В настоящее время теорию и практику логопедии активно интересуют проблемы создания психологически благоприятных условий развития связной речи детей дошкольного периода развития. Такой интерес продиктован целым рядом обстоятельств. Прежде всего, это те затруднения, с которыми в процессе работы сталкиваются специалисты – логопеды дошкольных учреждений.
Эти сложности приобретают актуальность в связи с тем, что недостаточно изучены и представлены в соответствующей литературе, а также по той простой причине, что само по себе Рече образование имеет сложную структуру. Связная речь предполагает, что ребенок в процессе жизни начинает обладать богатейшим запасом слов, которые имеются в языке, он приобретает способность усвоения языковых законов и правил, а также овладевает грамматическим строем, правильно и полно используя уже имеющийся языковой материал на практике. Именно способность и умение в полном объеме и связно передавать окружающим содержание какого-то текста или самостоятельно созданного рассказа, является достаточным основанием для того, чтобы говорить о ребенке как о владеющим связной речью. Развитие связной речи представляет собой наиболее важную часть успешности его систематического обучения в школе. Только имея хорошую связную речь, будущий первоклассник может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы. При этом ему становиться необходимым последовательно, объективно, обстоятельно излагать свои собственные суждения, пересказывать произведения художественной литературы, устного родного творчества.
Важно также использовать связную речь в сочинениях и программных изложениях. Все это требует глубокого и высокого уровня развития связной речи будущих школьников.
Формирование связной речи у детей, которые не имеют какой-то патологии, не важно сенсорных систем, речевого аппарата, задержки развития или интеллектуальной недостаточности, очень сложный процесс. Любая патология существенно усложняет его, так как еще и она оказывает воздействие на его протекание.
Речь сама по себе очень сложная система, она включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю речь. В свою очередь внешнюю речь рассматривают как устную и письменную. Основная функция устной речи – установление контакта между людьми. Основное значение устной речи кроется в необходимости общения, сообщения информации, а, следовательно, коммуникация между отдельными собеседниками.
Ребенок, который не имеет речевых патологий, уже в старшем дошкольном возрасте способен вполне использовать контекстную речь, то есть такую, когда нет необходимости находиться в ситуации общения или знать ее содержание предварительно.
Перед современными родителями, педагогами, тьюторами стоит задача формирования у детей, имеющих нарушения в развитии речи, речи как компонента гармоничного речевого устного общения. Заметим, что именно деятельность родителей и тьютора весьма важна и если роль и значение семьи в развитии речи рассматриваются в научной литературе, активно обсуждаются, то роль тьюторского сопровождения в педагогике рассмотрена недостаточно, хотя в развитии речи детей с нарушением ее функционирования важна совместная деятельность специалиста и родителя.
Цель исследования – выявить роль тьютерского и родительского сопровождения в речевом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности применения современных технологий тьютерского и родительского сопровождения в речевом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- Провести анализ научной литературы по теме исследования.
- Проанализировать особенности формирования речи в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.
- Выявить значимость применения современных технологий тьютерского и родительского сопровождения в речевом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Разработать и апробировать программу формирования современных технологий тьютерского и родительского сопровождения в речевом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Провести анализ эффективности реализации программы.
В работе применены такие методы исследования, как:
- теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: беседа, интервью; наблюдение; изучение педагогической документации; методы психологической диагностики; эксперимент;
- статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Гипотеза исследования выражена в предположении о том, что современные технологии тьютерского и родительского сопровождения речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи активизируют развитие речи в виде:
- состояние звукопроизношения;
- состояние фонематического восприятия, слуха, навыков фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений;
- состояние связной речи.
Теоретическая значимость исследования: заключается в систематизации материалов по изучаемой теме. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, стали предметом научных интересов. О.Н. Усановой была разработана диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей во взаимосвязи с их интеллектуальным развитием. Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховска разработали концепцию максимального поиска и отбора преимущественно методических материалов. Данной проблемой занимались ведущие учёные в области логопедии: Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, С. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др.
Содержание теоретической части работы может быть использовано студентами и специалистами логопедами для ознакомления с особенностями речевого развития и логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована Программа тьюторского и родительского сопровождения в коррекционной работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общем недоразвитием речи. Данная программа может быть использована в коррекционной логопедической работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста с общим недоразвитием речи, а также в консультативной работе с родителями воспитывающими детей с нарушениями речи.
Подводя итоги теоретической части исследования, можно утверждать следующее:
ОНР – группа детей с различной природой дефектов.
Основные признаки ОНР: позднее начало речи. Речь аграмматична, малопонятна. Отставание в развитии экспрессивной речи. Недостаточная речевая активность. Критичность к своему дефекту.
- тьютор и тьюторское сопровождение – это новый вид деятельности для отечественного образования, тем не менее, сама эта деятельность имеет длинную историю;
- общее недоразвитие речи – это остаточно распространённое нарушение, которое нуждается в коррекции не только со стороны специалистов, но и семьи ребенка с подобной патологией, хотя бы по той причине, что в семье ребенок находится дольше и родитель может корректировать возможные ошибки в условиях бытовой и социальной реальности;
- тьютор работает не только с семьей, как с объектом воздействия, но и как с полноправным субъектом деятельности по развитию речи детей с общим недоразвитием речи;
- основная задача тьютора не просто реализация сопровождения, но доведение жизнедеятельности ребенка до того момента, когда он сможет справляться со своими трудностями самостоятельно.