Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста - задача общественно-социальной значимости. Современная наука предлагает значительный диапазон средств и методов устранения недостатков речи, в том числе игры, упражнения. Уникальность и особую значимость дошкольного детства для развития личности подчеркивали в своих трудах В. Г. Белинский, Ушинский К.Д., Сорока – Русинский В.Н., Горький М., Чуковский К.И., Маршак С.Я. [6].
Основная задача дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДОУ развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Дошкольное детство – это очень важный момент в жизни каждого человека. Это время стремительного психического и физического формирования всех систем и процессов. Именно в этот момент времени закладываются фундаментальные основы дальнейшего формирования и развития ребенка. Большинство процессов развития дошкольника, так или иначе, связаны и с процессами становления речевой функции.
В работах А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.Н. Менчинской, Ю.А. Разенковой, С.Л. Рубинштейна, Т.Н. Ушаковой и др. раскрывается значимость развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной и предметно-практической деятельности, коммуникативной сферы, которые являются базовыми факторами развития и формирования речи. Огромная проблема в формировании познавательной сферы дошкольников и их личностного развития выступает нарушение функционирования речи. В числе задач дошкольной образовательной организации - подготовка воспитанников к обучению грамоте. В его основе, по мнению А. Г. Ананьева, лежит достаточная речевая готовность. Среди распространенных трудностей можно назвать нарушения речи, влияющее на формирование ее произносительной стороны. В целом, дети, имеющие подобные нарушения имеют сохранный интеллект с одной стороны и достаточный слух с другой.
Формирование речи дошкольника никак нельзя назвать практическим накоплением словаря. Он реализуется в рамках взаимодействия ребенка с окружающей средой в ситуации общения с родителями, старшими братьями и сестрами, другими взрослыми и сверстниками.
Дети в раннем дошкольном периоде, не обладают всеми аспектами речи как самостоятельного элемента вербального общения. Она по факту не развита, так как в наличие большое количество звукоподражаний, имеются упрощённые, контурные слова. Активно дети использую жестикуляцию. У детей с нарушениями речи, это может повлечь за собой нарушение процесса включения ребенка в общественные отношения. Это определено тем простым фактом, что речь – есть форма присвоения общественных отношений.
Цель исследования: анализ вариативности стратегий ФГОС ДОУ в развитии речевых навыков и умений детей дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: выявить особенности стратегий ФГОС ДОУ в развитии речевых навыков и умений детей дошкольного возраста в логопедических группах.
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- Провести анализ современных научных подходов к решению проблемы вариативности реализации ФГОС ДОУ у детей дошкольного возраста.
- Провести анализ вариативности стратегий ФГОС ДОУ в развитии речевых навыков и умений детей дошкольного возраста
- Провести диагностику уровня развития речи у детей дошкольного возраста.
- Выявить педагогические условия развитии речевых навыков и умений детей дошкольного возраста в логопедических группах в ДОУ
- Разработать программу развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
- Провести анализ эффективности реализации программы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: беседа, интервью; наблюдение; изучение педагогической документации; методы психологической диагностики: эксперимент;
- статистические: математическая и статистическая обработка результатов, полученных в ходе исследования.
Гипотеза исследования:
Развитии речевых навыков и умений детей дошкольного возраста в логопедических группах в соответствии с ФГОС ДОУ обусловлено:
- систематическое пополнение активного словарного запаса (точность словоупотребления, использование разных частей речи);
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- фонематического слуха;
- формирование мотива высказаться, озвучивание сформулированного высказывания;
- возможность вербально выражать свое эмоциональное состояние.
Теоретическая значимость результатов нашего исследования состоит в обобщении и систематизации психолого-педагогического знания по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста. Выявлены механизмы, технологии, и методы развития речи у детей дошкольного возраста А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.Н. Менчинской, Ю.А. Разенковой, С.Л. Рубинштейна, Т.Н. Ушаковой, Солнецевой Л.И., Литвак А.Г. и др. Определены базовые факторы развития и формирования речи, значимость развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной и предметно–практической деятельности, коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Практическая значимость заключается в том, что представлен комплекс диагностических методик по определению уровня формирования речи у детей с нарушением речи. Разработана программа развития речевых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста в логопедических группах
База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 18 станицы Суворовской, Предгорного округа, Ставропольского края.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
Подготовительный этап требовал определения целей и задач исследования;
Констатирующий этап связан с выбором методов и подбором методик научного исследования.
Формирующий этап связан с реализацией коррекционной программы развития речевых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста в логопедических группах
Применялись следующие методики
- «Оценка поведенческих особенностей детей» Н.Семаго и М.Семаго.
- «Методики диагностики развития речи» авторов В.М. Акименко, Е.Ф. Архиповой, О.Г. Приходько, Г.В. Чиркиной.
Методики диагностики развития речи включали:
- Обследование звукопроизношения.
- Обследование слоговой структуры слова.
- Обследование грамматической стороны речи.
- Обследование связной речи.
Выводы исследования
- Речевые навыки и умения включают: семантико-грамматическое оформление высказывания (выбор слов, их падежа, рода, числа и т.д., синтаксические схемы высказывания), произношение, интонирование.
- Различаются четыре вида речевых умений: умение говорить (излагать свои мысли в устной форме); умение аудировать (понимать услышанную речь); умение писать - излагать свои мысли в письменной форме; умение читать – понимать речь в графическом отображении.
Факторами же процесса развития речи ребенка выступают следующие: положительные эмоции; потребности в эмоциональном контакте с близким человеком; физиологического развития органов речи; потребности в содержательном общении; развития интеллекта; языковой (речевой) среды, в которой протекает процесс речевого развития и речевой активности
- ФГОС ДОУ отмечает, основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
- Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.
- Основными направлениями педагогической и логопедической работы по развитию речи являются: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Родители и воспитатели должны быть информированы о том, что наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка период дошкольного детства. В период старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет речевое развитие согласно ФГОС ДОУ направленное на подготовку к обучению грамоте в том числе: развитие речевой среда; освоение форм речевого этикета; формирование словаря; совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; освоение выразительных средств языка; звуковую культуру речи; отработку дикции; совершенствование фонематического слуха; отработку интонационной выразительности речи; совершенствование грамматического строй речи; развитие связной речь; совершенствование умения составлять рассказы.