Автор(-ы):
Осипенко Оксана Владимировна
Телешева Светлана Викторовна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Статья актуализирует вопросы формирования невербальной коммуникации в развитии речи детей дошкольного возраста с механической дислалией.
Текст статьи
Современное состояние развития образования в условиях пандемии короновируса необходимость дистанционного обучения, вывели на новый уровень проблемы обучения детей грамоте и родному языку.
Е.Л. Григоренко, К.Н. Поливанова отмечают тревожное положение с показателями грамотности молодежи России, выявляемое по результатам единого государственного экзамена и международных программ оценки качества образовательных результатов. С каждым годом увеличивается количество обучающихся имеющих особые образовательные потребности, в том числе дети с недостатками речи составляют наиболее многочисленную группу в популяции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Т.Н. Волковская, А.Н. Корнев, И.Ю. Левченко, А.В. Семенович, О.Н. Усанова отмечают многообразие форм речевой патологии, которые имеют различную этиологию и симптоматику, обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и качественное изменение логопедического контингента. У многих детей речевая патология имеет недифференцированный, мозаичный характер, и сочетается с недостатками в перцептивной, двигательной, когнитивной и других сферах психической деятельности ребенка.
Исследования А.Г. Арушанова, Е.А. Екжанова, Н.П. Локалова, Л.Г. Парамонова, Т.В. Скребец показали, что у более 55% детей, поступающих в первые классы массовых школ, не завершен дограмматический период усвоения языка; у 60% современных дошкольников есть проблемы в овладении родным языком, в правильности речевых высказываний; более 50% детей дошкольного возраста составляют группу риска в связи с высокой вероятностью возникновения у них в будущем недостатков чтения и письма.
Б.М. Гриншпун определяет дислалию как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По мнению Г.А.Волкова дислалия это расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков, связанное либо с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, либо с неблагоприятными условиями развития речи или с нарушениями фонематического восприятия.
Термин «дислалия» в научное обращение ввел профессор Вильнюсского университета врач И.Франк. Он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии.
Актуальность выбранной нами темы определяется увеличением количество детей с речевыми нарушениями, в частности – механической дислалией. Появление многочисленных работ по данной теме подтверждает наши данные и необходимость изучения темы в дальнейшем.
Цель исследования – выявление особенностей формирования невербальной коммуникации и выявление ее роли в развитии речи детей дошкольного возраста с механической дислалией.
Объект исследования – речевое развитие детей дошкольного возраста с механической дислалией.
Предмет исследования – особенности формирования невербальной коммуникации и выявление ее роли в развитии речи детей дошкольного возраста с механической дислалией.
Задачи исследования:
В работе применены такие методы исследования, как:
Гипотеза исследования выражена в предположении о том, что уровень сформированности невербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с механической дислалией обусловлен уровнем развития:
Теоретическая значимость исследования: заключается в систематизации материалов по изучаемой теме. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста, имеющих механическую дислалию, стали предметом научных интересов зарубежных и отечественных ученых: А. Куссмауля, О. Беркана, а позднее в работах Е.С. Боришпольского, Г. Гутцмана, В.Ф. Олтушевского, Т.Н. Волковской, О.Е. Грибовой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой и других.
Содержание теоретической части работы может быть использовано студентами и специалистами логопедами для ознакомления с особенностями речевого развития и логопедической работы с детьми, имеющими нарушение механическую дислалию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована программа формирования невербальной коммуникации и развитии речи детей дошкольного возраста с механической дислалией. Данная программа может быть использована в коррекционной логопедической работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста с механической дислалией.
Подводя итоги теоретической части исследования, можно утверждать следующее:
Список литературы
Поделиться
Осипенко О. В., Телешева С. В. Формирование невербальной коммуникации в развитии речи детей дошкольного возраста с механической дислалией // Актуальные исследования. 2021. №48 (75). Ч.II.С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/3325-formirovanie-neverbalnoj-kommunikatsii-v-razv