научный журнал «Актуальные исследования» #48 (75), декабрь '21

Применение средств прикладного творчества в коррекции речи у детей младшего школьного возраста

В статье поднимаются вопросы речевой коррекции у детей младшего школьного возраста. Эффективность логопедической работы в этом направлении может достигаться практическими и наглядными методами прикладного творчества.

Аннотация статьи
развитие
логопедическая работа
речевая коррекция
дети младшего школьного возраста
Ключевые слова

Актуальность исследования связана с нуклонным ростом количества детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Как известно, речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических функций ребенка. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи.

Исследованию проблемы коррекции речи посвящены исследования Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Левиной Р.Е., Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., различных видов, форм и проявлений нарушений речи у младших школьников и детей старшего дошкольного возраста работы Жаренкова Г.М., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др.

При устранении речевых нарушений у детей младшего школьного возраста ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, сказка, потешка т.е. словесные методы. При устранении нарушений речи в начальном школьном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами прикладного творчества.

Еще древнегреческий философ Аристотель в своих работах отмечал роль артикуляции: «губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи». Другой греческий философ Гиппократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Эльконина Д.Б., начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. Традиционно в логопедии при исправлении звукопроизношения, согласно работам Рау Ф.Ф., используются способы вызывания звуков: постановка звуков по подражанию; постановка звуков с помощью имитации действий. Логопедическое воздействие в игровой форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе с детьми начального школьного возраста с нарушением речи.

Цель нашего исследования изучить особенности применения средств прикладного творчества в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушением речи.

Объектом нашего исследования является речевое развитие младших школьников с нарушением речи.

Предмет исследования: особенности применения средств прикладного творчества в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушением речи.

В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

  • Провести анализ современных научных подходов к решению проблемы развития речи младших школьников средствами прикладного творчества.
  • Обобщить значение прикладного творчества в развитии речевой деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
  • Выявить особенности применения средств прикладного творчества в развитии речевой деятельности детей младшего школьного возраста.
  • Провести диагностику уровня сформированности речи у младших школьников с нарушением речи.
  • Разработать программу коррекции речи средствами прикладного творчества для детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
  • Провести анализ эффективности программы.

Гипотеза исследования: прикладное творчество как средство коррекционной логопедической работы с младшими школьниками с нарушением речи, стимулирует речевую активность детей, в части развития:

  • активного словаря;
  • лексико-семантической стороны речи;
  • фонетико-фонематической стороны речи;
  • связной речи.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
  • эмпирические: беседа, интервью; наблюдение; изучение педагогической документации; методы психолого-педагогической диагностики: эксперимент;
  • статистические: математическая и статистическая обработка результатов, полученных в ходе исследования.

Теоретическая значимость результатов нашего исследования состоит в обобщении и систематизации психолого-педагогического исследований по проблеме развития речи представленной в работах Левиной Р.Е., Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф.

Выявлена роль прикладного творчества и его особая значимость для развития речи младшего школьника. Полученные данные об особенностях речевого развития детей младшего школьного возраста расширили и дополнили теоретические представления о развитии речевой сферы детей данного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что представлена программа развития речи средствами прикладного творчества у младших школьников с нарушением речи, выявлены технологические особенности работы с данной категорией детей. По материалам исследования написана и опубликована статья, материалы которой могут быть использованы в практической деятельности специалистами ОУ, а также в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителями-логопедами, дефектологами, специальными психологами в работе по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушением речи.

Выводы теоретического исследования.

Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи младшего школьного возраста. С их помощью можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка, придумывать сказки).

Дети знакомятся с народными сказками, потешками, что позволяет осуществлять интеграцию художественного творчества и художественного слова.

Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой.

Недостаточность развития речи младшего школьника может повлечь за собой глубокие трудности развития и обучения, которые в последующем могут сопровождаться и появлением вторичных нарушений.

Логопеду необходимо начинать свою работу как можно на более ранних этапах развития, до того момента, когда ребенок пойдет в школу.

Применение средств прикладного творчества: лепка из соленого теста, рассказывание сказок, разучивание потешек стимулирует речевую активность детей младшего школьного возраста, в части развития: активного словаря; лексико-семантической стороны речи; фонетико-фонематической стороны речи и связной речи.

В младшем школьном возрасте ребёнок резко меняется: совершенствуются его психофизические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении умениями, навыками и знаниями.

Основой для формирования мотивов учебной деятельности является любознательность и познавательный интерес, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового привычными игровыми методами. В качестве которых выступают методы прикладного творчества: лепка из соленого теста, разучивание и разыгрывание по ролям сказок и потешек. Этот творческий процесс – при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию, что повлечет за собой активное развитие речи. Мастерство воспитательного влияния прикладного творчества, подчёркивал Г. Костюк, лежит в пробуждении и направлении самодвижения, саморазвития, самостоятельной деятельности ребёнка, его познавательной активности, творческой инициативы в решении как жизненных, так и специально созданных взрослым ситуаций. В начальном школьном детстве познавательный интерес возникает и развивается не сам собой, а лишь при условии активного творческого общения со взрослыми.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста.

Содержит подготовительный, основной и заключительный этапы.

В программе использованы русские народные сказки «Теремок», «Колобок», Г.Х. Андерсена – «Дюймовочка» и другие. Для разыгрывания сказок по ролям, дети лепили из соленого теста фигурки животных, расписывали их в разных техниках росписи, для сказок использовались общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим и в совместном творчестве с ребенком частично изменять или дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.

Объем программы составляет 64 часа. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Срок реализации программы 1 год. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 для школьных образовательных организаций.

Анализируя представленные данные звукопроизношения дошкольников с речевыми нарушениями (В.М. Акименко, Р.Е. Левиной) можно сделать выводы о том, что у 100% – 7 детей, участников эксперимента зафиксирована положительная динамика развития звукопроизношения детей.

Показатели диагностики на завершающем этапе у 100% – 7 детей выше среднего уровня по всем показателям, у 2-х – 28% детей показатель соответствует высокому уровню. Полученные данные подтверждают эффективность проведенной коррекционной работы с детьми.

Понимание значений слов средний результат показал 1 ребенок, что составило 14 % – 6 младших школьника (85 %) показали высокий результат, что составило более 40 %.

Звукопроизношение средний результат показали 3 детей, что составило 42 % – 4 младших школьника (57 %) показали высокий результат, что составило 28 %.

Зрительное восприятие – 5 детей 70 % показали средний результат и 2 детей 28 % высокий результат, что составил 28 %.

Слуховое восприятие средний результат показали 4 детей, что составило 57 % - 3 младших школьников (42 %) показали высокий результат, что составило 35%.

Самостоятельная речь – средний результат показали 5 детей, что составило 70 % – 2 младших школьника (30 %) показали высокий результат – 47 %.

Средний показатель развития речевых умений младших школьников составил 4,3 балла был 1,7 балла, повысился на 39,5 %.

Полученные данные подтверждают эффективность проведенной коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста.

Полученные в экспериментальном исследовании результаты были оценены при помощи U-критерия Манна-Уитни, критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака; количественно измеренного. Групповой показатель звукопроизношения у учащихся первого дополнительного класса, набор методик для диагностики звукопроизношения младших школьников с речевыми нарушениями В.М. Акименко, Р.Е. Левиной младших школьников, не имеющих нарушения речи 13,75, младших школьников с нарушения речи – 7,0. Можно констатировать достоверность различий речевых умений младших школьников и наличие статистически значимой разницы в уровнях развития речевых умений на констатирующем и формирующем этапах эксперимента.

Гипотеза исследования: выраженная в предположении о том, что прикладное творчество как средство коррекционной логопедической работы с младшими школьниками с нарушением речи, стимулирует речевую активность детей, в части развития: активного словаря; лексико-семантической стороны речи; фонетико-фонематической стороны речи; связной речи получила свое подтверждение в полном объёме.

Текст статьи
  1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
  3. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике – Ростов н /Д: Феникс 2006.
  4. «Логопед», научно-методический журнал, № 1 – 2008 г.
  5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
  6. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54
  7. Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.
  8. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
  9. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
  10. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49-63.
  11. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
  12. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61-63.
  13. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки – СПб.: КАРО,2001. – 128 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля