Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

В данной статье автор обращает внимание на проблему адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Анализирует механизмы и условия адаптации детей.

Аннотация статьи
социальная ситуация развития
дезадаптация
дети раннего возраста
социум
адаптация
социальная адаптация
Ключевые слова

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения на сегодняшний день приобретает особую значимость и актуальность. Это связано с масштабностью меняющихся социально-экономических условий общества и реформирования образовательного пространства дошкольного учреждения. Такие обстоятельства выдвигают и диктуют новые требования к адаптации детей.

Ребенок, поступающий в дошкольное учреждение в возрасте от 2 до 4 лет, сталкивается с большими изменениями в своей жизни: иной (строгий) распорядок дня, новые требования к поведению, иной стиль общения, новое помещение, таящее в себе множество неизвестного, отсутствие родителей продолжительное время. Эти изменения одновременно обрушиваются на ребенка, создавая стрессовую ситуацию. Оказавшись в ней без посторонней помощи, он может быть подвержен невротическим реакциям: капризам, страхам, отказу от еды и др. Возникновение таких трудностей связано с тем, что ребенок из знакомой ему семейной среды попадает в новую и неизвестную для него среду дошкольного учреждения.

Ребенок должен приспособиться к новой среде дошкольного учреждения, т.е. адаптироваться. Адаптация (приспособление) – это процесс взаимодействия организма со средой. Человек также как и животные приспосабливаются к той или иной среде обитания. Человек так же, как и животные, приспосабливается к проживанию в определенных климатических условиях. Такая адаптация считается биологической. Но, в отличие от братьев наших меньших, человеку приходится адаптироваться к социальным условиям, так как любая социальная ситуация требует от него адекватных форм поведения [3].

В раннем возрасте адаптация сопровождается изменением социальной ситуации развития, непосредственно поступлением ребенка в дошкольное учреждение. Полученный положительный опыт адаптации помогает ребенку подготовиться к школе, во многом адаптироваться еще до поступления в начальную школу, что способствует в дальнейшем успешному развитию личности.

Анализ научной литературы позволяет констатировать, что социальная адаптация дошкольников – это процесс освоения ими новой социальной среды, овладение новыми формами поведения, направленными на построение новых отношений с окружающими и способствующими дальнейшему развитию в данной среде. Весь смысл адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Исследователи выделяют три основных этапа адаптации ребенка к новым социальным условиям, характеризуя их следующим образом.

Первый основной период – период дезадаптации – это выраженные разногласия между привычными стереотипами поведения и новыми поведенческими требованиями непривычной социальной среды. В данном периоде резко выражены изменения в поведении и взаимодействии со сверстниками, с педагогическими работниками; речевая активность меняет свои темпы, меняется деятельность нервной системы.

Второй период – адаптация – ребенок начитает осваивать новую среду, вырабатывая соответствующие формы поведения. На данном этапе постепенно уменьшаются разногласия в деятельности различных систем. У ребенка начинает нормализоваться аппетит, постепенно нормализуется эмоциональное состояние, вследствие чего нормализуются сон, речевая и игровая активность.

Третий период – период адаптированности (или как его еще называют компенсации) – на данном этапе нормализуются все показатели, что свидетельствует о том, что освоение новых социальных условий прошло успешно [1, с.43].

Особое место в отечественной и зарубежной науке занимают исследования, посвященные изучению эмоционального развития дошкольников (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, С.Л. Рубинштейн, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др.). Важными являются исследования (К.Л. Печора) особенностей процесса адаптации детей к изменившимся условиям жизни и деятельности ребенка, при поступлении его в учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив.

Значительное внимание относительно приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в работах современных ученых и исследователей (К.Грош, М.Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). В исследованиях особо отмечается, что индивидуальные особенности детей в сфере общения имеют большое значение в период адаптации дошкольников. Например, есть дети, которые в отрыве от родителей уверенно и легко вступают в новое для них социальное окружение. Другие же менее общительны, боятся взрослых, стесняются, пытаются уединиться, прижимаются к стене, в них вселяет страх незнакомая и непривычная обстановка. Как показывают исследования, опыт общения ребенка с окружающими играет важную роль в адаптации и определяет характер приспособления к новым для него условиям.

Исходя из анализа теоретических позиций и научных положений, на базе МБОУ «Айдарская СОШ им.Б.Г.Кандыбина» проведено исследование, направленное на изучение адаптационных механизмов и условий адаптации дошкольников к детскому саду.

Были использованы следующие методики: Анкета изучения адаптации детей к условиям ДОУ, направленная на изучение таких особенностей, как поведение, настроение, сон-засыпание, аппетит, отношение к высаживанию на горшок, навыки опрятности; нервно-психическое развитие; личность, включающая проявление познавательных потребностей, инициативность в игре, результативность, самостоятельность, социальные связи со взрослыми.

В исследовании приняло участие 16 детей.

Были получены следующие результаты.

Рис.

Дети с легкой адаптацией 28%.

  1. Дети со средней адаптацией 28%.
  2. Дети с тяжелой адаптацией 44%.

Рекомендации для воспитателей:

  • не забывать об индивидуально-психологических особенностях каждого ребенка;
  • относитесь к детям как к своим;
  • способствовать приобщению детей к нравственным и социальным нормам;
  • не забывать наладить контакт с родителями воспитанников;
  • проводить беседы с родителями, знакомить с режимом дня дошкольного учреждения;
  • по возможности посетить семью ребенка, узнайте о его интересах, привычках;
  • проводить родительские собрания до поступления детей в дошкольное учреждение.

Воспитатель дошкольного учреждения в работе должен использовать; анкеты, беседы с родителями и детьми, папки-передвижки, стенды, наглядные материалы и методическую литературу, родительские собрания.

Рекомендации для родителей:

  • любите своего ребенка таким, какой он есть;
  • разговаривайте с ребенком как можно чаще ласковым, одобрительным тоном;
  • никогда не перебивайте ребенка, а внимательно слушайте его;
  • установите четкие и определенные требования к ребенку;
  • не следует ставить перед ребенком много правил;
  • будьте терпеливы, не срывайтесь на ребёнка;
  • читайте ребенку как можно больше, не забывайте обсудить прочитанное;
  • поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
  • не забывайте и не бойтесь чаще хвалить ребенка;
  • поощряйте и способствуйте играм с другими детьми;
  • интересуйтесь успехами и поведением вашего ребенка в детском саду;
  • не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;
  • помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;
  • прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям МБОУ;
  • посещайте родительские собрания.

Следует заметить, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Текст статьи
  1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М: Просвещение, 2005. – 176 с.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
  4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
  5. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 160с.
Список литературы