научный журнал «Актуальные исследования» #48 (75), декабрь '21

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрена роль дидактических игр и упражнений в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Показано значение систематической работы с детьми по развитию пространственных представлений на игровом материале.

Аннотация статьи
дидактическая игра
игровая задача
пространственные представления
ориентировка в пространстве
игровая деятельность
Ключевые слова

Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Детей необходимо научить ориентироваться в пространстве, так как адекватное воспитание пространственных свойств, предметов и отношений между ними – важное условие познания окружающего мира. Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является одной из причин, вызывающих затруднения при обучении чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям. Дидактические игры по ориентировке в пространстве рассматриваются нами как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей.

Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина и другие.

Обучение пространственной ориентировке – процесс многоуровневый и связан с развитием и совершенствованием интегративных процессов, умением и возможностью целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство, анализировать его, используя как конкретные, индивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие пространство.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создаётся взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактических задач.

Главная цель любой дидактической игры – обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой.

Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Дидактические игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и так далее.

Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.

Вопросами теории и практики использования дидактических игр занимались, как зарубежные (Ф.Фребель, Д.Дьюи, О.Декроли и др.), так и отечественные педагоги (Блонский П.П., Венгер Л.А., Михайлова З.А., Сикорский И.А., Тихеева Е.И. и многие другие).

Изучая методические приемы формирования у детей пространственных представлений, надо обратить внимание на роль игровых, занимательных упражнений с использованием дидактического материала (Т.А. Мусейибова).

Анализ имеющейся научно-методической литературы позволяет выделить несколько групп таких игр и упражнений.

I группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.

II группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.

III группа. Дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.

IV группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости, например, на листе бумаги. Некоторые авторы (В.Г. Нечаева, О.И. Галкина, Н.А. Сенкевич и др.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста так называемых «зрительных диктантов».

V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии ив речи самих детей.

Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования. Игра станет средством воспитания, при условии ее включения в целостный педагогический процесс. Руководя игровой деятельностью детей, организуя их жизнь в игре, педагог оказывает воздействие на все стороны развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение.

Так как ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, то занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».

Благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность, а вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства.

В ходе игр осуществляется личностное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

Таким образом, приобщение детей к изучению пространственных представлений в игровой и занимательной форме может помочь ребенку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.

Систематическое использование специальных дидактических игр играет огромную роль в пробуждении у детей дошкольного возраста интереса к знаниям, совершенствовании познавательной деятельности, в общем умственном развитии.

Текст статьи
  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Изд. 5-е, испр. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
  2. Семаго, Н. Я. Формирование представлений о схеме тела: демонстрационный материал / Н. Я. Семаго. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 154 с.
  3. Семаго, Н. Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений: демонстрационный материал / Н. Я. Семаго. – М. : Айрис-пресс, 2007 – 175 с.
  4. Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников / Ю.Ф.Гаркуша. М.: Научно-практический центр “Коррекция”, 1992. – 63 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября