Современное состояние развития образования в условиях пандемии короновируса необходимость дистанционного обучения, вывели на новый уровень проблемы обучения детей грамоте и родному языку.
Е.Л. Григоренко, К.Н. Поливанова отмечают тревожное положение с показателями грамотности молодежи России, выявляемое по результатам единого государственного экзамена и международных программ оценки качества образовательных результатов. С каждым годом увеличивается количество обучающихся имеющих особые образовательные потребности, в том числе дети с недостатками речи составляют наиболее многочисленную группу в популяции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Т.Н. Волковская, А.Н. Корнев, И.Ю. Левченко, А.В. Семенович, О.Н. Усанова отмечают многообразие форм речевой патологии, которые имеют различную этиологию и симптоматику, обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и качественное изменение логопедического контингента. У многих детей речевая патология имеет недифференцированный, мозаичный характер, и сочетается с недостатками в перцептивной, двигательной, когнитивной и других сферах психической деятельности ребенка.
Исследования А.Г. Арушанова, Е.А. Екжанова, Н.П. Локалова, Л.Г. Парамонова, Т.В. Скребец показали, что у более 55% детей, поступающих в первые классы массовых школ, не завершен дограмматический период усвоения языка; у 60% современных дошкольников есть проблемы в овладении родным языком, в правильности речевых высказываний; более 50% детей дошкольного возраста составляют группу риска в связи с высокой вероятностью возникновения у них в будущем недостатков чтения и письма.
Б.М. Гриншпун определяет дислалию как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По мнению Г.А.Волкова дислалия это расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков, связанное либо с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, либо с неблагоприятными условиями развития речи или с нарушениями фонематического восприятия.
Термин «дислалия» в научное обращение ввел профессор Вильнюсского университета врач И.Франк. Он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии.
Актуальность выбранной нами темы определяется увеличением количество детей с речевыми нарушениями, в частности – механической дислалией. Появление многочисленных работ по данной теме подтверждает наши данные и необходимость изучения темы в дальнейшем.
Цель исследования – выявление особенностей формирования невербальной коммуникации и выявление ее роли в развитии речи детей дошкольного возраста с механической дислалией.
Объект исследования – речевое развитие детей дошкольного возраста с механической дислалией.
Предмет исследования – особенности формирования невербальной коммуникации и выявление ее роли в развитии речи детей дошкольного возраста с механической дислалией.
Задачи исследования:
- Провести анализ научной литературы по теме исследования.
- Проанализировать особенности формирования речи в логопедической работе с детьми с механической дислалией.
- Выявить значимость применения невербальной коммуникации в коррекционной работе по развитию речи детей с механической дислалией.
- Разработать и апробировать программу формирования невербальной коммуникации и развитии речи детей дошкольного возраста с механической дислалией.
- Провести анализ эффективности реализации программы.
В работе применены такие методы исследования, как:
- теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: беседа, интервью; наблюдение; изучение педагогической документации; методы психологической диагностики; эксперимент;
- статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Гипотеза исследования выражена в предположении о том, что уровень сформированности невербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с механической дислалией обусловлен уровнем развития:
- звукопроизношения;
- фонематического восприятия;
- связной речи.
Теоретическая значимость исследования: заключается в систематизации материалов по изучаемой теме. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста, имеющих механическую дислалию, стали предметом научных интересов зарубежных и отечественных ученых: А. Куссмауля, О. Беркана, а позднее в работах Е.С. Боришпольского, Г. Гутцмана, В.Ф. Олтушевского, Т.Н. Волковской, О.Е. Грибовой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой и других.
Содержание теоретической части работы может быть использовано студентами и специалистами логопедами для ознакомления с особенностями речевого развития и логопедической работы с детьми, имеющими нарушение механическую дислалию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована программа формирования невербальной коммуникации и развитии речи детей дошкольного возраста с механической дислалией. Данная программа может быть использована в коррекционной логопедической работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста с механической дислалией.
Подводя итоги теоретической части исследования, можно утверждать следующее:
- механическая дислалия – это нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи, является одним из самых распространенных дефектов речи;
- механическую дислалию относят к междисциплинарным проблемам, требующим междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции (медицинского и педагогического);
- по количеству звуков, нарушающихся при произнесении, дислалии подразделяют на простые, когда отмечается дефектное произнесение одного звука или однородных по артикуляции звуков (до 4-х) и сложные, когда в речи ребенка отмечается свыше пяти дефектных звуков из разных групп: свистящие и соноры;
- полноценная речь ребенка – непременное условие его успешного обучения в школе, поэтому важно устранить дислалию ещё в дошкольном возрасте, до того, как она превратится в сложный, стойкий дефект;
- результате сложной дислалии появляются нарушения фонематического восприятия, которое впоследствии вызывает общее недоразвитие речи, коррекцию дислалии у детей следует начинать с выявления вида нарушения и его причины;
- М.И.Лисина в дошкольном возрасте выделяет четыре этапа развития общения между ребенком и взрослым: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное каждое из которых влияет на качество развития речи;
- все исследователи едины во мнении, что общение в разных формах является основным условием успешного развития речи ребенка дошкольного возраста с механической дислалией;
- уровень сформированности общения, использование невербальной коммуникации в речи детей дошкольного возраста с механической дислалией связан с развитием таких характеристик речи как звукопроизношение, фонематическое восприятие и связная речь.