В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни нашего общества, одним из главных направлений в педагогической работе с дошкольниками является патриотическое воспитание. Мы часто слышим, что в непростое для России время понятие патриотизма было утрачено, Всё чаще возникает необходимость возвращаться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Понятие патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется у малыша постепенно: сначала – это любовь к ближним, детскому саду, улице, на которой живёшь, родному городу, родным и близким местам, родной стране, её природе и всему живому, а также уважения к людям, к труду взрослых.
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, одними из отличительных особенностей которой являются патриотическая направленность и нравственное воспитание, поддержка традиционных ценностей. В данной программе большое внимание уделяется воспитанию чувств патриотизма, любви к Родине, уверенности в том, что Россия – большая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим, на воспитание традиционных ценностей: любви к родителям и близким людям, заботу о пожилых людях, помощь малышам, в своих поступках следовать положительному примеру.
Одним из средств, которое способно развивать чувство нравственности и патриотизма, является предметно-пространственная среда. Педагогически грамотная организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои способности и силы, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, следовать своему индивидуальному пути развития.
В группе среда изменяется в соответствии с тематическим планированием. У нас имеется уголок патриотического и нравственного воспитания, куда воспитатели вносят материал в соответствии с темой периода. Так, например, при освоении воспитанниками темы «Мой город. Моя страна» в уголок вносятся альбомы «Мое село Айдар», «Мой край Белгородчина», «Улица, на которой я живу», книги и энциклопедии «Моя Родина – Россия», «Города России», «Москва – столица нашей Родины» и другие. При освоении темы «Международный женский день» уголок пополняется книгами о маме, бабушке, организуются фотовыставки «Моя мама», «Спасибо» маме говорим», с помощью родителей собираются альбомы «Мама – солнышко моё», «Профессии наших мам», организуется выставка «Говорят, у мамы руки золотые…». Работая над темой «День защитника Отечества», мы организуем выставку книг военной тематики, готовим атрибуты для сюжетно-ролевых и режиссёрских игр (солдатские накидки, пилотки, фуражки, погоны, солдатские ремни, панно с изображением погранзаставы, неба с самолётами, море с кораблями). В период работы над темой «День Победы» в группе организуем мини-музей, где размещаем атрибуты военной тематики, фотографии дедушек и прадедушек, воевавших на Великой Отечественной войне, альбомы о своих близких людях.
Большое участие в организации предметно-пространственной среды принимают родители. Они помогают в составлении альбомов, изготовлении дидактических игр и пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых и режиссёрских игр, участвуют в совместных мероприятиях, таких как мастер-классы, родительские собрания, спортивные и музыкальные мероприятия. В индивидуальных беседах мы даём рекомендации родителям по домашнему чтению по теме «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников».
Работа по формированию нравственно-патриотических качеств ведётся в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре: в течении учебного года и летнего оздоровительного периодов организуются различные мероприятия: досуги, праздники и развлечения, специалисты дают рекомендации по организации предметно-пространственной среды в группе.
Социальный опыт детей переноситься на игру. Экскурсии по улицам нашего города, в музей, в библиотеку, в воинскую часть, учреждения социального назначения (парикмахерскую, магазин, почту) предполагают гибкое изменение предметно-пространственной среды, внесение атрибутов и пособий для использования их в игровой и самостоятельной деятельности.
При организации предметно-пространственной среды мы стараемся соблюдать принципы в соответствии с ФГОС ДО : содержательность и насыщенность, трансформируемость (возможность изменить среду в зависимости от целей и задач), полифункциональность (возможность разнообразного использования атрибутов и пособий, игрушек), доступность и безопасность (все игры, пособия, дидактический игровой материал должен быть доступен ребёнку, находился не выше уровня его роста и соответствовал требованиям СаНПиНов и противопожарной безопасности).
Таким образом, предметно-пространственная среда является важным средством при формировании нравственно-патриотических качеств дошкольников.