Актуальность исследования связана с нуклонным ростом количества детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Как известно, речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических функций ребенка. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи.
Исследованию проблемы коррекции речи посвящены исследования Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Левиной Р.Е., Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., различных видов, форм и проявлений нарушений речи у младших школьников и детей старшего дошкольного возраста работы Жаренкова Г.М., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др.
При устранении речевых нарушений у детей младшего школьного возраста ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.
На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, сказка, потешка т.е. словесные методы. При устранении нарушений речи в начальном школьном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами прикладного творчества.
Еще древнегреческий философ Аристотель в своих работах отмечал роль артикуляции: «губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи». Другой греческий философ Гиппократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Эльконина Д.Б., начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. Традиционно в логопедии при исправлении звукопроизношения, согласно работам Рау Ф.Ф., используются способы вызывания звуков: постановка звуков по подражанию; постановка звуков с помощью имитации действий. Логопедическое воздействие в игровой форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе с детьми начального школьного возраста с нарушением речи.
Цель нашего исследования изучить особенности применения средств прикладного творчества в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушением речи.
Объектом нашего исследования является речевое развитие младших школьников с нарушением речи.
Предмет исследования: особенности применения средств прикладного творчества в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушением речи.
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- Провести анализ современных научных подходов к решению проблемы развития речи младших школьников средствами прикладного творчества.
- Обобщить значение прикладного творчества в развитии речевой деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
- Выявить особенности применения средств прикладного творчества в развитии речевой деятельности детей младшего школьного возраста.
- Провести диагностику уровня сформированности речи у младших школьников с нарушением речи.
- Разработать программу коррекции речи средствами прикладного творчества для детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
- Провести анализ эффективности программы.
Гипотеза исследования: прикладное творчество как средство коррекционной логопедической работы с младшими школьниками с нарушением речи, стимулирует речевую активность детей, в части развития:
- активного словаря;
- лексико-семантической стороны речи;
- фонетико-фонематической стороны речи;
- связной речи.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: беседа, интервью; наблюдение; изучение педагогической документации; методы психолого-педагогической диагностики: эксперимент;
- статистические: математическая и статистическая обработка результатов, полученных в ходе исследования.
Теоретическая значимость результатов нашего исследования состоит в обобщении и систематизации психолого-педагогического исследований по проблеме развития речи представленной в работах Левиной Р.Е., Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф.
Выявлена роль прикладного творчества и его особая значимость для развития речи младшего школьника. Полученные данные об особенностях речевого развития детей младшего школьного возраста расширили и дополнили теоретические представления о развитии речевой сферы детей данного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что представлена программа развития речи средствами прикладного творчества у младших школьников с нарушением речи, выявлены технологические особенности работы с данной категорией детей. По материалам исследования написана и опубликована статья, материалы которой могут быть использованы в практической деятельности специалистами ОУ, а также в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителями-логопедами, дефектологами, специальными психологами в работе по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
Выводы теоретического исследования.
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи младшего школьного возраста. С их помощью можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка, придумывать сказки).
Дети знакомятся с народными сказками, потешками, что позволяет осуществлять интеграцию художественного творчества и художественного слова.
Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой.
Недостаточность развития речи младшего школьника может повлечь за собой глубокие трудности развития и обучения, которые в последующем могут сопровождаться и появлением вторичных нарушений.
Логопеду необходимо начинать свою работу как можно на более ранних этапах развития, до того момента, когда ребенок пойдет в школу.
Применение средств прикладного творчества: лепка из соленого теста, рассказывание сказок, разучивание потешек стимулирует речевую активность детей младшего школьного возраста, в части развития: активного словаря; лексико-семантической стороны речи; фонетико-фонематической стороны речи и связной речи.
В младшем школьном возрасте ребёнок резко меняется: совершенствуются его психофизические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении умениями, навыками и знаниями.
Основой для формирования мотивов учебной деятельности является любознательность и познавательный интерес, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового привычными игровыми методами. В качестве которых выступают методы прикладного творчества: лепка из соленого теста, разучивание и разыгрывание по ролям сказок и потешек. Этот творческий процесс – при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию, что повлечет за собой активное развитие речи. Мастерство воспитательного влияния прикладного творчества, подчёркивал Г. Костюк, лежит в пробуждении и направлении самодвижения, саморазвития, самостоятельной деятельности ребёнка, его познавательной активности, творческой инициативы в решении как жизненных, так и специально созданных взрослым ситуаций. В начальном школьном детстве познавательный интерес возникает и развивается не сам собой, а лишь при условии активного творческого общения со взрослыми.
Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста.
Содержит подготовительный, основной и заключительный этапы.
В программе использованы русские народные сказки «Теремок», «Колобок», Г.Х. Андерсена – «Дюймовочка» и другие. Для разыгрывания сказок по ролям, дети лепили из соленого теста фигурки животных, расписывали их в разных техниках росписи, для сказок использовались общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим и в совместном творчестве с ребенком частично изменять или дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.
Объем программы составляет 64 часа. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Срок реализации программы 1 год. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 для школьных образовательных организаций.
Анализируя представленные данные звукопроизношения дошкольников с речевыми нарушениями (В.М. Акименко, Р.Е. Левиной) можно сделать выводы о том, что у 100% – 7 детей, участников эксперимента зафиксирована положительная динамика развития звукопроизношения детей.
Показатели диагностики на завершающем этапе у 100% – 7 детей выше среднего уровня по всем показателям, у 2-х – 28% детей показатель соответствует высокому уровню. Полученные данные подтверждают эффективность проведенной коррекционной работы с детьми.
Понимание значений слов средний результат показал 1 ребенок, что составило 14 % – 6 младших школьника (85 %) показали высокий результат, что составило более 40 %.
Звукопроизношение средний результат показали 3 детей, что составило 42 % – 4 младших школьника (57 %) показали высокий результат, что составило 28 %.
Зрительное восприятие – 5 детей 70 % показали средний результат и 2 детей 28 % высокий результат, что составил 28 %.
Слуховое восприятие средний результат показали 4 детей, что составило 57 % - 3 младших школьников (42 %) показали высокий результат, что составило 35%.
Самостоятельная речь – средний результат показали 5 детей, что составило 70 % – 2 младших школьника (30 %) показали высокий результат – 47 %.
Средний показатель развития речевых умений младших школьников составил 4,3 балла был 1,7 балла, повысился на 39,5 %.
Полученные данные подтверждают эффективность проведенной коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста.
Полученные в экспериментальном исследовании результаты были оценены при помощи U-критерия Манна-Уитни, критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака; количественно измеренного. Групповой показатель звукопроизношения у учащихся первого дополнительного класса, набор методик для диагностики звукопроизношения младших школьников с речевыми нарушениями В.М. Акименко, Р.Е. Левиной младших школьников, не имеющих нарушения речи 13,75, младших школьников с нарушения речи – 7,0. Можно констатировать достоверность различий речевых умений младших школьников и наличие статистически значимой разницы в уровнях развития речевых умений на констатирующем и формирующем этапах эксперимента.
Гипотеза исследования: выраженная в предположении о том, что прикладное творчество как средство коррекционной логопедической работы с младшими школьниками с нарушением речи, стимулирует речевую активность детей, в части развития: активного словаря; лексико-семантической стороны речи; фонетико-фонематической стороны речи; связной речи получила свое подтверждение в полном объёме.