Анализ исследовательских ресурсов национального масштаба: целесообразность и эффективность применения на уровне моногорода

Анализ исследовательских ресурсов национального масштаба: целесообразность и эффективность применения на уровне моногорода

Существующие потребности системы органов управления развитием территорий Российской Федерации в актуальной и содержательной информации в части динамики и особенностей регионального социально-экономического развития обусловили реализацию ряда панельных исследовательских проектов мониторинговой направленности. Наиболее представительными проектами в этой области являются разработки АО «ВЦИОМ», АНО «Левада-Центр», ФГБОУ ВО РАНХиГС (Институт социального анализа и прогнозирования). Проведенный в статье анализ позволяет сделать вывод о том, что указанные разработки имеют национальный масштаб и специфику мониторингово-диагностической деятельности, что требует адаптации их базовых методологических и методических аспектов к специфике мониторинга и диагностики социально-экономических процессов конкретно моногородов.

Аннотация статьи
РАНХиГС
Левада-Центр
ВЦИОМ
мониторинг
моногород
Ключевые слова

Недостаточный уровень информационной эффективности и возможности прогнозирования взрывных социальных динамик, характеризующий существующие актуальные подходы к диагностике региональных социально-экономических проблем и ситуаций, требует существенной модернизации имеющегося инструментария мониторинга и исследования региональных и муниципальных проблемных ситуаций и источников их возникновения, особенно в части специфических локаций, уже имевших опыт социальных волнений и потрясений как крайней формы неустойчивости социально-экономических процессов.

К числу таких локаций относятся моногорода, функционально представляющие собой инфраструктуру расселения и социальных услуг в составе территориально-промышленных комплексов как перспективного пространственного формата освоения природно-ресурсного потенциала конкретных территорий. При смене национальной экономической модели и частичной ликвидации принципов полного централизованного планирования, реализации и контроля экономической деятельности моногорода претерпели существенную трансформацию вместе с градообразующими предприятиями, причем значительное число монопрофильных муниципальных образований в настоящее время находятся в «красной зоне», характеризуемой существенными проблемами и нарушениями процессов социально-экономического развития.

Эффективное управление развитием моногородов невозможно без грамотно организованного мониторинга происходящих в них процессов.

С целью информационного обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации в настоящее время реализуется ряд исследовательских проектов мониторинговой направленности, на системной основе осуществляемых АО «ВЦИОМ», АНО «Левада-Центр», ФГБОУ ВО РАНХиГС (Институт социального анализа и прогнозирования).

Исследовательские возможности ВЦИОМ ориентированы на расчет интерпретацию следующих мониторинговых оценок:

– индекса социального самочувствия, рассчитываемого на основе панельного исследования более 1600 респондентов из 146 локаций, представляющих 45 регионов по направлениям удовлетворенности текущими процессами жизнедеятельности, оптимистических ожиданий, материальной позиции, национальной экономической и политической динамики (актуальная на 1-е полугодие оценка социального восприятия экономической и общенациональной динамики представлены на рис. 1 и 2). Отметим, что данные интегрированные индикаторы рассчитываются на основе разницы между позитивными и негативными оценками респондентов, отражая текущий уровень общественного мнения и его динамику, а также «запас прочности»;

Рис. 1. Динамика индекса социального восприятия общеэкономической ситуации в Российской Федерации [2]

Рис. 2. Динамика общего индекса восприятия ситуации в Российской Федерации [2]

– индекса личного и общественного потенциалов социальных выступлений и протестов, отражающего вероятность подобных событий и отношение респондентов к возможности участия в них (рис. 3 и 4 – отметим весьма угрожающую, на наш взгляд, динамику ожиданий почти половиной населения страны социальных выступлений и готовностью более 34% респондентов в них участвовать);

Рис. 3. Динамика российского общественного мнения в отношении возможности социальных выступлений [4]

Рис. 4. Мнения россиян относительно возможности участия в социальных волнениях локального характера [4]

– индекса социальных оценок, направленного на оценивание обшей и личной / семейной экономической ситуации (рис. 5 и 6 отражают весьма интересную динамику социального пессимизма в отношении общеэкономической национальной тенденции на фоне весьма высокой удовлетворенности в личной жизни);

Рис. 5. Дифференцированная оценка общеэкономической ситуации на основе рейтинга социальных оценок [3]

Рис. 6. Оценка личной / семейной экономической ситуации по методологии социальных оценок [3]

– индекса социальных ожиданий, отражающего прогнозы респондентов относительно дальнейшей динамики и амплитуды кризисных социально-экономических явлений (рис. 7).

Рис. 7. Динамика социальных ожиданий и прогнозов россиян в части динамики и амплитуды кризисных социально-экономических явлений [1]

Отметим, что данный индекс весьма приближен по динамике к рис. 5, однако полностью противоречит оценкам личной / семейной ситуации: на фоне ухудшения социального пессимизма в части ближайшего будущего респонденты дали весьма благополучную оценку собственного благосостояния (видимо, применение и методика расчета показателей могут быть в определенной степени усовершенствованы).

На наш взгляд, применение указанных рейтингов имело бы огромную исследовательскую и информационную ценность при формировании и оценивании соответствующей панели респондентов, представляющих конкретные моногорода в составе регионов Российской Федерации (что, видимо, должно стать конкретным направлением деятельности Фонда развития моногородов, который, по нашему мнению, должен вначале создать более-менее содержательное информационно-мониторинговое пространство по исследуемой проблеме, а после этого отмечать реальную, в том числе муниципальную и региональную, народнохозяйственную эффективность реализованных им управленческих усилий).

Мониторинг индекса социальных настроений АНО «Левада-Центр», представляющего собой интегральное обобщение 12 мониторинговых индикаторов, по которым респонденты оценивают текущее состояние домохозяйства, страны в целом, прогнозы личной и государственной динамики, а также согласие с мерами государственного управления представляет собой альтернативный мониторингово-диагностический метод, способный решить прогностические социально-экономические задачи (рис. 8).

Рис. 8. Динамика интегральной оценки социальных настроений [5]

Авторы индекса при характеристике его прогностического функционала отмечают возможность предвидения национальной экономической динамики за несколько месяцев за счет интуиции отобранной панели респондентов (отметим, что процесс формирования выборки респондентов в открытом доступе не приведен, оценить репрезентативность представленной динамики из-за этого обстоятельства весьма затруднительно). Данный подход также может и должен быть апробирован в мониторинге социально-экономической конъюнктуры современных российских моногородов, а его результаты могут быть использованы в качестве обоснования и оценки эффективности конкретных управляющих воздействий.

В соответствии с методикой оценки социального самочувствия, реализуемой Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС на основе волнового панельного исследования выборки национального масштаба в 1600 респондентов, совместная динамика национального и семейного благосостояния в апреле 2019 г. могла быть отражена следующими оценками (рис. 9).

Рис. 9. Оценки населения в части семейной и национальной динамики благосостояния [8, с. 58]

Интересным авторским индикатором является показатель соотношения динамики «трудовая нагрузка / заработная плата» (рис. 10).

Рис. 10. Оценки населения в части динамики трудовой нагрузки и соответствующей ей заработной платы в апреле 2019 г. [8, с. 61]

            При этом прогнозы занятой части населения в части отдельных социально-экономических рисков охарактеризованы в таблице.

Таблица

Наиболее существенные риски, способные снизить качество жизни населения Российской Федерации (апрель 2019 г.) [8, с. 61]

Виды рисков

Доля опрошенных

Риск снижения материальной обеспеченности (динамика материальной обеспеченности негатива, при этом отсутствуют перспективы ее повышения)

25,1

Риск снижения потребления (негативная динамика потребительских возможностей более чем по одному параметру)

41,7

Риск отсутствия запаса прочности (сбережения отсутствуют)

67,3

Кредитный риск (присутствует кредитная нагрузка, при этом погашение кредита вызывает трудности)

31,4

Риск потери занятости (отсутствует уверенность в сохранении рабочего места)

29,4

Интересен полученный исследователями ключевой вывод, ставший возможным по результатам целевого социально-экономического мониторинга: «социологические оценки подтверждают социально-экономические выводы о том, что доходы и материально-имущественное положение населения не меняется, либо меняется слишком незначительно и медленно» [8, с. 61]. С одной стороны, этот вывод обоснован полученными оценками, с другой, – содержит подтверждение объективных количественных тенденций, выявить которые возможно с помощью показателей статистического наблюдения Росстата [7], но не позволяет определить настроения и ожидания локальных групп населения, особенно в проблемных муниципальных образованиях.

Отметим также, что даже масштабные специализированные исследования проблем функционирования и развития моногородов (например, [6]), реализованные в Российской Федерации, оперировали с весьма условным набором мониторинговых показателей, указывая на проведение «300 глубинных интервью со стейкхолдерами 18 моногородов из 13 регионов РФ» [6, с. 4].

В методическом подходе, описывающим процедуру моделирования траектории развития моногородов специализированные процедуры социально-экономического мониторинга не присутствуют, а построение модели муниципального развития может быть обосновано рассмотрением муниципального социально-экономического потенциала (рис. 11).

Рис. 11. Методическая разработка процесса моделирования развития монопрофильного муниципального образования [6]

На наш взгляд, в том числе и отсутствием конкретных муниципальных и региональных мониторинговых программ определяется текущий уровень проблем решения моногородов Российской Федерации и Центрального федерального округа. По сути, муниципальные и региональные власти оперируют интуитивными оценками «экспертов», считающих обоснованным указание в качестве проблемы рост миграций трудоспособного населения вне контекста оценки социально-психологического климата и производительности труда на градообразующем предприятии соответствующего моногорода.

Текст статьи
  1. ВЦИОМ. Индекс социальных ожиданий. URL: https://wciom.ru/news/ratings/indeks_soc _ozhidanij/
  2. ВЦИОМ. Индексы социального самочувствия. URL: https://wciom.ru/news/ratings/indeksy_socialnogo_samochuvstviya/
  3. ВЦИОМ. Индексы социальных оценок. URL: https://wciom.ru/news/ratings/indeksy_ soc_nastroenij/
  4. ВЦИОМ. Протестный потенциал. URL: https://wciom.ru/news/ratings/protestnyj_potencial/
  5. Индекс социальных настроений АНО «Левада-Центр». URL: https://www.levada.ru/obnovlennaya-metodika-izmereniya-indeksa-sotsialnykh-nastroenii-isn/
  6. Моногорода. Перезагрузка. Поиск новых моделей функционирования моногородов России в изменившихся экономических условиях. М., ЦСР, 2013.
  7. Уровень жизни. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#
  8. Финансово-экономические риски, риски в сферах занятости и потребления // Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения 2015 г. – апрель 2019 г. М., ИСАиП РАНХиГС, 2019.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа