Создание условий в ДОО для развития физических и психических качеств двигательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены возможные подходы к организации двигательно-игровой деятельности, содействующие развитию психических процессов дошкольника и помогающие открывать у ребёнка возможности для его позитивной социализации и личностного развития.

Аннотация статьи
подвижная игра
личность
психические качества
ребёнок
Ключевые слова

«...Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни»
П.Ф. Лесгафт

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного образования и воспитания, и основой этой деятельности является позитивная социализация и индивидуализация, развития личности ребенка дошкольного возраста. Требования, выдвигаемые ФГОС ДО, нацеливают педагога на поиск качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, а также организацию всего образовательного процесса.

Обеспечить субъективную позицию ребёнка, постоянный рост его самостоятельности и инициативности возможно за счет развивающего, мотивированного, увлекательного, проблемно-игрового обучения. В этой связи особое значение приобретает мотивация, способствующая развитию интереса к познанию или какой-либо деятельности, помогающая создать условия увлеченности, умственного напряжения и направить усилия ребёнка на осознанное освоение и приобретение нового опыта.

Основная деятельность дошкольника – игра. Она способствует развитию способностей и формированию интеллекта, помогает ребёнку осознать самого себя в этом мире, а также выстроить системы взаимосвязей. Особое влияние на формирование личностных качеств и на нервно-психическое развитие ребёнка оказывают подвижные игры и разнообразные формы двигательно-игровых упражнений. Они способствуют формированию умения самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановке, вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы, волю, сообразительность, смелость, быстроту реакций и др. Совместные игровые действия сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Двигательно-игровые упражнения и подвижные игры повышают пластичность нервной системы и создают возможность успешного протекания всех психических процессов. Так сенсорные способности связаны с таким психическим процессом, как восприятие, а двигательно-игровое задание включают не только усвоение эталонов сенсорных способностей, но и действий по их использованию. Познавательные способности в тесной связи с мышлением, которое всегда предполагает решение какой-либо задачи. А это означает что, прежде всего, необходимость соотнести предлагаемую цель движения с условиями выполнения.

В двигательно-игровом действии интенсивно развиваются творческие способности, которые связаны непосредственно с таким психическим процессом, как воображение. Воображение раздвигает рамки действительности, так как ставит перед ребёнком задачу создать новые воображаемые образы, отталкиваясь от какого-нибудь реального или знакомого элемента. Взаимосвязь двигательной деятельности и психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия) раскрыта в работах многих ученых: Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна, А.В. Запорожеца, В.Т. Кудрявцева, Э.А. Колидзей, А.С.Дворкина, Ю.К. Чернышенко, Н.Т.Тереховой и др.).

ФГОС ДО нацеливает нас, на создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, содействуя формированию предпосылок учебной деятельности, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности ребёнка, формирования. Поэтому одним из основных приемов педагогической деятельности, направленной на развитие личности ребёнка, является взаимопроникновение различной деятельности. Такой вид взаимосвязи может охватывать направления двигательного, познавательного, социального развития и игру, так как он осуществляется на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (восприятие, образное мышление, воображение, память и внимание, а также эмоциональное отношение к деятельности). При этом повышается интерес детей к выполняемым упражнениям и активизации познавательной деятельности.

Пример взаимосвязи игровой и познавательной деятельности, способствующей развитию всех психических процессов:

Игра

Тема

Связь с образовательной областью «Познавательное развитие»

«Построй кружок» – дети двигаются по всей площадке.

По сигналу образуют круг.

Мой дом, мой город, моя страна, моя планета

«Кто здесь живет?» - группировка по заданному предметно образцу или словесно

Урожай

«Овощной хоровод» – задать количество овощей в корзинке

Животный мир

«Лесные жители» – около синего обруча встречаются обитатели водоемов, у зеленого – животные, у красного – насекомые.

Транспорт

«Путешествие» - кто на самолете, теплоходе, поезде и т.д.

Город мастеров

«Дело мастера боится» – объединиться по профессиональным предметам

Маленькие исследователи

«Времена года»-объединиться

месяцам по цвету и вспомнить поговорку или пословицу

Миром правит доброта

«Кто поможет Маше?» (у детей в руках разноцветные мячики – это «сами придумайте что», после сигнала их надо сгруппировать, например – в красный обруч положить все, кроме красного мяча и т. п.)

Встречаем птиц

«По домикам» - (красный обруч – домашние птицы, желтый обруч – лесные птицы, синий обруч – водоплавающие и т.п.)

До свидания детский сад. Здравствуй, школа.

«Ты кто?» (дети выбирают карточки с картинками по заданной теме) – находить общее (например, олень и заяц – травоядные)

Созданная игровая ситуация определяет «программу» игровых действий.

При этом учитываем следующие условия:

  1. Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
  2. Разнообразная интеллектуальная и двигательная деятельность должна способствовать формированию положительной самооценки ребёнка и вселять уверенность в его собственные возможности и способности.
  3. Необходимо стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу развития инициативности и самостоятельности, постоянно менять форму вопросов и заданий.
  4. Построение двигательно-игровой деятельности, ориентированной на интересы и возможности каждого ребёнка усложнённые, но посильные и учитывающие социальную ситуацию его развития.
  5. Возможность выбора детьми игровых предметов, участников совместной подвижной деятельности, потому что чем больше новый материал связан с уже имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интереснее для него.
  6. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми с учетом, соответствующих их возрастным и индивидуальным, медицинским и психическим особенностям.
  7. Эмоциональность и профессионализм педагога, помогающие открывать у ребёнка возможности для его позитивной социализации и личностного развития.

Двигательно-игровая деятельность, проводимая в данном ключе, позволяет решить сразу несколько задач: повысить познавательную активность и работоспособность детей; помогает ребёнку проявить инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способствует взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умению договариваться и разрешать конфликты, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Текст статьи
  1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н, Марченко Т.И., Пронина Е.И. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник. М.: АРКТИ, 2001. - 208 с.
  2. Валлон А. Психическое развитие ребёнка / А.Валлон. - СПб.: Питер, 2001. - 208с.
  3. Дворкина Н.И. Взаимосвязь, силовых и психических качеств дошкольников 3-6 лет / Н.И.Дворкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №4. С.7-11.
  4. Дворкина Н.И., Трофимова О.С. Интегративное развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольников, / Материалы научно- практической конференции 1V всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России», Том 3, М. - 2008. - С. 242-245.
  5. Запорожец А.В. Психология действия / А.В.Запорожец. - Мл Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.
  6. Чернышенко Ю.К., JI.C. Дворкин. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. Краснодар, 1997.-322 с.
  7. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. – М.: Академия. - 1999.-278с.
  8. http://schools.keldysh.ru/labmro – Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
Список литературы