, весьма полезно и продуктивно.

Сегодня трудно спорить с тем, что внедрение инноваций становится основным путем повышения эффективности, буквально во всех странах стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств. Здесь очень важно предусмотреть правильная профориентационная работа и переподготовка, правильное применение новых технических средств, новых форм и методов преподавания, новый подход к процессу обучения.

Для современного человека инновационная образовательная среда – это высокий уровень инновационной культуры, комплексный процесс создания, распространения и использования нового для формирования инновационного мышления и инновационной культуры [2, с.305]. Цель такой деятельности в системе образования является формирование человека с развитым инновационным мышлением, который находится в состоянии инновационного движения и реформирования.

В инновационной образовательной среде у современных студентов свободный в выбор жизненных позиций, взглядов, убеждений формирующиеся в среде массированного воздействия в информационном обществе. В таких условиях с отсутствием жизненного опыта они не всегда могут реально оценить достоверность информации из различных источников, поэтому воспитательная функция образования будет состоять в том, чтобы научить студентов самостоятельно ориентироваться в вопросах, с которыми им приходится сталкиваться во время обучения, принимать осознанно решения, основываясь на достоверность.

В связи с этим, воспитательный процесс становится процессом обучения молодых людей умению ориентироваться в быстроменяющемся мире, воспринимать и анализировать информацию, умению отличить достоверные данные от «фейковых». Это все имеет непосредственное отношение к развитию российской образовательной системы [1, с.106]. Таким образом, надо понимать неизбежность внедрения инноваций с сохранением позитивного из традиции и это становится современной тенденцией в развитии российского высшего образования, сегодня актуально понимание того, что образование дает молодежи как знания, так и умение их использовать в процессе социальной адаптации.

Итак, из всего вышесказанного следует, что в образовательном процессе все старое (методы, формы, подходы к образованию) когда-то было новым и инновационным, только теперь его называют традиционным. Следует вывод о том, что не стремясь внедрять инновации мы не получим традиций, в учебном процессе сегодня необходимо безошибочное соотношение традиций и инноваций.

Список литературы

  1. Багаутдинова А.Ш., Клещева И.В. Инновационные образовательные технологии в высшем образовании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. №1.
  2. Овчаренко В.А. Дистанционное обучение и современные подходы преподавания истории в вузе: вызовы и ответы // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 3.
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). // Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 10.10.2021).

Поделиться

3479

Адалова З. Д., Абдулвагабов М. М. Традиции и инновации в образовании сегодня // Актуальные исследования. 2021. №48 (75). Ч.II.С. 45-47. URL: https://apni.ru/article/3303-traditsii-i-innovatsii-v-obrazovanii-segodnya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря