научный журнал «Актуальные исследования» #48 (75), декабрь '21

Информационное моделирование процесса внедрения комплексного решения эффективного управления сетями в Российской Федерации

В статье рассматривается решение проблемы по использованию устойчивого, безопасного и независимого функционирования российского сегмента сети "Интернет". Решение этой задачи необходимо для разработки специальных компонентов, обеспечивающих эффективное управление сетями Интернет в РФ.

Аннотация статьи
информационные технологии
телекоммуникации
интернет
сети связи Российской Федерации
спутниковая связь
эффективное управление сетями
Ключевые слова

Огромная часть территории РФ находится вне зоны действия вышек сотовых операторов и сетей провайдеров широкополосного доступа в Интернет. А значит услуги, ставшие в городах обыденными, за пределами областных центров могут быть недоступны. Как сделать, чтобы сигнал, связывающий человека с внешним миром, доходил до всех уголков страны и каждого пользователя в отдельности? Как решить проблему цифрового неравенства, чтобы житель, например, Крайнего Севера имел возможность пользоваться пакетом современных коммуникационных услуг? Как оперативно получать спутниковые снимки любой точки страны и мира для решения самых разнообразных задач? Как реализовать возможности искусственного интеллекта не в отдельно взятом мегаполисе, а по всей стране?

Идея объединить в единую программу разнородные услуги, в основе которых лежат возможности космической связи, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и навигации, была высказана группой российских специалистов несколько лет назад. Все предыдущие попытки привести разные системы к единому знаменателю оказывались, по сути, либо несвоевременными, либо оторванными от реальных потребностей. В последние же годы актуальность проекта стала очевидна всем, кто наблюдает за технологическими трендами и динамикой развития страны. При этом анализ мирового опыта привел к выводу, что идти по стопам конкурентов нет резона, нужны свежие подходы и предложения.

Система управления качеством связи представляет собой ориентированную на решение задач управления качеством связи совокупность деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, операторов связи и абонентов (пользователей), используемых информационных систем, методов и средств управления, а также единых организационных, методологических и технологических механизмов.

Обеспечение качества связи является ключевым этапом, на котором реализуются мероприятия по обеспечению качества связи на запланированном операторами уровне.

На этом этапе операторы осуществляют строительство своих сетей связи в соответствие с планами их развития и модернизации и эксплуатируют их, добиваясь обеспечения запланированного качества услуг связи и выполнения лицензионных требований. На этом же этапе операторами реализуются мероприятия по улучшению качества услуг связи, разработанные на основе анализа жалоб абонентов.

Минкомсвязь России организует проведение необходимых научно-исследовательских работ, разрабатывает в пределах своей компетенции проекты нормативных правовых актов и других официальных документов, необходимых для обеспечения надлежащего качества связи.

Россвязь организует систему сертификации в области связи, распределяет ресурс нумерации, заключает договора на оказание универсальных услуг связи предписанного качества.

Роскомнадзор обеспечивает качество связи своей контрольно-надзорной деятельностью за соблюдением установленных требований в сфере отраслевого технического регулирования и за соблюдением условий использования радиочастотного спектра и обеспечением электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств.

Результаты оценки качества связи должны подвергаться анализу с целью выявления причин и принятия решений, направленных на улучшение качества связи. При этом должны выявляться причины неудовлетворительного качества при оказании услуг связи, места и территории, на которых абоненты не довольны качеством связи, анализироваться факторы, влияющие на удовлетворенность абонентов, в том числе, выбранное ими пользовательское (оконечное) оборудование и тарифы на услуги связи, загруженность и удаленность серверов поставщиков информационных услуг и т.п.

При работе с жалобами операторы связи должны производить анализ всех жалоб на качество связи с целью выявления обоснованных претензий. При анализе жалоб, поступающих в уполномоченные государственные органы, целесообразно уделять повышенное внимание претензиям, которые ранее были рассмотрены, но не разрешены оператором связи. Статистика таких повторных жалоб отражает качество работы оператора с претензиями абонентов.

По результатам анализа абонентами услуг связи могут приниматься следующие решения:

  • об изменении используемого тарифного плана, номенклатуры потребляемых услуг связи;
  • о смене оператора связи – текущего поставщика услуг связи;
  • об изменении настроек применяемого пользовательского (оконечного) оборудования, в том числе и в соответствии с рекомендациями оператора связи – поставщика услуг о смене применяемого пользовательского (оконечного) оборудования;
  • об участии в системе оценки качества услуг связи с применением программного обеспечения, устанавливаемого на пользовательском оборудовании для этих целей;
  • о направлении установленным порядком жалобы оператору связи – поставщику услуг или в орган государственной власти на качество полученных услуг связи.

По результатам анализа операторами связи могут приниматься следующие возможные решения:

  • об изменении целей по качеству связи;
  • о коррекции планов развития и эксплуатации сетей связи с целью улучшения качества сети связи и качества услуг связи;
  • об изменении методик и объема эксплуатационного мониторинга;
  • об изменении тарифов и тарифной политики, состава предлагаемых услуг связи;
  • о выдаче абонентам рекомендаций по использованию абонентского оборудования и прикладного программного обеспечения с целью сокращения использования абонентами оборудования и приложений, оказывающих негативное влияние на воспринимаемое качество услуг связи.

По результатам анализа уполномоченными государственными органами могут приниматься возможные решения о:

  • снижении административных барьеров для операторской деятельности;
  • конверсии в проблемных диапазонах частот и упрощении получения частотных присвоений, о развитии принципов обеспечения технологической нейтральности использования радиочастотного спектра;
  • проведении мероприятий, направленных на формирование обоснованных ожиданий абонентов по качеству услуг с учетом соотношения цена и качество;
  • изменении нормативных требований к функционированию сетей связи и к абонентскому оборудованию;
  • совершенствовании и развитии системы управления качеством связи, нормативного регулирования качества связи.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут приниматься возможные решения по:

  • упрощению разрешительных процедур при строительстве сооружений связи;
  • упрощению разрешительных процедур при размещении сооружений, линий и средств связи на существующих инфраструктурных объектах (включая канализацию связи) с учетом права собственности на такие объекты и недискриминационного порядка доступа к ним;
  • уведомительному порядку организации воздушных кабельных переходов линий связи между зданиями (сооружениями).

Информационная система управления качеством связи (далее – ИС УКС) должна обеспечивать возможность:

  1. функционирования на всей территории Российской Федерации;
  2. поэтапность внедрения отдельных модулей;
  3. независимого функционирования от поставщиков услуг связи;
  4. разграничения доступа к информационной системе с соблюдением требуемых мер информационной безопасности и защиты информации;
  5. верификации методов, процедур и результатов оценки качества услуг связи на их соответствие утвержденным методикам;
  6. автоматизации процессов управления качеством услуг связи, в том числе [1, с.90]:
  • проведение тестирования, сбор данных о параметрах и вычисление соответствующих показателей качества связи с привязкой к их географическому местоположению, агрегацию данных и формирование аналитической отчетности;
  • проведение ситуационного и статистического анализа качества услуг связи на основе имеющихся в системе сопоставимых данных;
  • предоставление информации участникам процесса управления качеством в соответствии с ролевой моделью, приведенной в приложении 3;
  • визуализацию процессов управления качеством связи и полученной статистической и аналитической информации в виде соответствующих электронных отчетов;
  • предоставление доступа к информации и средствам оценки в соответствии с установленными соответствующими методиками нормами и правилами;
  • предоставление доступа к информации и средствам оценки в соответствии с установленными соответствующими методиками нормами и правилами;
  • управление фондом алгоритмов и программ, предоставление в пользование программных компонентов для встраивания в сторонние информационные системы, в том числе операторов связи.

ИС УКС создается с учетом уже имеющихся в отрасли информационных систем и реестров, связанных с управлением качеством связи, включая действующие информационные системы мониторинга качества связи Единой сети передачи данных органов государственной власти (соответственно – ЕСПД ОГВ) и инфраструктуры электронного правительства, что должно обеспечить:

  • использование ИС УКС в интересах повышения качества услуг связи для ОГВ;
  • обеспечение эффективности расходования средств бюджета и операторов связи.

ИС УКС должна иметь возможность технической интеграции с информационно-аналитическими системами уполномоченных государственных органов власти в области безопасности, системами мониторинга качества связи ЕСПД ОГВ и инфраструктуры электронного правительства, федеральной инфраструктуры определения местоположения абонента в интересах «Системы-112».

При проектировании и реализации ИС УКС должны соблюдаться установленные законодательством меры обеспечения информационной безопасности и защиты информации.

Средства сбора информации (тестовые сервера) ИС УКС, взаимодействующие с пользовательским (оконечным) оборудованием при оценке качества услуг связи, должны устанавливаться в точках присоединения сетей операторов связи к сети связи общего пользования.

Текст статьи
  1. Звездин, С. В. Мировые информационные ресурсы : учебное пособие / С. В. Звездин. – 3-е изд. – Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2021. – С.132.
  2. Пупков, К. А. Технические средства моделирования (информационно-управляющая среда) : учебное пособие / К. А. Пупков, Т. Г. Крыжановская. – Москва : Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2014. – С.90.
  3. Яковенко, Л. В. Управление проектами информатизации: методическое пособие для магистров по специальности 8.03050201 «Экономическая кибернетика» и бакалавров по специальности 6.030502 «Экономическая кибернетика» / Л. В. Яковенко. – Симферополь : Университет экономики и управления, 2012. – С. 17.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня