Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассмотрена роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аннотация статьи
словесные игры
дидактическая игра
настольно-печатные игры
игра
Ключевые слова

 «Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский

 В связи с особенностями развития детей с задержкой психического развития, они особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Учёные, исследующие особенности развития детей с задержкой психического развития, в первую очередь отмечают у них отсутствия интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности. Значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры.

Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как учителем-дефектологом, так и воспитателем. Игра включается также в музыкальное занятие, является одним из занимательных элементов на прогулке.

Важным в психическом развитии ребёнка, является формирование мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления, наглядно-образного, но и закладываются основы логического мышления, способность к анализу, синтезу. Формируя у детей целостное восприятие предметов, их свойств и отношений, необходимо одновременно развивать представления, которые могут быть вызваны в памяти ребёнка и в отсутствии самих предметов. Это одна из важнейших задач наглядно-образного мышления. Таким образом сенсорное воспитание ребёнка смыкается с формированием его мышления, ложится в основу наглядно-образного мышления.

Развитие восприятие, оказывается очередным этапом обобщения, подводит детей к классификации, основанной на выделении существенного признака. Кроме этого происходит упорядочивание и систематизация свойств и отношений предметов, которые лежат в основу сериации.

В связи с особенностями развития дети с ограниченными возможностями здоровья в еще большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого, и дидактическая игра является одной из основных форм обучения, способом познания окружающего мира таких детей.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

Дидактические игры способствуют:

  • развитию речи детей: пополнению и активизации словаря:
  • социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребёнок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
  • развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

Классификация дидактических игр:

  • словесные игры;
  • игры по сенсорному воспитанию;
  • игры по ознакомлению с природой;
  • по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

  • настольно-печатные игры;
  • игры с дидактическими игрушками;
  • словесные игры;
  • псевдосюжетные игры.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  • игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания;
  • игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;
  • игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним;
  • игры, включающие элементы поиска и творчества.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности:

  • игры-путешествия;
  • игры-поручения;
  • игры-предположения;
  • игры-загадки;
  • игры-беседы (игры-диалоги).

Игра, как сложное и интересное явление, привлекает внимание всех воспитанников. Игра – это самовыражение ребенка, способ его совершенствования. Игра повышает интерес воспитанников к учебным занятиям, стимулирует познавательную активность. В процессе игры активно работают его воображение, память, мышление, усиливаются его эмоции.

Таким образом, игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.

Текст статьи
  1. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Издательство: Педагогическое общество России, 2008 год.
  2. Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребёнком. Сборник научно-методических материалов. Под редакцией А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. – М.: «Федеральный институт развития образования», 2013. - 275с.
  3. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детям с проблемами интеллектуального развития». Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001г.
  4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 512 с.
  5. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. Книга для педагогов и родителей. Санкт-Петербург, 1998 г.
Список литературы